Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2012 г. N 36-21-2012
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение по вопросам разъяснения статуса должностного лица налогового органа в уголовном процессе и праве обжалования решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Полагаем, что при разрешении данного вопроса следует исходить из следующего.
Несмотря на законодательное закрепление исключительного права налоговых, органов признавать факт несоблюдения налогового законодательства и направлять в следственные органы соответствующие материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, каких-либо особенностей при проведении проверки и принятия процессуального решения по таким материалам уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.
При этом материалы о налоговом правонарушении, по нашему мнению, представляют разновидность заявления о преступлении, так как согласно УПК РФ они являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ в обязательном порядке налоговые органы должны быть уведомлены о принятом решении, а также о праве и порядке обжалования данного решения.
Необходимо отметить, что данное положение получило закрепление и в ч. 15.1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой следственные органы обязаны направлять уведомление о результатах рассмотрения материалов о налоговых правонарушениях в налоговые органы.
Следует иметь в виду и то, что УПК РФ наделяет правом обжалования действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда (ч. 1 ст. 23 УПК РФ), не только участников уголовного судопроизводства, но и иных лиц - в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ч. 1 ст. 23 УПК РФ" имеется в виду "ч. 1 ст. 123 УПК РФ"
Поскольку Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, являются специальным, и как отмечено выше, единственным органом, защищающим публичные интересы государства, связанные с осуществлением полномочий по контролю за исполнением налогового законодательства, то процессуальные действия и решения, принимаемые по их заявлениям затрагивают представляемые ими интересы.
Именно с этим связано то, что уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо изъятий из установленного порядка обжалования действий и решений должностных лиц.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 123 УПК РФ должностные лица налоговых органов вправе обжаловать действия и процессуальные решения органов предварительного следствия, в том числе и об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам рассмотрения направленных ими материалов.
Заместитель Генерального прокурора |
В.Я. Гринь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, каким статусом в уголовном процессе обладает должностное лицо налогового органа. Также дается ответ на вопрос о том, вправе ли оно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела.
Материалы о налоговом правонарушении - это разновидность заявления о преступлении. Ведь они являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. Поэтому налоговые органы должны обязательно уведомляться о принятом решении, а также о праве и порядке его обжалования.
Согласно НК РФ следственные органы обязаны направлять налоговикам уведомление о результатах рассмотрения материалов о налоговых правонарушениях.
Не только участники уголовного судопроизводства могут обжаловать действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда. Таким правом наделены и иные лица - в той части, в которой процессуальные действия и решения затрагивают их интересы.
ФНС России и ее территориальные органы - это специальные органы, которые защищают интересы государства, связанные с контролем за исполнением налогового законодательства. Поэтому процессуальные действия и решения, принимаемые по их заявлениям, затрагивают представляемые ими интересы.
Таким образом, должностные лица налоговых органов вправе обжаловать действия и процессуальные решения органов предварительного следствия. Это в т. ч. касается случаев, когда по результатам рассмотрения материалов, направленных налоговиками, было отказано в возбуждении уголовного дела.
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2012 г. N 36-21-2012
Текст письма официально опубликован не был