Федеральной службой судебных приставов проведен анализ деятельности территориальных органов ФССП России по исполнению судебных решений о взыскании жилищно-коммунальных платежей по итогам первого полугодия 2012 г.
Согласно данным ведомственной статистической отчетности ФССП России, в первом полугодии 2012 г. на исполнении находилось около 2 млн. 641 тыс. исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам на общую сумму взыскания более 41,6 млрд. руб. (в аналогичном периоде 2011 г. - 2 млн. 656 тыс. на сумму взыскания более 35,9 млрд. руб.).
При этом в первом полугодии 2012 г. возбуждено 1 млн. 62 тыс. исполнительных производств на сумму 15,7 млрд. руб., что составляет 40% от общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам и 38% от суммы взыскания по ним. По сравнению с первым полугодием 2011 г. количество возбужденных исполнительных производств данной категории увеличилось на 6,9%.
В отдельных территориальных органах ФССП России отмечено существенное по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличение количества возбужденных исполнительных производств рассматриваемой категории: например, в управлениях ФССП России по Приморскому краю (возбуждено 16 тыс. исполнительных производств, или 13% от количества находящихся на исполнении), по Омской области (12,4 тыс. исполнительных производств, или 22%), по Мурманской области (12,7 тыс. исполнительных производств, или 19%), по Хабаровскому краю (10,5 тыс. исполнительных производств, или 13%), по Иркутской области (10,2 тыс. исполнительных производств, или 15%), по Алтайскому краю (7 тыс. исполнительных производств, или 15%), по Самарской области (6,5 тыс. исполнительных производств, или 16%); по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (6,5 тыс. исполнительных производств, или 20%).
Доля исполнительных производств указанной категории в первом полугодии 2012 г. составила 7,6% от общего количества находившихся на исполнении исполнительных документов в целом по России (1,2% от общей суммы взыскания).
Общее количество оконченных в первом полугодии 2012 г. исполнительных производств данной категории уменьшилось по сравнению с показателями аналогичного периода 2011 г. на 2,5% (с 776 тыс. на сумму 8,2 млрд. руб. до 758 тыс. на 9,6 млрд. руб.).
При этом уменьшилось количество фактически исполненных исполнительных производств указанной категории - с 536 тыс. в первом полугодии 2011 г. до 498 тыс. в первом полугодии 2012 г. (снижение составило 7,7%).
Количественное снижение оконченных фактическим исполнением исполнительных производств по сравнению с первым полугодием 2011 г. отмечено в управлениях ФССП России по Санкт-Петербургу (на 4,8 тыс. исполнительных производств), по Красноярскому краю (на 5,0 тыс.), по Ивановской области (на 3,4 тыс.), по Московской области (на 2,4 тыс.), по Приморскому краю (на 3,4 тыс.), по Хабаровскому краю (на 2,7 тыс.), по Магаданской и Сахалинской областям (на 2,3 тыс.).
В первом полугодии 2012 г. эффективность исполнения судебных решений в пользу жилищно-коммунальных предприятий составила 66%, при этом в первом полугодии 2011 г. она составляла 69%.
Низкие показатели эффективности отмечены в управлениях ФССП России по Тамбовской области (33%), по Мурманской области (39%), по Ивановской области (48%), по Брянской области (49%), по Республике Алтай (52%), по Смоленской области (53%).
По сравнению с первым полугодием 2011 г. существенно снизилась эффективность исполнения в управлениях ФССП России по Тамбовской области (на 40%), по Белгородской области (на 37%), по Еврейской автономной области (на 31%), по Нижегородской области (на 27%), по Ивановской области (на 24%}, по Саратовской области (на 22%), по Тюменской области (на 25%).
Интенсивность исполнения исполнительных производств рассматриваемой категории в первом полугодии 2012 г. составила 71%. Показатели интенсивности существенно ниже общероссийского уровня отмечены в управлениях ФССП России по Ярославской области (40%), Москве (36%), Калининградской области (32%), Санкт-Петербургу (39%), Чеченской Республике (42%), Республике Мордовия (39%), по Республике Саха (Якутия) (46%), по Хабаровскому краю (48%), по Московской области (52%).
При этом необходимо отметить, что общероссийский показатель интенсивности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 7%. Наибольшее снижение показателя интенсивности исполнения отмечено в управлениях ФССП России по Республике Ингушетия (на 79%), по Магаданской области (на 54%), по Архангельской области (на 53%), по Рязанской области (на 47%), по Республике Мордовия (на 38%), по Мурманской области (на 35%), по Волгоградской области (на 32%).
