Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 26 декабря 2012 г. N 817
Методические указания
по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации
I. Общие положения
1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга реализации государственных программ.
2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2012, N 22, ст. 2871).
3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6166; 2011, N 4, ст. 660; N 13, ст. 1792; N 22, ст. 3173; N 25, ст. 3613; 2012, N 7, ст. 911), формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления реализации могут дополняться, а состав соисполнителей государственной программы может изменяться в рамках подготовки проекта государственной программы.
4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы, а также участников государственной программы, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы государственной программы, если ответственным исполнителем такой подпрограммы является ответственный исполнитель государственной программы, соисполнитель государственной программы обеспечивает координацию участников государственной программы, реализующих мероприятия в рамках подпрограммы, разработку и реализацию которой соответствующий соисполнитель государственной программы обеспечивает в процессе разработки, реализации и оценки эффективности государственной программы в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514; N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413; N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302; N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 36, ст. 4358; N 49, ст. 5970, 5971; N 52, ст. 6609; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 28, ст. 4219; N 41 (ч. 2), ст. 5743; N 47, ст. 6663; 2012, N 19, ст. 2419; N 34, ст. 4736; N 41, ст. 5635; N 42, ст. 5716), и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933; 2007, N 47, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3060; N 41, ст. 4790; N 49, ст. 5970; 2010, N 22, ст. 2776; N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996; N 38, ст. 5102).
5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
формирования государственных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;
определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
6. Внесение изменений в государственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта государственной программы.
В соответствии с пунктом 30 Порядка ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации - в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на основные параметры государственной программы (цели, задачи, основные мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации государственной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе основных мероприятий, необходимый для достижения целей государственной программы (подпрограммы), утвержденные Правительством Российской Федерации, и не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также к увеличению объемов финансовых средств на реализацию основных мероприятий государственной программы и сроков их исполнения.
II. Разработка проекта государственной программы
Разработка государственной программы и ее структура
7. Государственная программа включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.
Включение в государственную программу частей федеральных целевых программ или федеральных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ, не допускается, за исключением случаев, по которым принимаются отдельные решения Правительства Российской Федерации.
Допускаются случаи, когда федеральная целевая программа, входящая в состав государственной программы, может обеспечивать реализацию одной или нескольких подпрограмм данной государственной программы, а также случаи, когда подпрограмма государственной программы обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, входящих в состав государственной программы, и иных подпрограмм.
Если в сфере реализации государственной программы федеральные целевые программы не реализуются, то государственная программа содержит только подпрограммы.
8. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы, разрабатываемую с учетом положений пункта 51 настоящих Методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.
9. Государственная программа имеет следующую структуру:
9.1. паспорт государственной программы;
9.2. текстовая часть государственной программы по следующим разделам:
общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы;
сведения о показателях и индикаторах государственной программы, в том числе включенных в Федеральный план статистических работ;
обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и ведомственных целевых программ подпрограмм государственной программы;
обобщенная характеристика мер государственного регулирования;
прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы);
обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы (если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы;
обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ (их перечень и паспорта);
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы), состав и основные характеристики ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм государственной программы;
анализ рисков реализации государственной программы (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и негативно влияющих на основные параметры государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками реализации государственной программы;
методика оценки эффективности государственной программы;
9.3. приложения к текстовой части государственной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 7, 8а);
9.4. подпрограммы государственной программы и федеральные целевые программы (паспорта федеральных целевых программ);
9.5. в случаях, предусмотренных подпунктом "г" пункта 11(1) Порядка, в состав государственной программы включаются методики расчета и порядка сбора исходной информации для расчета целевых индикаторов (показателей) государственной программы в соответствии с приложением к настоящим Методическим указаниям (таблица 8а);
9.6. при включении в состав государственной программы бюджетных ассигнований в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в государственную программу включаются основные положения правил (методик) распределения таких субсидий или дается ссылка на действующие правила (методику) их распределения.
