Федеральной службой судебных приставов в мае 2012 г. проведен семинар заместителей руководителей территориальных органов ФССП России, расположенных в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, на тему: "Обмен опытом выполнения возложенных задач по линии организации исполнительного производства, розыска и реализации имущества должников".
На семинаре с положительной стороны отмечена организация контроля УФССП России по Ростовской области за деятельностью структурных подразделений путем ведения "Экрана фактического исполнения".
В каждом структурном подразделении в доступном для общего обозрения месте размещены единого образца "Экраны фактического исполнения", на которых ежедневно размещаются персональные результаты деятельности каждого судебного пристава-исполнителя по фактическому окончанию исполнительных производств.
Судебные приставы-исполнители ежедневно отчитываются перед начальником структурного подразделения о результатах работы и представляют на проверку оконченные фактическим исполнением исполнительные производства. Начальник структурного подразделения сверяет данные исполнительные производства с информацией, размещенной в базе данных ПК "ОСП" и ПК "Депозит". По результатам проверки сведения о количестве фактически оконченных исполненных документов размещаются на "Экране фактического исполнения".
Ведение "Экрана фактического исполнения" позволило УФССП России по Ростовской области усилить контроль за исполнением судебных актов и актов иных органов и обеспечить достоверность статистических данных. Кроме того, ведение "Экрана фактического исполнения" способствует развитию духа соревнования в служебной деятельности и имеет мобилизующий воспитательный эффект.
Аппаратом Управления осуществляется еженедельный анализ результатов работы структурных подразделений по фактическому окончанию исполнительных производств и регулярно проводятся проверки на предмет соответствия данных, представляемых структурными подразделениями, данным базы ПК "ОСП" и реальному количеству исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, в том числе путем выездов в структурные подразделения.
Данные формы организационно-контрольной деятельности позволили УФССП России по Ростовской области достичь высоких показателей по исполнению судебных актов и актов иных органов, в том числе в выполнении поставленной ФССП России задачи по ежемесячному увеличению не менее чем на 10% количества исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением.
Участниками семинара отмечено эффективное взаимодействие Управления ФССП России по Ростовской области с Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области по розыску автотранспортных средств должников. По запросам судебных приставов-исполнителей, осуществляющих розыск, ГИБДД предоставляет сведения о маршрутах передвижения должников, определяемых с помощью камер видеофиксации при прохождении автотранспорта по магистралям города. Кроме того, ГИБДД предоставляет архивные сведения обо всех автотранспортных средствах, находившихся в собственности должника, с детализацией дат приобретения и отчуждения автотранспортных средств. Данные сведения позволяют своевременно выявлять сделки, направленные на увод должником имущества от обращения на него взыскания, и имущество, формально оформленное на третьих лиц.
На семинаре отмечена эффективная работа УФССП России по Республике Северная Осетия - Алания по проведению рейдовых мероприятий.
Сотрудники УФССП России по Республике Северная Осетия - Алания совместно с представителями Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания проводят совместные рейды под названием "Операция "Пенсия"" в отношении злостных неплательщиков, имеющих значительную задолженность по исполнительным документам в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации. Только во время проведения одного рейда 29-30 марта 2012 г. судебными приставами-исполнителями окончено 172 исполнительных производства на общую сумму взыскания более 1,1 млн. руб., наложено 17 арестов на имущество должников на общую сумму более 2 млн. руб.
В целях фактического исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных средств в пользу администрации местного самоуправления г. Владикавказа совместно с представителями административной комиссии муниципального образования г. Владикавказ проводятся рейдовые мероприятия под названием "Рубль". Безопасность проведения данных рейдов обеспечивают сотрудники полиции и судебные приставы группы быстрого реагирования УФССП по Республике Северная Осетия - Алания.
При проведении 19.03.2012 рейдового мероприятия "Рубль" в течение двух часов было исполнено 16 исполнительных производств данной категории.
Проводятся рейдовые мероприятия под названием "Арест имущества" по различным категориям исполнительных производств, в том числе по взысканию алиментных платежей. При этом УФССП России по Республике Северная Осетия - Алания активно привлекает к борьбе с неплательщиками алиментов рекламные агентства. В г. Владикавказе на электронных табло размещаются фотографии должников с указанием их фамилии, имени, отчества и сумм задолженности по алиментным платежам.
На постоянной основе проводятся совместные рейды с органами ГИБДД МВД России по Республике Северная Осетия - Алания на предмет выявления водителей-должников, а также с сотрудниками Линейного отдела внутренних дел на транспорте г. Владикавказа - с целью выявления пассажиров-должников, отбывающих из аэропорта "Владикавказ" или с железнодорожного вокзала г. Владикавказа.
Рейды широко освещаются в средствах массовой информации. Как показывает практика, после таких рейдов жители Республики Северная Осетия - Алания более активно выплачивают долги по исполнительным документам.
Положительную оценку участники семинара дали организации контроля со стороны аппарата УФССП России по Краснодарскому краю за ведением розыскных дел в структурных подразделениях.
Распоряжением УФССП России по Краснодарскому краю от 03.09.2010 N 60-р закреплен порядок составления контрольных листов по розыскным делам. В соответствии с данным распоряжением специалисты отдела организации работы по розыску должников и их имущества аппарата Управления ежемесячно проводят проверки розыскных дел в структурных подразделениях и по их результатам составляют контрольные листы.
