Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/731
Вопрос: В соответствии с Соглашением с Открытым акционерным обществом о предоставлении в 2011 году из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с переходом на цифровой формат вещания от 25 октября 2011 года Комитет по печати и связям с общественностью предоставил телекомпании средства областного бюджета (субсидию) на безвозмездной и безвозвратной основе.
Основанием для заключения Соглашения от 25 октября 2011 года являлись статья 78 Бюджетного кодекса РФ, областной закон от 23 декабря 2010 года N 84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год на плановый период 2012 и 2013 годов", постановление Правительства Ленинградской области от 3 октября 2011 года N 311 "Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году из областного бюджета Ленинградской области субсидий в целях возмещения затрат в связи с переходом на цифровой формат вещания", решение конкурсной комиссии по отбору организаций на получение субсидии в целях возмещения затрат в связи с переходом на цифровой формат вещания.
Средства были перечислены ОАО в полном объеме в 2011 г. Условия предоставления субсидии телекомпанией выполнены в 2011 году в полном объеме, средства потрачены на цели, указанные в Соглашении.
Телекомпания является акционерным обществом, в уставном капитале которого доля участия субъекта Российской Федерации составляет 72,6%. Таким образом, предоставив субсидию, основной акционер фактически предоставил денежные средства на безвозмездной безвозвратной основе на покупку основных средств и развитие телекомпании, что в соответствии с бюджетным законодательством является единственным способом реализации подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, если основным акционером организации выступает субъект Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от других организаций, если уставный капитал принимающей/передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей/принимающей стороны. Правило распространяется также на физических лиц, которым принадлежит доля в размере более 50% в уставном капитале принимающей организации.
В соответствии со статьей 124 ГК РФ субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ не допускается устанавливать неравенство в налогообложении.
При данных обстоятельствах в случае включения в налоговую базу по налогу на прибыль субсидии, полученной телекомпанией от основного акционера из бюджета области, будет создано неравенство в налогообложении.
Кроме того, так как расходы телекомпании на ведение основной деятельности, за исключением расходов на заработную плату, обеспечиваются практически на 100% за счет финансирования из бюджета области, нагрузка по предоставлению компенсации на расходы, связанные с обложением налогом на прибыль предоставленной субсидии также ляжет на бюджет области.
Учитывая изложенное прошу разъяснить, вправе ли телекомпания применить подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ в отношении субсидии, предоставленной из бюджета субъекта Российской Федерации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных акционерным обществом на возмещение затрат, связанных с переходом на цифровой формат вещания, и сообщает следующее.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии в целях налогообложения прибыли организаций не подлежат отдельному учету.
По вопросу применимости подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ к операциям, связанным с получением акционерным обществом бюджетных средств в виде субсидий сообщаем, что нормы, предусмотренные данным подпунктом статьи 251 НК РФ, распространяются на операции безвозмездной передачи имущества в установленных НК РФ случаях, когда передающая и принимающая стороны являются организациями.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.