10. Если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственная программа также содержит раздел об участии субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов государственной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам субъектов Российской Федерации (состав и значение таких целевых показателей и индикаторов в региональном разрезе приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1а);
б) обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
11. По всем государственным программам формируются паспорт и текстовая часть в соответствии с пунктом 9.2 настоящих Методических указаний, а также приложения к текстовой части государственной программы, не составляющие государственную тайну и не носящие конфиденциальный характер, согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 7, 8а).
Сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения, носящие конфиденциального характера, приводятся в отдельных приложениях к государственной программе.
В паспорте государственной программы приводятся общий объем ресурсного обеспечения на реализацию государственной программы в той детализации, которая не является сведениями, отнесенными к государственной тайне, и сведениями конфиденциального характера, а также перечень подпрограмм и программно-целевых инструментов, сведения по которым не относятся к государственной тайне либо сведениям, носящим конфиденциальный характер.
12. В государственную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия ответственных исполнителей и соисполнителей (участников) по разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы.
13. Проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении государственных программ подлежат общественному обсуждению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902) и предварительному обсуждению на общественных советах федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4997), за исключением приложений к государственным программам, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера.
Общественное обсуждение и предварительное обсуждение на общественных советах федеральных органов исполнительной власти проводятся до направления проектов государственных программ на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации и в Министерство финансов Российской Федерации.
Проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении государственных программ вносятся на утверждение в Правительство Российской Федерации вместе с информацией об итогах предварительного обсуждения государственных программ общественными советами при федеральных органах исполнительной власти - ответственных исполнителях государственных программ.
14. Титульный лист к государственной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование государственной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта государственной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти - ответственного исполнителя по государственной программе или его заместителем.
15. Проект государственной программы направляется на согласование на бумажных носителях и в электронном виде с использованием Аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации и размещенной в сети Интернет по адресу: www.programs.gov.ru (далее - АИС "Государственные программы").
Ответственные исполнители, соисполнители и участники государственных программ обеспечивают соответствие данных проекта государственной программы, представленных на бумажном носителе, данным проекта государственной программы, представленным в рамках АИС "Государственные программы".
16. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом государственной программы, включает:
проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы;
проект плана реализации государственной программы;
обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию государственной программы;
реквизиты решений о выделении бюджетных средств на реализацию основных мероприятий в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (номер и дата постановления Правительства Российской Федерации, поручения Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации);
оценку планируемой эффективности реализации государственной программы (подпрограмм);
перечень стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, действующих в сфере реализации государственной программы;
описание основных мероприятий иных государственных программ, оказывающих влияние на достижение целей и решение задач государственной программы;
описание основных мероприятий государственной программы, оказывающих влияние на достижение целей и решение задач иных государственных программ.
Заполнение паспорта государственной программы
17. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
Программно-целевые инструменты включают федеральные целевые программы и утверждаемые ведомственные целевые программы в сфере реализации государственной программы. При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово "отсутствуют".
Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка, а также настоящими Методическими указаниями.
Объем ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы по федеральным целевым программам, включенным в состав государственной программы, и подпрограммам государственной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы по государственной программе в целом, а также по каждой федеральной целевой программе и подпрограмме государственной программы по годам реализации государственной программы.
При необходимости выделения дополнительных ресурсов для достижения целей государственной программы в паспорте государственной программы отдельно указываются объем бюджетных ассигнований, предусмотренный законом о федеральном бюджете и соответствующий предельным объемам расходов федерального бюджета по государственным программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, и объем дополнительных бюджетных ассигнований, требуемых для достижения целей государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) в сфере реализации государственной программы, сроков их достижения.
Если для достижения цели государственной программы требуются дополнительные бюджетные ассигнования из средств федерального бюджета, ожидаемые результаты реализации государственной программы приводятся по вариантам финансирования государственной программы: базовому варианту (в пределах действующих обязательств и объема предельных расходов федерального бюджета по государственным программам, утвержденных Правительством Российской Федерации) и варианту, учитывающему выделение дополнительных бюджетных ассигнований.