Как и по результатам анализа принудительного исполнения исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам по итогам 2011 г., в первом полугодии 2012 г. отмечен рост исполнительных производств, оконченных с актом о невозможности взыскания.
Так, в первом полугодии 2011 г. по указанному основанию окончено 148 тыс. исполнительных производств на сумму 1,9 млрд. руб., а в первом полугодии 2012 г. - уже 160 тыс. исполнительных производств на сумму 2,3 млрд. руб.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение интенсивности исполнения судебных решений о взыскании жилищно-коммунальных платежей (с 78% по итогам 6 месяцев 2011 г. до 71% по итогам 6 месяцев 2012 г.).
Остаток исполнительных производств данной категории по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменился (1 млн. 879 тыс. по итогам первой половины 2011 г. и 1 млн. 883 тыс. по итогам первой половины 2012 г., или 71% от количества исполнительных производств данной категории, находящихся на исполнении). Однако в отдельных территориальных органах ФССП России его рост в абсолютных величинах оказался значителен. Так, в УФССП России по Челябинской области остаток увеличился с 69,6 тыс. исполнительных производств в первом полугодии 2011 г. до 82,8 тыс. в первом полугодии 2012 г. (на 13,2 тыс.), при этом поступление исполнительных документов увеличилось не столь значительно (на 1,3 тыс.).
Такая же ситуация сложилась в Управлении ФССП России по Республике Татарстан. По сравнению с первым полугодием 2011 г. остаток увеличился на 8,5 тыс. исполнительных производств (с 18,1 тыс. исполнительных производств до 26,6 тыс.), однако поступление - только на 1,7 тыс. исполнительных производств.
Указанные примеры свидетельствуют о непринятии судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения по исполнительным производствам о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам в полном объеме и об отсутствии оперативного контроля со стороны аппаратов управления.
При этом необходимо отметить, что из общего количества исполнительных производств, находящихся в остатке, только 355,2 тыс. не окончены по объективным причинам: по 46 тыс. исполнительных производств введены процедуры наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, по 268 тыс. - производится удержание из заработной платы должника, по 41,2 тыс. - предоставлена отсрочка, рассрочка исполнения.
Доля исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам в общем количестве неоконченных по состоянию на 01.07.2012 исполнительных производств составляет 8,8%.
Наиболее актуальна проблема взыскания задолженности по ЖКХ в управлениях ФССП России по Чукотскому автономному округу: в общем количестве неоконченных исполнительных производств 58,6% составляют исполнительные производства о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам), по Еврейской автономной области (28,7%), по Республике Коми (27,3%), по Сахалинской области (23,3%), по Хабаровскому краю (22,6%).
Как уже было отмечено, низкая эффективность исполнения судебных решений о взыскании жилищно-коммунальных платежей во многом обусловлена непринятием судебными приставами-исполнителями в полном объеме мер принудительного исполнения.
Так, всего по данной категории исполнительных производств проведено 13,5 тыс. арестов имущества должников (или 0,6% от количества исполнительных производств, находящихся на исполнении). В отдельных субъектах Российской Федерации данный показатель существенно ниже общероссийского. Например, в УФССП России по Челябинской области произведено только 42 ареста (или 0,04%), в УФССП России по Курской области - 12 арестов (или 0,07%), в УФССП России по Красноярскому краю - 74 ареста (или 0,08%), в УФССП России по Ленинградской области - 39 арестов (или 0,09%), в УФССП России по Санкт-Петербургу - 52 ареста (или 0,1%).
При этом из указанных территориальных органов ФССП России в управлениях ФССП России по Санкт-Петербургу и по Курской области значительная часть исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам находится в остатке (соответственно 82% и 87% исполнительных производств рассматриваемой категории являются неоконченными).
Одновременно с этим в качестве положительного примера обращения взыскания на имущество должников необходимо отметить практику Управления ФССП России по Ростовской области по наложению ареста на ограждения частных домовладений и металлические двери квартир должников.
Например, в рамках исполнительных производств о взыскании с Труболысовой Т.С. задолженности в размере 43 тыс. руб. и с Курниковой В.А. - задолженности в размере 10,8 тыс. руб. судебным приставом-исполнителем 25.06.2012 наложены аресты на металлические ворота частных домовладений должников. В результате 27.06.2012 должниками задолженность погашена в полном объеме, аресты сняты, исполнительные производства окончены фактическим исполнением.
