1. Согласно части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Следовательно, в установленный законом срок конкурсная комиссия самостоятельно проверяет заявки участников размещения на соответствие их требованиям Закона о размещении заказов, а также оценивает, представленные документы в составе заявки участника размещения заказа для подтверждения опыта выполненных работ и работ, аналогичных по предмету торга. Обязанность по проверке и достоверности сведений представленных участником размещения заказа в заявке на участие в торгах, Законом о размещении заказов не установлена.
Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации заказчик вправе проверить сведения представленные участником размещения заказа в заявке на участие в конкурсе.
Статьей 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация разрабатывается и утверждается заказчиком. Также конкурсная документация должна содержать в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, которые будут включать документы, подтверждающие опыт выполненных участником размещения заказа аналогичных работ.
Следовательно, участник размещения заказа доказывает опыт выполненных аналогичных работ документами, которые установил заказчик в конкурсной документации.
2. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о размещении заказов в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с Законом о размещении заказов конкурс может быть признан несостоявшимся в том числе в следующих случаях.
а) Если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе (часть 11 статья 25 Закона о размещении заказов).
б) Если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе (часть 4 статьи 27 Закона о размещении заказов).
В указанных случаях заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о признании конкурса несостоявшимся и направить документы в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти - ФАС России (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 11 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в рассматриваемых случаях, Законом установлено право заказчика разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по согласованию с уполномоченным органом, а не обязанность и, следовательно, заказчик может провести повторный конкурс.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Часть 1 статьи 11 Закона о размещении заказов содержит обязательные требования к участникам размещения заказа. В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также дополнительные требования к участникам размещения заказа. Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Частью 2 статьи 456 части второй Гражданского кодекса от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
На основании изложенного, заказчик при размещении заказа для государственных нужд обязан руководствоваться требованиями законодательства.
Достоверность (недостоверность) сведений о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ определяется исходя из информации, поданной в заявке на участие в конкурсе (аукционе) в срок и по форме, которые установлены аукционной документацией. Для определения достоверности (недостоверности) сведений о товарах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ могут быть использованы любые официальные источники информации органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, в том числе ответы указанных лиц на письменные запросы Заказчика, уполномоченного органа.
Обращается внимание на то, что не допустимо включение в конкурсную документацию (документацию об аукционе) требования о необходимости представления в заявке документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ специальным требованиям к качеству и безопасности, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкции по эксплуатации) передаются вместе с товаром.
4. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Таким образом, в случае, если предложенный участником размещения заказа в заявке на участие в конкурсе срок поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг) выходит за пределы сроков поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), установленных в конкурсной документации, Заказчик обязан отказать в допуске такого участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, к участию в конкурсе.
5. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Также, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом, если заказчик объединит в один лот виды работ на которые требуется лицензия и работы на которые лицензия не требуется, или данные виды работ предполагают наличие разных видов лицензий, то это будет являться нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Однако в случае, если виды работ, составляющие предмет торгов, взаимосвязаны между собой и составляют основной комплекс мероприятий, а также то, что данные виды работ подлежат лицензированию, предусматривающее выдачу одной лицензии, ФАС России считает, что объединение в одном лоте продукции, составляющей комплекс мероприятий, правомерно и не противоречит антимонопольному законодательству.
6. В соответствии с пунктом 6 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - Правила оценки) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 оценка заявок производится с использованием не менее 2 критериев оценки заявок, одним из которых является критерий "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"), значимость которого не может быть менее 35 процентов.
При этом сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов (пункт 7 Правил оценки).
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно установить критерии оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Правилами оценки в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункту 60 Правил оценки, в случае применения нескольких сроков (периодов) поставки лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по данному критерию признается предложение в заявке с наименьшим суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки.
Таким образом, в случае применения нескольких сроков (периодов) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, заказчиком в конкурсной документации устанавливаются следующие параметры:
а) единица измерения срока (периода) поставки в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах;
б) разница между суммой максимальных сроков поставки каждого периода поставки и суммой минимальных сроков поставки каждого периода не может составлять меньше 25 процентов суммы максимальных сроков поставки каждого периода с даты заключения государственного (муниципального) контракта;
в) максимальный срок поставки по каждому сроку (периоду) поставки и минимальный срок поставки по каждому сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения государственного (муниципального) контракта;
В случае, если применяется несколько сроков (периодов) поставки, предложенный в заявке суммарный срок (период) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равен менее половины суммарного срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, то такой заявке присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.
Данное ограничение применяется только в целях оценки и сопоставления заявок, при этом государственный (муниципальный) контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор разъяснений Закона о размещении заказов в части особенностей проведения закупок путем открытого конкурса.
Так, участник размещения заказа должен подтвердить опыт выполнения аналогичных работ документами, которые установлены заказчиком в конкурсной документации. Проверять достоверность этих сведений заказчик не обязан, но вправе это сделать по своей инициативе.
Заказчик может провести повторный конкурс, если торги не состоялись из-за подачи только одной заявки или отсутствия таковых, а также если в участии отказано всем участникам аукциона. Размещать заказ у единственного поставщика по согласованию с уполномоченным органом в такой ситуации не обязательно.
Недопустимо включать в конкурсную документацию требование представить документы, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг специальным требованиям к качеству и безопасности, если они должны передаваться вместе с товаром в силу закона. Речь идет о техническом паспорте, сертификате качества, инструкции по эксплуатации и т. п.
Заказчик обязан отказать в допуске к участию в аукционе, если участником в заявке указан срок поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), не соответствующий конкурсной документации.
Допускается объединять в один лот работы, которые составляют единый комплекс мероприятий, взаимосвязаны между собой и предусматривают наличие 1 лицензии. Вместе с тем это не допускается, если заказ размещается как на работы, на которые требуется лицензия, так и на те, на которые она не нужна, или которые предполагают наличие нескольких различных лицензий.
Разъяснено, в случае применения нескольких сроков поставки лучшим признается предложение с наименьшим суммарным сроком поставки по всем периодам. Приведены параметры, которые должны устанавливаться заказчиком в конкурсной документации для оценки заявок в такой ситуации.
Обзор разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части особенностей проведения закупок путем открытого конкурса (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России