В контрольном листе отражаются номер розыскного дела и дата его заведения, соблюдение процессуального оформления розыскного дела, сроков ведения розыскных дел и наличие в розыскных делах копий материалов исполнительного производства, необходимых для проведения розыскных мероприятий. Специалист отдела организации работы по розыску должников и их имущества аппарата Управления отражает в контрольном листе результаты проверки розыскного дела и при необходимости дает рекомендации о проведении дополнительных розыскных мероприятий или приобщении к материалам розыскного дела дополнительных процессуальных документов.
В случае выявления нарушений при ведении розыскного дела специалист отдела организации работы по розыску должников и их имущества аппарата Управления в контрольном листе дает указание об устранении выявленных нарушений и указывает на необходимость представления отчета об устранении нарушений. Представляемые отчеты об устранении выявленных нарушений приобщаются к соответствующему контрольному листу.
Кроме того, еженедельно осуществляется мониторинг подраздела "Розыск" базы данных АИС ФССП России на предмет контроля за ходом наполнения базы сотрудниками структурных подразделений, на которых возложены обязанности по розыску.
Использование такого контроля за ведением розыскных дел позволило УФССП России по Краснодарскому краю только за 4 месяца 2012 г. завести 599 розыскных дел на общую сумму взыскания более 155,8 млн. руб., в связи с розыском прекращено 113 розыскных дел на общую сумму взыскания более 25 млн. руб., разыскано 105 единиц транспортных средств.
На семинаре отмечена работа УФССП России по Ставропольскому краю по исполнению исполнительных документов о конфискации имущества.
По решениям межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере игорного бизнеса, созданной при прокуратуре Ставропольского края, и рабочей группы краевой межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края к транспортировке и предоставлению мест для уничтожения игорного оборудования привлекаются администрации муниципальных образований, на территории которых находится имущество, подлежащее конфискации. Данный порядок применяется с 2011 г. и позволил разрешить проблему достаточного финансирования Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае для транспортировки и уничтожения крупногабаритного конфискованного имущества и сократить сроки совершения исполнительных действий по исполнительным производствам о конфискации имущества.
В состав комиссии по уничтожению конфискованного имущества обязательно включается представитель УФССП России по Ставропольскому краю. При уничтожении конфискованного имущества также присутствуют представители прокуратуры, органов местного самоуправления муниципальных образований и средств массовой информации.
Организованная таким образом работа по исполнению исполнительных производств о конфискации имущества позволила УФССП России по Ставропольскому краю в 2011 г. окончить 956 из 1 276 возбужденных исполнительных производств данной категории.
С положительной стороны участниками семинара отмечены меры, принимаемые УФССП России по Смоленской области, по организации исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, должниками по которым являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления.
В соответствии с приказом УФССП России по Смоленской области от 27.04.2012 N 198 исполнительные производства данной категории находятся на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам.
Согласно приказу ФССП России от 02.03.2011 N 60 "О контроле за ведением исполнительных производств по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исполнением требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, должниками по которым являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления и государственные (муниципальные) учреждения" в Управлении организовано ведение реестра данных исполнительных производств. Реестр исполнительных производств содержит информацию о реквизитах исполнительного документа и исполнительного производства, данные о должнике и взыскателе, установленный предварительный необходимый объем финансирования для исполнения судебного решения, перечень проведенных мероприятий, даты постановки (снятия) на контроль, статус производства (приостановлено, отсрочено). Указанный реестр размещается на сервере УФССП России по Смоленской области и постоянно обновляется.
В приложении к указанному реестру ведется табличная форма "Сведения по исполнительным производствам неимущественного характера, должниками по которым являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления", которая содержит информацию о количестве находящихся на исполнении исполнительных производств, количестве вынесенных постановлений о взыскании исполнительского сбора, размерах произведенных взысканий, о применении в отношении должников мер административного воздействия, размере взысканных денежных средств, количестве врученных предупреждений об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
Зональными кураторами отдела организации исполнительного производства и отдела организации дознания и административной практики аппарата Управления осуществляется проверка исполнительных производств указанной категории. По результатам оказывается практическая и методическая помощь.
Ежеквартально Управлением проводятся сверки с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, в отношении которых возбуждены исполнительные производства.
В целях повышения эффективности ведения исполнительных производств указанной категории и контроля за выделением денежных средств, необходимых для исполнения требований исполнительных документов, УФССП России по Смоленской области ежеквартально направляет информационные письма губернатору Смоленской области, председателю Смоленской областной Думы, в органы прокуратуры и органы местного самоуправления.
Проводятся рабочие встречи с заместителем губернатора Смоленской области с участием Департамента Смоленской области по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с административными органами, Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления, Департамента бюджета и финансов Смоленской области, Правового департамента Смоленской области, Департамента Смоленской области по образованию и науке, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, с представителями муниципальных образований Смоленской области.
Управлением ФССП России по Смоленской области и Управлением Федерального казначейства по Смоленской области разработан и утвержден порядок взаимодействия при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федеральных бюджетных учреждений.
Представители УФССП России по Смоленской области участвуют в работе различных комиссий, созданных органами власти Смоленской области. В целях воздействия на должников осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры.
Направляем указанную информацию для возможного использования в практической деятельности.
Заместитель директора |
В.В. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 27 июня 2012 г. N 12/01-15454-ВВ "О положительном опыте территориальных органов ФССП России"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 10