Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с проблемами, возникающими в деятельности кредитных организаций при взаимодействии с территориальными органами ФССП России при обращении взыскания на имущество должников.
Так, в некоторых регионах Российской Федерации, таких как Костромская, Саратовская, Магаданская области, Приморский и Хабаровский край и др., средний срок исполнения дел об обращении взыскания на заложенное имущество составляет от 10 до 15 месяцев, а иногда эти сроки превышают 2 года.
Банковское сообщество отмечает ряд проблем общего характера, крайне негативно влияющих на сроки и качество исполнительного производства и требующих скорейшего разрешения.
1. Сложилась крайне неблагоприятная ситуация с принудительной реализацией имущества, требующего специальной лицензии на продажу (фармацевтические товары, алкоголь и другие). Отсутствие (либо крайне малое количество) аккредитованных организаций, имеющих право заниматься реализацией отдельных видов имущества, чрезвычайно затрудняет, а порой даже делает невозможным процесс исполнения судебных актов, что ведет к порче указанного имущества должников или его уничтожению, и, как следствие, причиняет убытки кредитным организациям - взыскателям.
2. Ряд проблем связан с несогласованностью действий служб судебных приставов с иными организациями и учреждениями - участниками процесса. Так, службами судебных приставов крайне долго производится обмен необходимой информацией с другими участниками процесса (Росимущество, Росреестр, Росинвентаризация, хранители, торгующие организации и др.). По-прежнему возникают трудности с направлением судебными приставами запросов в компетентные органы в ходе подготовки заявок на реализацию и получение ответов на них. В этой связи применяются обеспечительные меры в виде наложения запрета совершения регистрационных действий с заложенным недвижимым имуществом, несмотря на то, что имущество уже обременено ипотекой и т.д. Государственными организациями не предоставляются сведения по поручению судебных приставов лицам, обратившимся с запросами и имеющим письменные поручения судебных приставов на предъявление запроса и на получение ответа на руки.
3. Чрезвычайно долго осуществляются действия судебных приставов, направленные на выселение должников из заложенных жилых помещений, на розыск имущества и поиск необходимой информации.
Судебные приставы-исполнители слабо взаимодействуют с органами внутренних дел в ситуации, когда, например, судебному приставу для осуществления исполнительных действий необходимо проникнуть в закрытое помещение, что затягивает процесс взыскания на длительное время. Судебные приставы, обнаружив замок на двери помещения, чаще всего категорически отказываются продолжать действия. Практически во всех регионах можно отметить крайне слабое взаимодействие судебных приставов с местными органами внутренних дел.
Предлагаем:
1. Согласовать с МВД России порядок взаимодействия органов внутренних дел и судебных приставов для оперативного и качественного исполнения судебных решений (розыскные мероприятия, содействие проникновению в закрытые помещения с целью наложения арестов, описи имущества, его изъятию, передаче на реализацию и т.п.).
2. Согласовать с Росимуществом ряд вопросов с целью оптимизации процесса обмена информацией, а также процесса реализации имущества специализированными аккредитованными организациями, в том числе реализации отдельных специализированных видов имущества (алкоголь, фармацевтические товары и другие товары, требующие лицензии на продажу и хранение).
3. В целях экономии времени и соблюдения сроков исполнительного производства при обращении взыскания на имущество должника просим согласовать с государственными организациями и учреждениями, участвующими в процессе исполнения судебных актов (Росимущество, Росреестр и др.), возможность приема поручений службы судебных приставов, выдаваемых представителям взыскателей, а также возможность выдачи ответов на эти запросы непосредственно представителям взыскателей при представлении оформленного судебным приставом поручения и представлении надлежащих документов ускорить процесс взыскания.
Среди проблем исполнения судебных актов, банками особо отмечаются проблемы, связанные с процессом реализации имущества должников на публичных торгах.
В настоящее время отмечается крайне малое количество сделок, заключаемых на торгах. Чаще всего торги признаются несостоявшимися, в связи с чем банкам приходится оставлять непрофильное имущество за собой, а затем реализовывать его самостоятельно.
Обращаем внимание на следующие причины означенных проблем:
- Недостаточность информационного ресурса о проводимых торгах. На сайте ФССП России дается крайне скудная информация о предмете торгов, о состоянии залога, нет фотографий объекта торгов (особенно это касается объектов недвижимости). Зачастую используются малораспространенные издания с малым тиражом.
