Решение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N АКПИ12-1428
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N АПЛ13-7 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова В.С. о признании частично недействующим пункта 9.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 398, установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 398, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2012 г., регистрационный номер 24801, и опубликованным в "Российской газете" 12 сентября 2012 г., утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения) (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения). Пунктом 9.3 Административного регламента предусмотрено, что для продления срока действия разрешения заявитель представляет паспорт и заявление (приложение N 4 к Административному регламенту). К заявлению прилагаются: копия разрешения, подлежащего продлению; медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией; копии документов о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; две фотографии размером 3 х 4 см. Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника. В соответствии с пунктом 2 Административного регламента заявителями являются граждане Российской Федерации - собственники огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны.
Кузнецов В.С., имеющий разрешение на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 9.3 Административного регламента недействующим со дня его принятия в части, возлагающей на заявителя обязанность представить документ о прохождении им подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 9 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и нарушает права и свободы заявителя при процедуре продления срока действия разрешения на хранение оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения).
Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации Тернова С.В. заявление Кузнецова В.С. не признала и просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав заявителя не нарушает, так как все граждане, имеющие гражданское огнестрельное оружие, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Иванова Е.О. также полагала, что положение пункта 9.3 Административного регламента федеральному законодательству не противоречит.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление Кузнецова В.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об оружии" (далее - Закон об оружии), который в пункте 8 статьи 10, статье 13 закрепляет право граждан Российской Федерации на приобретение оружия на территории Российской Федерации. В соответствии с частями первой - третьей статьи 9 Закона об оружии приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой данной статьи. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные Законом об оружии документы.
Согласно части семнадцатой статьи 13 Закона об оружии граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Из приведенной нормы следует, что одним из условий первичного приобретения гражданского огнестрельного оружия, к которому относится и огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, является прохождение гражданами подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием (далее - соответствующая подготовка). При этом от обязанности пройти соответствующую подготовку федеральный законодатель освободил граждан, уже имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию.
Не относящийся к указанным лицам гражданин Российской Федерации для получения лицензии на приобретение оружия обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и другие предусмотренные Законом об оружии документы (часть пятнадцатая статьи 13 Закона об оружии).
В силу части четырнадцатой названной статьи гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Из приведенных положений статей 9 и 13 Закона об оружии видно, что граждане Российской Федерации при продлении срока действия разрешения на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия должны представлять в органы внутренних дел те же документы, что и для получения лицензии на приобретение оружия. Как уже отмечалось, для получения лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны граждане, имеющие разрешение на хранение такого оружия, освобождены от обязанности прохождения соответствующей подготовки. Следовательно, эти граждане не должны представлять документ о прохождении соответствующей подготовки при подаче в органы внутренних дел заявления о продлении срока действия разрешения на хранение данного оружия и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся порядка продления разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему.
Эти положения закрепляют перечень документов, которые должен представить заявитель, чтобы продлить такое разрешение.
Среди них - копии документов о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков такого обращения.
По мнению заявителя, нормы незаконно обязывают представлять указанный документ при продлении срока действия разрешения.
ВС РФ согласился с таким доводом и разъяснил следующее.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, регулируются Законом об оружии.
Из закона следует, что одно из условий первичного приобретения названного оружия - прохождение гражданами подготовки для изучения правил безопасного обращения с ним и приобретения навыков такого обращения.
При этом от обязанности пройти такую подготовку федеральный законодатель освободил тех граждан, которые уже имеют разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия.
Также подобное освобождение действует в отношении тех, кто проходят службу в государственных военизированных организациях и имеют воинские либо специальные звания или классные чины либо уволены из указанных учреждений с правом на пенсию.
Следовательно, перечисленные граждане не должны представлять документ о прохождении соответствующей подготовки при подаче в ОВД заявления о продлении срока действия разрешения на хранение данного оружия и патронов к нему (без права ношения).
Такие лица обязаны лишь не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков такого обращения, но не саму подготовку.
С учетом этого оспариваемые нормы противоречат Закону об оружии. Поэтому они признаются недействующими в соответствующей части.
Решение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N АКПИ12-1428
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, май 2013 г., N 5 (в извлечении)
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N АПЛ13-7 настоящее решение оставлено без изменения