Содержание государственной программы
18. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации государственной программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации государственной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы должен включать характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации государственной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы у ведущих стран (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должен определять тенденции ее развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы. При формировании прогноза развития сферы реализации государственной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, стратегические документы в сфере реализации государственной программы и текущее состояние сферы реализации государственной программы.
19. Приоритеты государственной политики определяются в концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, отраслевых документах государственного стратегического планирования, стратегиях социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, иных стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
20. Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и определять конечные результаты реализации государственной программы.
21. Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
22. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
23. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Задача государственной программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
24. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
25. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей, и показатели, характеризующие решение задач.
26. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1).
27. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им федеральных органов исполнительной власти и организаций к искажению результатов реализации подпрограммы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
28. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями государственными услугами (работами), их объемом и качеством.
29. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение. В случае несоответствия целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы целевым значениям показателей (индикаторов), установленным в стратегических документах, а также при планировании сохранения текущих значений показателей (индикаторов) либо ухудшения значений показателей (индикаторов) в течение реализации государственной программы в составе обосновывающих материалов представляются отдельное обоснование предлагаемых значений показателей (индикаторов) государственной программы и необходимые расчеты к нему.
30. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам в соответствии с положениями пункта 11 (1) Порядка.
31. Если показатель (индикатор) рассчитывается по методикам, принятым международными организациями, в составе обосновывающих материалов к проекту государственной программы представляются методика расчета данного показателя (в случае ее наличия в открытом доступе) и ссылка на открытый источник публикации показателя.
Если показатель (индикатор) определяется исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации (групп субъектов Российской Федерации), необходимо дать ссылку на соответствующий пункт (пункты) Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2009, N 10, ст. 1244; N 33, ст. 4102; 2010, N 16, ст. 1961; N 32, ст. 4354; N 47, ст. 6205; N 49, ст. 6523; 2011, N 15, ст. 2141; N 17, ст. 2511; N 22, ст. 3173; N 25, ст. 3644; 2012, N 2, ст. 327; N 17, ст. 2056; N 19, ст. 2479; N 27, ст. 3743; N 42, ст. 5777), и указать субъект официального статистического учета, обеспечивающий выполнение работ по формированию официальной статистической информации по данному показателю (индикатору), а также реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя. Указанная информация представляется согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8).
Если показатель (индикатор) рассчитывается на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации (групп субъектов Российской Федерации) по определенной методике (формуле), в составе проекта государственной программы приводятся сведения в соответствии с требованиями пункта 32 настоящих Методических указаний.
Сведения о показателях (индикаторах), формируемых в соответствии с пунктами Федерального плана статистических работ "Информация о ходе реализации федеральных целевых программ (подпрограмм) и государственных программ" и "Информация о ходе реализации целевых и аналитических программ ведомств", приводятся в таблице 8а в соответствии с требованиями пункта 32 настоящих Методических указаний.
32. Если показатель (индикатор) не входит в состав данных официальной статистики, то в составе государственной программы приводится его описание согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8а), содержащее наименование, единицу измерения и определение показателя, временные характеристики, алгоритм формирования и методические пояснения к показателю, а также указание ответственного за сбор и представление информации федерального органа исполнительной власти.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) государственной программы.
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
Определение показателя должно содержать характеристику разреза наблюдения (территориальный, ведомственный, по видам экономической деятельности (ОКВЭД). При территориальном разрезе наблюдение осуществляется в разрезе субъектов Российской Федерации, при ведомственном - в разрезе федеральных органов исполнительной власти.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), необходимо привести их описание. Базовым считается показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВВП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению. Сведения о порядке сбора данных приводятся в разрезе базовых показателей.
33. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации государственной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации государственной программы, а также в сопряженных сферах при реализации государственной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации государственной программы.
На основе последовательности решения задач государственной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации государственной программы.
34. Набор основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации предусмотренных в рамках подпрограммы мер государственного и правового регулирования.