Как неудовлетворительные можно оценить результаты работы по розыску имущества должников по данной категории исполнительных производств управлений ФССП России по Липецкой, Рязанской и Курганской областям, по Республике Адыгея, по Республике Дагестан, по Карачаево-Черкесской Республике, по Республике Алтай, по Забайкальскому краю (не заведено ни одного разыскного дела); по одному разыскному Делу заведено в управлениях ФССП России по Курской, Нижегородской и Челябинской областям, по Республике Коми, по Республике Калмыкия, по Республике Ингушетия, по Республике Тыва.
Судебными приставами-исполнителями практически не выносятся постановления о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации. Всего по России вынесено 19,6 тыс. постановлений. Практически не используется эта мера в управлениях ФССП России по Курганской области (вынесено 10 постановлений, что составляет 0,08% от количества находящихся на исполнении исполнительных производств), по Курской области (3 постановления, или 0,02%), по Тульской области (7 постановлений, или 0,02%), по Чувашской Республике (5 постановлений, или 0,03%), по Пензенской области (7 постановлений, или 0,03%), по Республике Хакасия (5 постановлений, или 0,03%), по Красноярскому краю (39 постановлений, или 0,04%).
Таким образом, принятые судебными приставами-исполнителями меры, в том числе по наложению арестов, привлечению должников к административной и уголовной ответственности, по временному ограничению должников на выезд за пределы Российской Федерации, практически не оказывают влияния на результативность исполнительного производства.
Факты неприменения судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения по данной категории исполнительных производств отмечены также в ходе проверок структурных подразделений территориальных органов ФССП России, проведенных должностными лицами ФССП России (например, в управлениях ФССП России по Московской области, по Республике Марий Эл, по Республике Саха (Якутия).
С учетом изложенного руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо:
организовать выходы, в том числе повторные, судебных приставов-исполнителей по месту жительства должников с целью установления имущества, на которое можно обратить взыскание, в обязательном порядке обеспечить составление и приобщение к материалам исполнительного производства актов выхода, объяснений соседей и иных граждан. Старшим судебным приставам - начальникам структурных подразделений обеспечить ведение журнала выходов судебных приставов-исполнителей по месту жительства должников и осуществлять контроль за результативностью каждого выхода судебного пристава-исполнителя;
обеспечить принятие мер по повторному, при необходимости, направлению запросов о должнике и его имущественном положении; при наличии информации о принадлежащем должнику имуществе незамедлительно принять меры по обращению на него взыскания;
организовать взаимодействие с крупнейшими предприятиями субъекта Российской Федерации, в которых работают граждане - должники за пользование услуг ЖКХ, с целью проведения сверок по остаткам задолженности по копиям исполнительных документов, находящихся в указанных предприятиях на исполнении;
во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления обеспечить опубликование в средствах массовой информации отдельных сведений о взыскании задолженности по ЖКХ по итогам первого полугодия 2012 г. с разъяснением мер принудительного исполнения, применяемых в отношении должников, способов оплаты задолженности, а также возможных негативных последствий для злостных неплательщиков;
совместно с управляющими компаниями организовать размещение на обратной стороне квитанций для оплаты задолженности по жилищно-коммунальным платежам информации о мерах принудительного исполнения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, применяемых в процессе принудительного исполнения судебных решений;
организовать на постоянной основе проведение внеплановых выездных проверок структурных подразделений по исполнению исполнительных документов о взыскании задолженности по ЖКХ;
активизировать участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, созданных в субъектах Российской Федерации, по вопросам взыскания задолженности по жилищно-коммунальным платежам;
обеспечить неукоснительное исполнение требований приказа ФССП России от 25.05.2011 N 249 "О рассмотрении актов прокурорского реагирования в Федеральной службе судебных приставов" с обеспечением своевременных мер реагирования как по устранению выявленных нарушений, так и по проведению служебных проверок в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства;
провести рабочие встречи с представителями управляющих компаний, на которых проработать вопрос о недопустимости направления полученных в результате исполнения требований исполнительных документов средств на оплату задолженности за использование жилищно-коммунальных услуг по текущим платежам, а также о периодичности обращения в суд в случае неуплаты пользователем задолженности по жилищно-коммунальным платежам и периодичности предъявления на принудительное исполнение исполнительных документов, по которым ранее исполнительные производства были окончены судебными приставами-исполнителями с актом о невозможности взыскания.
Заместитель директора |
Т.П. Игнатьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 28 августа 2012 г. N 12/01-21066-ТИ "О результатах работы по исполнению судебных решений о взыскании жилищно-коммунальных платежей по итогам первого полугодия 2012 года"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 10