В течение 1984 года Минсельхозом РСФСР, Комитетом народного контроля РСФСР, Госкомцен РСФСР, Минфином РСФСР и их органами на местах осуществлялась систематическая проверка правильности применения заготовительными и обслуживающими предприятиями цен и надбавок (скидок) к ним при расчетах с сельскохозяйственными предприятиями за продукцию, услуги и товары.
Проверками выявлены многочисленные факты обсчетов колхозов и совхозов.
Только при выполнении плана ведомственного контроля за государственной дисциплиной цен сельскохозяйственными органами краев, областей и АССР установлено обсчетов на общую сумму 46,1 млн рублей, или по 7 тыс. рублей на каждый колхоз и совхоз, по которому обнаружены обсчеты.
Выполняя приказы и указания Министерства по усилению ведомственного контроля за ценами, ряд сельскохозяйственных органов значительно улучшил организацию работы по этому вопросу. Так, специалистами управлений сельского хозяйства Ленинградского облисполкома и районных сельскохозяйственных органов проверено 75% хозяйств, обнаружено обсчетов на сумму 1,7 млн рублей (по 18,5 тыс. рублей на хозяйство), в Калужской области - более половины хозяйств, 1,6 млн рублей (по 16 тыс. рублей) соответственно, в Оренбургской области - 81% хозяйств, более 4 млн рублей и 81 тыс. рублей на одно хозяйство соответственно.
В результате принятых мер уменьшилась сумма обсчета в расчете на одно хозяйство в 14 краях, областях и АССР, в т.ч. на значительные суммы в Краснодарском крае, Кабардино-Балкарской и Калмыцкой АССР, в Амурской, Белгородской и Тульской областях; увеличился удельный вес хозяйств, в которых обнаружены обсчеты, в Приморском крае, Псковской, Владимирской, Тамбовской, Кемеровской и других областях. В некоторых областях практикуется сплошная проверка соблюдения государственной дисциплины цен в районе. Так, в 11 районах Орловской области при сплошной проверке взаиморасчетов были выявлены обсчеты на сумму 650 тыс. рублей, в т.ч. заготовителями - 155, межхозяйственными предприятиями - 147, Госкомсельхозтехникой - 77, Сельхозхимией - 90, автотранспортными предприятиями - 83 тыс. рублей.
Однако выявленные грубые нарушения государственной дисциплины цен, наносящие значительный экономический ущерб колхозам и совхозам, показали, что многие министерства сельского хозяйства автономных республик, край(обл)сельхозуправлений не уделяют вопросам правильности применения цен должного внимания. Проверки проводятся нерегулярно и не в полном объеме, носят поверхностный характер, не вскрывают причин нарушений; не принимаются меры по устранению недостатков и возврату хозяйствам недоплаченных или излишне взысканных средств. Колхозам и совхозам не оказывается необходимая методическая помощь по наведению порядка в применении цен. РАПО не используют предоставленные им права в организации контроля за правильностью расчетов заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий с колхозами и совхозами, в применении к предприятиям, допустившим обсчет, экономических санкций в порядке, установленном п. 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.07.83 N 607. Сельскохозяйственные органы 15 АССР, краев и областей не выполнили основного требования организации ведомственного контроля за государственной дисциплиной цен: каждое предприятие должно быть охвачено проверкой не реже, чем один раз в два года. Однако, в Томской области за два года на этот счет проверено 39 процентов, в Саратовской и Магаданской областях, Башкирской и Якутской АССР - менее 70 процентов хозяйств.
Многочисленным фактам обсчетов сельхозпредприятий способствует бесконтрольность со стороны самих колхозов и совхозов за правильностью производимых расчетов, что объясняется низким уровнем подготовки и безответственностью счетно-бухгалтерских и экономических кадров хозяйств.
В большинстве колхозов и совхозов приемо-сдаточные документы заполняются неправильно, либо совсем не заполняются, т.е. их оформление осуществляется полностью по усмотрению приемщиков заготовительных предприятий. Нередко колхозы и совхозы не проставляют в документах качественные показатели сдаваемой продукции. Не во всех хозяйствах имеются весы для взвешивания большегрузных автомобилей, отсутствуют необходимые нормативные документы и прейскуранты, не назначены лица, ответственные за соблюдение дисциплины цен. Подобная практика создает благоприятные условия для различного рода злоупотреблений.
Большое количество нарушений допускается при выплате надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, продаваемую низкорентабельными и убыточными колхозами и совхозами.