При формировании набора основных мероприятий и ведомственных целевых программ учитывается возможность выделения контрольных событий государственной программы (далее - контрольные события программы) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и ведомственных целевых программ в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию государственных услуг (выполнению работ), разработке мер нормативно-правового регулирования, научному обеспечению мероприятий, способствующих улучшению условий ведения бизнеса в сфере реализации государственной программы и другие). Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной цели подпрограммы государственной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
35. Характеристика основных мероприятий, мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы), характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации государственной программы (в случае, если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), а также информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам государственной программы.
Информация об основных мероприятиях и ведомственных целевых программах подпрограмм государственной программы отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
36. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы приводится на очередной финансовый год и плановый период согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
37. В качестве обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ может использоваться в том числе обоснование вклада подпрограммы или федеральной целевой программы в достижение целей государственной программы.
38. Для включенных в государственную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части, для федеральных целевых программ приводятся их перечень и паспорта.
39. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривают:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
В качестве факторов риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящих Методических указаний понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и/или ожидаемых результатов реализации государственной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы приводятся:
меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
мероприятия подпрограмм государственной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
мероприятия по управлению реализацией государственной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию государственной программы.
40. Методика оценки эффективности государственной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.
41. Методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
3) степени реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
В рамках методики оценки эффективности государственной программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых индикаторов (показателей) государственной программы. Пороговые значения целевых индикаторов (показателей) государственной программы на очередной год устанавливаются ответственным исполнителем государственной программы до начала соответствующего года и не могут быть изменены в течение года. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации государственной программы.
42. Методика оценки эффективности государственной программы предусматривает возможность проведения оценки эффективности государственной программы в течение реализации государственной программы не реже чем один раз в год.
Отражение информации о расходах федерального бюджета на реализацию государственной программы, а также расходах субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных источниках и их обоснование
43. Информация о расходах федерального бюджета на реализацию государственной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета (по ответственному исполнителю, соисполнителям и участникам государственной программы).
Расходы на реализацию государственной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам государственной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов, а также по федеральным целевым программам (в целом по каждой федеральной целевой программе).
В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм государственной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в случае, если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
44. Объемы финансового обеспечения реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в базовом варианте государственной программы указываются в соответствии с параметрами федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета на период после планового периода определяется в базовом варианте исходя из установленного Правительством Российской Федерации предельного объема расходов на реализацию государственной программы.
Объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы по базовому варианту подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о чем в государственной программе делается соответствующее пояснение.
Информация о расходах на реализацию государственной программы представляется по годам реализации государственной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).
Государственная программа может предусматривать дополнительный вариант финансового обеспечения ее реализации, объем расходов на реализацию которого превышает базовый вариант. Для описания данного варианта в таблицах 1, 1а, 2, 5, 6 и 7 информация приводится по двум вариантам финансирования государственной программы: базовому варианту (в пределах действующих обязательств и объема предельных расходов федерального бюджета по государственным программам, утвержденных Правительством Российской Федерации) и варианту, учитывающему выделение дополнительных бюджетных ассигнований.
45. Расходы на дорожное хозяйство в части неиспользованных остатков бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отражаются в государственных программах с учетом особенностей, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Расходы на государственную программу вооружений отражаются в составе государственной программы Российской Федерации, к сфере реализации которой они относятся.
В составе обоснования финансового обеспечения реализации государственной программы приводятся ссылки на параметры формирования объемов финансового обеспечения, а также пояснения по определению приоритетов при распределении бюджетных ассигнований между подпрограммами, ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями.
46. Если государственная программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и/или если в реализации государственной программы участвуют государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также предполагается использование средств государственных внебюджетных фондов, то в государственной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
47. В расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы не включаются средства на содержание центральных аппаратов, территориальных органов и загранаппарата федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию нескольких государственных программ.
Расходы на содержание центральных аппаратов, территориальных органов и загранаппарата федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями одной государственной программы, включаются в государственную программу, в которой федеральный орган исполнительной власти является ответственным исполнителем.
У федеральных органов исполнительной власти, не являющихся ответственными исполнителями государственных программ, расходы на содержание центральных аппаратов, территориальных органов и загранаппарата отражаются в государственной программе, в которой отражаются мероприятия федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
Расходы федерального бюджета на содержание центральных аппаратов, территориальных органов, загранаппарата федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной государственной программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм одной государственной программы, могут отражаться в государственной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы.