- Установленный законом срок опубликования извещения в СМИ (не позднее чем за 10 дней до даты проведения публичных торгов) представляется недостаточным для ознакомления потенциальных покупателей с содержанием извещения, принятия ими решения об участии в торгах и внесения задатка. На результативность торгов влияет фактор времени, а верхний предел установленного в законе срока (не ранее чем за 30 дней до даты проведения публичных торгов) крайне редко используется судебными приставами - чаще всего информация публикуется ими в последний день. Сказанное приводит к тому, что большинство торгов признаются несостоявшимися. Конечно, данный вопрос следует решать на законодательном уровне, но ФССП России может способствовать информированию о торгах, рекомендуя судебным приставам извещать о торгах в оптимальные сроки.
- Определенные проблемы взыскания по ипотечным кредитам на стадии исполнительного производства обусловлены тем, что исполнительное производство ведут территориальные органы ФССП России, а реализацию имущества осуществляют специализированные организации, аккредитованные Росимуществом. Однако задержки часто вызваны действиями самих судебных приставов. Так, заявки на реализацию имущества оформляются судебными приставами крайне долго, порой свыше 8 месяцев. Иногда Отдел реализации арестованного имущества службы судебных приставов необоснованно отказывает в принятии заявок на реализацию (например, одна из частых причин - отсутствие в деле кредитного договора).
- Статьями 87-92 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определен порядок реализации имущества должника и последствия признания торгов несостоявшимися. Однако в данных нормах отсутствует указание на срок направления службой судебных приставов предложения об оставлении имущества за собой после признания повторных торгов не состоявшимися. Также отсутствует указание на срок передачи имущества службой судебных приставов взыскателю после получения согласия. Отсутствие указания на такие сроки в ведомственных документах приводит к затягиванию сроков исполнения решений судов.
Кроме того, нормативные акты не устанавливают перечень документов, которые судебный пристав должен передать взыскателю для регистрации права собственности на передаваемое имущество, что существенно затрудняет процесс принятия имущества взыскателем. Также не определен порядок передачи самого имущества, и служба судебных приставов передает имущество "на бумаге" - недвижимость с должниками, автотранспорт на штрафных стоянках, стоянках торгующей организации и т.п. Взыскатель, получив имущество по акту, фактически не может им воспользоваться и распорядиться, что не может являться надлежащим исполнением судебного акта.
Предлагаем:
2.1. Определить порядок публикации информации о реализуемом имуществе с установлением обязательных критериев для средств массовой информации, а также установить обязательность размещения информации о проведении торгов на официальном сайте ФССП России с обязательным сохранением информации в архиве. В случае невозможности архивации информации по торгам необходимо решить вопрос об обязательном приобщении к материалам исполнительного производства данной информации, распечатанной с сайта на момент ее размещения в сети Интернет. Осуществлять строгий контроль об обязательном размещении информации о проведении торгов на официальном сайте ФССП России (в последнее время очень много обжалований в суд о неправомерности проведения торгов, где основным доводом является отсутствие информации о проведении торгов в сети Интернет).
2.2. Строго контролировать исполнение пункта 1 статьи 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" о проведении торгов в двухмесячный срок со дня передачи имущества организатору торгов для реализации. В частности, ФССП России необходимо строго контролировать сроки оформления заявок.
2.3. Согласовать с Росимуществом сроки проведения аккредитации специализированных организаций, обеспечивающие непрерывность процесса реализации имущества. Сроки реализации часто удлиняются вследствие того, что имущество, переданное на реализацию специализированной аккредитованной организации и не проданное ею до конца календарного года, "зависает" и не продается до момента, когда в следующем году будет проведена процедура новой аккредитации, и это имущество, возможно, будет передано другой аккредитованной организации.
2.4. Ведомственными актами ФССП России закрепить: срок направления ССП взыскателю предложения об оставлении имущества за собой после признания повторных торгов несостоявшимися, а также срок передачи имущества службой судебных приставов взыскателю после получения его согласия.
2.5. Ведомственными актами ФССП России закрепить перечень документов, необходимых для передачи судебными приставами при оставлении имущества за взыскателем (при несостоявшихся торгах) для осуществления действий Росреестра, ГИБДД и другими организациями необходимых регистрационных действий о переходе права собственности.
Наряду с вышеперечисленными проблемами существует ряд иных проблем, возникающих в процедурах исполнительного производства при обращении взыскания на ценные бумаги. Представляется, что решить такие вопросы невозможно без специальных нормативных актов ФССП России.
Учитывая чрезвычайную важность означенных проблем, а также принимая во внимание необходимость разработки методических рекомендаций, содержащих алгоритм действий судебных приставов-исполнителей, направленных на быстрое и эффективное исполнение судебных актов, предлагаем создать экспертную рабочую группу из числа представителей ФССП России, профессиональных взыскателей, а также представителей банковского сообщества.
С уважением,
Президент АРБ |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 декабря 2012 г. N А-01/5-738 "О проблемах при обращении взыскания на имущество должника"
Текст письма официально опубликован не был