Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2012 г. N 31-О12-33
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Шишлянникова В.Ф.,
судей Микрюкова В.В. и Шамова А.В.,
при секретаре Кочкине Я.В.,
с участием переводчика Байрамова Т.М.,
рассмотрев в судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Байрамова Г.А. и адвоката И.Л. Петровой в защиту его интересов на приговор Верховного Суда Чувашской Республики от 31 августа 2012 года, которым
Байрамов Г.А., ..., несудимый,
осужден к лишению свободы:
- по п. "д" части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона N 73-ФЗ от 21.07.2004 года) на 15 лет;
- по части 3 статьи 30, пунктам "а", "в", "д", "к" части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона N 73-Ф3 от 21.07.2004 года) на 10 лет.
На основании части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Байрамову Г.А. назначено 17 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания Байрамову Г.А. исчислен с 31 августа 2012 года, зачтено в срок отбытия наказания содержание его под стражей с 8 февраля по 30 августа 2012 года.
Разрешен гражданский иск, с Байрамова Г.А. в пользу П. взыскано ... рублей, в пользу К. - ... рублей компенсации морального вреда.
Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах и процессуальных издержках.
Заслушав доклад судьи Шамова А.В., выступление осужденного Байрамова Г.А. и адвоката Вишняковой Н.В. в защиту его интересов, поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Абрамовой З.Л., полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
приговором Байрамов Г.А. признан виновным в убийстве с особой жестокостью П. и покушении на убийство малолетней П. ... года рождения, т.е. лица, заведомо для него находившегося в беспомощном состоянии, с особой жестокостью, с целью скрыть другое преступление, совершенными около 4 часов 2 сентября 2005 года в квартире ..., при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационной жалобе и дополнении осужденный Байрамов Г.А., заявляя о несогласии с приговором, указывает, что умысла на убийство П. у него не было. Не согласен с квалификацией его действий по п. "а" части 2 статьи 105 УК РФ, поскольку находился в состоянии аффекта. Судебная экспертиза в ходе следствия назначена и проведена с нарушением УПК РФ, в отсутствие переводчика; при производстве следственных действий допущены многочисленные нарушения норм процессуального закона. Указывает о несогласии с содержанием протокола судебного заседания. Потерпевшие отказались от исковых требований. Фактические обстоятельства судом установлены неверно, показания потерпевшей П. являются ложными. В ходе судебного разбирательства он не получил надлежащей юридической помощи. Судом не учтено, что все произошло из-за высказанных П. в его адрес оскорблений. Приводя содержание изложенных в приговоре доказательств и, давая им свою оценку, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Просит отменить приговор.
В кассационной жалобе адвокат И.Л. Петрова, не соглашаясь с приговором, указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание показания Байрамова Г.А. о нахождении в состоянии сильного душевного волнения из-за оскорблений, высказанных в его адрес П. Показания Байрамова Г.А. не опровергнуты, в связи с чем, просит приговор изменить, переквалифицировать действия Байрамова Г.А. на часть 1 статьи 107 и статью 118 УК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает приговор суда законным и обоснованным.
Вопреки доводам кассационных жалоб осужденного Байрамова Г.А. и адвоката Петровой И.Л., выводы суда о виновности Байрамова Г.А. в убийстве П. и покушении на убийство П. основаны на всесторонней и полной оценке доказательств, исследованных в судебном заседании.
В судебном заседании Байрамов Г.А. по предъявленному обвинению виновным себя признал в части причинения телесных повреждений потерпевшим, отрицая наличие умысла на убийство, поясняя о нахождении в состоянии аффекта.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств: показаний потерпевших П., К., свидетелей А., М., К., иных данных, содержащихся в протоколах осмотра места происшествия (т. 1 л.д. 5-10), выемок, выводах судебно-медицинских исследований трупа П. заключении судебно-медицинского эксперта о характере и степени тяжести телесных повреждений у П. судом с бесспорностью установлена вина Байрамова Г.А. в умышленном причинении смерти П. и покушении на убийство П.
Так, на основании показаний, данных в судебном заседании потерпевшей П. судом был сделан правильный вывод о том, что мотивом совершения преступления явились неприязненные отношения, возникшие на почве ссоры Байрамова Г.А. с П. при этом каких-либо данных, указывающих на нахождение Байрамова Г.А. в момент совершения преступления состоянии аффекта, П., являвшаяся непосредственным очевидцем и жертвой преступления, суду не указала.
Не установлено эффективности поведения Байрамова Г.А. при производстве судебной психолого-психиатрической экспертизы, установившей, что в период инкриминируемого ему деяния Байрамов Г.А. мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. (том 2 л.д. 66-68).
