Письмо Минфина РФ от 28 сентября 2012 г. N 02-13-11/3990
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу выплаты муниципальным бюджетным учреждением денежной компенсации по судебному акту за незаконное увольнение работников (далее - обращение) и сообщает следующее.
Согласно информации, содержащейся в обращении, муниципальным бюджетным учреждением отказано в выплате обозначенной денежной компенсации по решению суда, вступившему в законную силу, .со ссылкой на положение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В связи с рассматриваемым вопросом необходимо иметь в виду следующие положения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Таким образом, положениями п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлена форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса, которая отличается от способа финансового обеспечения деятельности получателей бюджетных средств.
Положениями ст. 6 Бюджетного кодекса установлено, что получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Статьей 162 Бюджетного кодекса установлены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе по составлению и исполнению бюджетной сметы; принятию и исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
Учитывая, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, к нему не могут применяться нормы, установленные Бюджетным кодексом для получателей бюджетных средств, в том числе ст. 162 Бюджетного кодекса, а также порядка исполнения судебных решений.
Из содержания представленного обращения следует, что в пользу заявителей вынесено судебное решение о взыскании с муниципального бюджетного учреждения денежной компенсации за их незаконное увольнение.
В соответствии с положениями ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Частью 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 1 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ бюджетное учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, бюджетное учреждение - должник на основании исполнительного документа обязано выплатить денежные средства, подлежащие взысканию.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с положениями ч. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ установлено, что положения абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 г.
Таким образом, если обязательства по исполнительному документу, должником по которому является бюджетное учреждение, возникли до 01.01.2011, собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения.
В случае если обязательства по упомянутым судебным актам возникли после 01.01.2011, то бюджетное учреждение должно самостоятельно отвечать по своим обязательствам.
Директор |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 28 сентября 2012 г. N 02-13-11/3990
Текст письма опубликован в Cборнике документов с комментариями для бюджетных учреждений (БиНО), декабрь 2012 г., N 12