В ходе проверки выявлены случаи невыплат колхозам и совхозам 50-процентной надбавки к закупочной цене за продукцию, продаваемую государству сверх среднего уровня, достигнутого в десятой пятилетке.
Проверкой выявлены многочисленные случаи обсчета колхозов и совхозов за счет невыплат сортовых надбавок, а также различные нарушения дисциплины цен предприятиями и организациями других министерств и ведомств.
Объединение "Липецкрыба" производило реализацию колхозам и совхозам области рыбы на кормовые цели по розничным ценам вместо оптовых. Сумма обсчета хозяйств составила свыше 500 тыс. рублей.
Лысковский маслосыркомбинат (Горьковская область) при продаже пахты колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям применял произвольную цену 40 рублей за тонну вместо оптовой цены 10 рублей.
Более того, обсчеты хозяйств допускаются по вине организаций и предприятий, подведомственных Минсельхозу РСФСР, в частности, "Россельхозхимии", где выявлены многочисленные случаи реализации продукции по произвольным ценам, оптовым ценам для промышленности вместо более низких для сельского хозяйства, неправильного, а в отдельных случаях незаконного применения установленных наценок и скидок к оптовым и розничным ценам, несоблюдения "Общих указаний" прейскурантов.
Так, Новоспасская (Ульяновская обл.), Ковровская и Каменковская (Владимирская обл.), Дновская (Псковская обл.) райсельхозхимии в 1983 г. и I полугодии 1984 г. реализовали азофоску по оптовым ценам для промышленности, в результате чего переполучили соответственно 104,1 тыс. руб., 12,9 тыс. руб., 9,5 тыс. руб., 6,8 тыс. руб.
При самовывозе колхозами и совхозами минеральных удобрений, кормовых фосфатов, мела, ракушки многие из проверенных райсельхозхимий не возмещали затраты на транспортировку вообще или возмещали не увеличивая тарифы на 50%, как это предусмотрено.
Практически во всех проверенных райсельхозхимиях вскрыты факты неправильного взимания платы за автомобильные и тракторные перевозки: не применяется поправочные коэффициенты, произвольно определяются классы груза, расстояние перевозок.
Только вследствие перечисленных недостатков и нарушений 30 райсельхозхимий возвратили колхозам и совхозам около 250 тыс. руб., в том числе Новоспасская райсельхозхимия (Ульяновская обл.) - свыше 108 тыс. руб., Тобольская (Тюменская обл.) - 38 тыс. руб., Ковровская (Владимирская обл.) - свыше 21 тыс. руб., Смоленская - 11,2 тыс. руб., Дновская (Псковская обл.) - 6,8 тыс. руб.
Сообщая о фактах грубого нарушения государственной дисциплины цен, слабого контроля за реализацией сельхозпродукции, выплатами надбавок к закупочным ценам, возмещением расходов за транспортировку, экспедирование, разгрузку и т.п. Министерство обязывает:
принять дополнительные меры по организации эффективного ведомственного контроля за соблюдением государственной дисциплины цен во всех подведомственных Министерству предприятиях и организациях;
усилить требовательность к руководителям управлений, объединений, трестов за разработку и выполнение планов ведомственного контроля за ценами; повысить их персональную ответственность за строгое соблюдение дисциплины цен. Внести предложения по установлению порядка, в соответствии с которым руководящие работники за допущенные нарушения цен и тарифов лишаются премий полностью или частично;
обеспечить обязательную проверку соблюдения действующего порядка установления и применения цен и тарифов при проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности управлений, объединений, предприятий и организаций;
усилить контроль со стороны главных бухгалтеров колхозов, совхозов и сельхозорганов за правильным применением цен и тарифов заготовительными, обслуживающими и другими предприятиями и организациями; повысить их ответственность за качественное оформление сопроводительных и расчетных документов, за предъявление санкций при нарушении договорных обязательств, за своевременное проведение сверки взаиморасчетов и возврат неправильно взысканных (недоплаченных) сумм;
о принятых мерах по устранению отмеченных недостатков и усилению работы по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен представить информацию в Главное планово-экономическое управление не позднее 10 июля (см. письмо МСХ РСФСР от 05.12.83 N 30-155).
Министр |
В.П. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минсельхоза РСФСР от 27 марта 1985 г. N 30-29 "О результатах проверок правильности применения цен и надбавок заготовительными и обслуживающими предприятиями"
Текст письма официально опубликован не был