В соответствии с поручением Правительства РФ от 28.04.2012 N ВС-П8-2475 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по поручению Минобрнауки России направила в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ запрос о предоставлении информации о состоянии спортивных сооружений в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также о мерах, принятых в период подготовки и приема школ к новому 2012/2013 учебному году, в части усиления контроля за соответствием указанных сооружений необходимым требованиям к условиям безопасности их эксплуатации.
Информация по указанному запросу была представлена всеми субъектами РФ.
Результаты анализа полученных материалов показали, что работа по созданию максимально безопасных условий для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с обучающимися общеобразовательных учреждений стала системной во всех субъектах РФ и осуществляется в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
В период подготовки и приема школ к новому 2012/2013 учебному году в данном направлении решались следующие основные задачи.
1. Проверка школьных спортивных сооружений на их соответствие:
- Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 N 2106, зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2011 г., peг. N 19676)* (далее - Федеральные требования);
- Государственному стандарту Российской Федерации (ГОСТ Р 52025-2003) "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования";
- Государственному стандарту Российской Федерации (ГОСТ Р 52024-2003) "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей";
- Правилам безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, утвержденным Министерством просвещения СССР 19 апреля 1979 г.
2. Проверка спортивного оборудования и инвентаря на безопасность их эксплуатации и организация работы по устранению выявленных нарушений.
3. Совершенствование нормативной правовой и методической базы по профилактике детского травматизма при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися общеобразовательных учреждений.
4. Улучшение условий проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с полученной информацией во всех регионах страны вопросы обеспечения безопасности спортивных сооружений включены в акты приемки образовательных учреждений к новому 2012/2013 учебному году. Организационные мероприятия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году в субъектах РФ, запланированные на июль-август текущего года, проведены в соответствии с графиками. Комиссиями по проведению обследований спортивных сооружений составлены акты готовности указанных сооружений к эксплуатации.
В некоторых субъектах РФ изданы региональные приказы о мерах по обеспечению безопасности при эксплуатации школьных спортивных сооружений, а также спортивного оборудования и инвентаря (Приморский край, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Свердловская область, пр.).
На стадии согласования находится проект распоряжения Правительства Республики Тыва "Об утверждении комплекса мер по обеспечению безопасности содержания и эксплуатации спортивных сооружений в общеобразовательных учреждениях Республики Тыва".
Распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 18.07.2012 N 1208-р сформирован состав Республиканской межведомственной комиссии по подготовке образовательных учреждений к новому 2012/2013 учебному году.
В ряде регионов органами исполнительной власти субъектов РФ в адрес руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений направлены письма с рекомендациями по организации работы по обеспечению содержания и безопасности эксплуатации спортивных сооружений, расположенных на территории общеобразовательных учреждений (Ульяновская, Тверская области, г. Москва).
В Самарской области разработаны положение по технике безопасности при проведении уроков физической культуры с обучающимися, воспитанниками, а также план мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма и соблюдение техники безопасности при проведении школьных спортивно-массовых мероприятий.
В Белгородской области состоялось совещание руководителей муниципальных органов управления образования по актуальным вопросам обеспечения безопасности эксплуатации школьного спортивного оборудования и школьных спортивных сооружений, организована работа с родительской общественностью.
В Региональном центре безопасности образовательного учреждения (Кемеровская область) реализуется образовательная программа краткосрочного повышения квалификации педагогических работников "Управление безопасностью спортивных и детских сооружений".
Заслуживает внимания опыт ряда субъектов РФ по обновлению материально-технической базы спортивной составляющей общеобразовательных учреждений.
Так, в Тульской, Тамбовской, Саратовской областях, Сахалинском крае проведены капитальные и косметические ремонты школьных спортивных залов и спортивных площадок. На следующий год аналогичные мероприятия запланированы в Архангельской, Ивановской областях, Забайкальском крае.
В Министерстве образования Нижегородской области весь приобретенный для школ спортивный инвентарь и оборудование были подвергнуты экспертной оценке на наличие сертификатов соответствия.
Представляет интерес опыт Алтайского края по созданию электронных регистров, содержащих сведения о техническом состоянии спортивных сооружений общеобразовательных учреждений этого региона.
Из ряда субъектов РФ поступила информация о введении в эксплуатацию новых спортивных сооружений, при подготовке проектной документации и возведении которых учтены все необходимые нормы и вышеуказанные требования (Архангельская, Ивановская области, Красноярский край, Республика Северная Осетия - Алания).
Вместе с тем в процессе обследования спортивных сооружений общеобразовательных учреждений выявлен ряд типичных нарушений:
- отсутствие сертификатов на спортивное оборудование, документов заводов-изготовителей, подтверждающих безопасность эксплуатации поставляемого оборудования (Амурская, Орловская области);
- ненадлежащее закрепление футбольных ворот, иного спортивного оборудования, наличие устаревшего электрооборудования и т.д. (Тверская, Ростовская области);
- отдельные нарушения в части эксплуатации спортивных сооружений (Тюменская область, Республика Карелия).
Все выявленные нарушения, а также иные вопросы обеспечения содержания и безопасности эксплуатации спортивных сооружений находятся на постоянном контроле в органах исполнительной власти субъектов РФ.
Одновременно обращаем внимание, что в целях оказания помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, а также общеобразовательным учреждениям в приобретении современного спортивного оборудования и инвентаря для организации учебной деятельности по предмету "Физическая культура", внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, организации различных спортивно-массовых мероприятий в субъекты РФ был направлен Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - Перечень) (М.В. Дулинов, письмо от 16.05.2012 N 520/19).
Особое внимание в Перечне уделено одному из основных критериев выбора спортивного оборудования - безопасности его эксплуатации.
Так, в разделе 25 (п. 25.1) Перечня даны рекомендации по безопасности эксплуатации футбольных ворот, где, в частности, указывается, что "крепление ворот должно обеспечивать их безопасное использование в зависимости от места их установки (стационарные ворота в спортивных залах устанавливаются посредством жесткого крепления к полу (паркету) и стенам спортивного зала; стационарные ворота на футбольном поле крепятся при помощи установочных гильз на глубину не менее 40 см, передвижные ворота закрепляются равномерно по периметру основания ворот мешками с песком из расчета 300 кг на одни ворота)".
В Перечне также обращается внимание на то, что на поставляемое спортивное оборудование и инвентарь или отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечить обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе (Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 N МД-1552/03)1.**
<...>
В части организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуем уделить внимание вопросам подготовки и проведения Всероссийского профилактического мероприятия "Декада дорожной безопасности детей", проводимого в соответствии с совместным письмом, направленным Минобрнауки России и МВД России в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, и главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ (И.М. Реморенко, В.И. Нилов, письмо от 21.08.2012 N ИР-700/07/13/8-243).
______________________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 10. - С. 49-56.
** См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 8. - С. 32-49.
Директор Департамента |
А. Страдзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2012 г. N 09-138 "Об опыте субъектов Российской Федерации по организации работы, направленной на профилактику детского травматизма"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", декабрь 2012 г., N 34, в журнале "Администратор образования", ноябрь 2012 г., N 21