Доводы кассационных жалоб осужденного о ложности показаний потерпевшей П. не основаны на материалах уголовного дела и судебного разбирательства.
Показания потерпевшей П. последовательны, объективно подтверждаются совокупностью иных исследованных в судебном заседании доказательств.
О совершении Байрамовым Г.А. умышленных преступлений и отсутствии в его действиях состоянии аффекта, суд сделал правильный вывод исходя из показаний потерпевших, свидетелей, на основании которых суд правильно установил фактические обстоятельства совершенных преступлений. Судом также учтено поведение виновного в момент совершения преступлений и после их совершения.
Надлежаще судом исследовались все доводы Байрамова Г.А. и его защитника, в том числе о нахождении его во время совершения преступлений состоянии аффекта, по обстоятельствам появления у него орудий преступления. Судом позиция стороны защиты обоснованно отвергнута, поскольку доводы изложенные Байрамовым Г.А. и его защитников опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Мотивы, по которым суд принял одни из доказательств и отверг другие, в приговоре приведены. Выводы суда основаны на материалах уголовного дела и являются правильными.
Согласно заключений экспертов, смерть П. наступила от комбинированной травмы: десяти колото-резанных ранений передней и задней поверхности туловища, ссадины-царапины в верхнем отделе левой голени, тупой травмы головы с восемью ушибленными ранами в волосистой части головы и на лбу слева, с повреждениями легких и сердца, большого сальника и брыжейки тонкого кишечника, с кровоизлияниями в плевральные полости, в просвет перикарда, в брюшную полость, в мягкие мозговые оболочки, которая по степени тяжести в совокупности, при оценке у живых лиц, относится к категории телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. Смерть наступила через короткий промежуток времени после возникновения телесных повреждений (комбинированной травмы), исчисляемый минутами (том 1 л.д. 38-49, том 2 л.д. 96-99).
Потерпевшей П. были причинены пять колото-резаных ранений: одно грудной клетки, три живота, одно поясницы, в том числе, два проникающих в грудную клетку с повреждением правой внутригрудной артерии, в брюшную полость с повреждением селезенки и тонкого кишечника, с кровоизлияниями в правую плевральную и брюшную полости, которые могли образоваться в результате пяти изолированных воздействий острого предмета (ножа) при колюще-режущем механизме действия, а также травматический и геморрагический шок IV степени, состояние после оперативного лечения. Повреждения по степени тяжести в совокупности относятся к категории телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. Кроме того, П. получила повреждение в виде раны правой теменно-затылочной области, зажившей с образованием рубца, (том 1 л.д. 121-122, том 2 л.д. 123-124).
Нарушений норм уголовно-процессуального права при производстве предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства допущено не было.
Заключения экспертов получены в результате исследований, назначенных следователем в пределах его компетенции и в процедуре, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Несостоятельны и доводы кассационной жалобы осужденного Байрамова Г.А. об отсутствии эффективной юридической помощи.
Интересы Байрамова Г.А. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном разбирательстве, представляли профессиональные защитники - адвокаты, допущенные к участию в деле в соответствии с положениями статей 50, 51 УПК РФ. К производству по делу был привлечен переводчик.
Каких-либо заявлений от Байрамова Г.А. в связи с ненадлежащей защитой его интересов ни в ходе расследования, ни в судебном заседании не поступало.
Юридическая оценка действиям Байрамова Г.А. дана правильная, квалификация его действий по п. "д" части 2 статьи 105 УК РФ, части 3 статьи 30, пунктам "а", "в", "д", "к" части 2 статьи 105 УК РФ является верной. Выводы суда в приговоре мотивированы.
Наказание в виде лишения свободы Байрамову Г.А. назначено с учетом характера и степени общественной опасности, данных о личности, его положительных характеристик, обстоятельств, смягчающих наказание, к которым суд отнес наличие у Байрамова Г.А. несовершеннолетнего ребенка, и является справедливым. Оснований для смягчения наказания, судебная коллегия не находит.
Гражданский иск рассмотрен в соответствии с действующим законодательством, при определении размера компенсации морального вреда, взысканной с Байрамова Г.А. в пользу потерпевших, судом учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения гражданского иска, соблюдены требования справедливости и разумности.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения приговора в отношении Байрамова Г.А. по доводам кассационной жалобы осужденного Байрамова Г.А. и адвоката Петровой И.Л. в защиту его интересов.
Руководствуясь статьями 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного Суда Чувашской Республики от 31 августа 2012 года в отношении Байрамова Г.А. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Шишлянников В.Ф. |
Судьи |
Микрюков В.В. |
|
Шамов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2012 г. N 31-О12-33
Текст определения официально опубликован не был