Разработка подпрограммы государственной программы и представление информации о федеральных целевых программах, включенных в государственную программу
48. Подпрограмма является неотъемлемой частью государственной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и государственной программы.
49. Подпрограмма имеет следующую структуру:
49.1. паспорт подпрограммы;
49.2. текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;
характеристика мер государственного регулирования;
прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы (если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы;
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы;
анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы.
50. В случае, если подпрограмма направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подпрограмма также содержит раздел об участии субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам субъектов Российской Федерации;
б) обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации;
в) прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
51. В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией государственной программы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения государственных функций, повышение доступности и качества оказания государственных услуг в сфере реализации государственной программы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации государственной программы (например, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде; разработка и внедрение единых нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями; модернизация технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм государственной программы и т.д.), обеспечение выполнения международных обязательств в сфере реализации государственной программы (если такие международные обязательства не могут быть включены в состав иных подпрограмм государственной программы), информационное обеспечение реализации государственной программы и мониторинг ее реализации.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, характеризуются количественными показателями (индикаторами), отвечающими требованиям пункта 11(1) Порядка.
Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:
расходы на содержание центральных аппаратов (территориальных органов, загранаппаратов) федеральных органов исполнительной власти, которые не могут быть распределены между другими подпрограммами государственной программы;
расходы на обеспечение выполнения международных обязательств;
расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации государственной программы в целом;
расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач не менее двух других подпрограмм государственной программы.
В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации государственных функций и оказание государственных услуг федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной программы, обеспечение эффективного управления реализацией государственной программы, если такие меры направлены на достижение целей и решение задач не менее двух других подпрограмм государственной программы.
52. Для федеральных целевых программ, включенных в государственную программу, необходимо приложить их паспорт и оценку их вклада в достижение целей государственной программы или динамику уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Заполнение паспорта подпрограммы и содержание подпрограммы государственной программы
53. Паспорт подпрограммы заполняется аналогично паспорту государственной программы, за исключением графы "соисполнитель", которая в паспорте подпрограммы отсутствует.
54. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы, целям (если сформулированы), задачам и показателям (индикаторам) достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию государственной программы.
55. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия.
56. Под мерами государственного регулирования в целях настоящих Методических указаний понимаются меры налогового, таможенного, тарифного, кредитного регулирования, а также иные меры государственного регулирования. Характеристика мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования) включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую).
Меры государственного регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3). В состав мер государственного регулирования могут входить меры, направленные на стимулирование деятельности юридических и физических лиц в сфере реализации государственной программы.
Если результаты введения мер государственного регулирования приводят к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) увеличению долговых обязательств Российской Федерации, например по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации, то приводится финансовая оценка таких мер. Финансовая оценка деятельности по государственной поддержке за счет средств федерального бюджета, например предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, учитывается в ресурсном обеспечении реализации государственной программы (таблица 6) и не требует дублирования в таблице 3.
При оценке влияния результатов применения мер государственного регулирования могут использоваться:
данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры государственного регулирования и результаты оценки регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов;
предложения, представленные в рамках проведения общественного обсуждения проекта государственной программы в соответствии с пунктом 13 настоящих Методических указаний;
фактические данные о влиянии аналогичных мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы либо в других секторах экономики, в том числе данные об объемах расходов бюджетов бюджетной системы и объемах выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы в связи с применением мер государственного регулирования;
результаты оценки регулирующего воздействия аналогичных актов, разработанных (разрабатываемых) в сфере реализации государственной программы либо в иных секторах экономики;
оценки (в том числе экспертные оценки) последствий реализации предлагаемых мер государственного регулирования.
57. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводятся обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации государственной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации государственной программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).
58. Если в рамках реализации подпрограммы федеральными государственными учреждениями предусматривается оказание государственных услуг (работ), в подпрограмме должен быть приведен прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей государственных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с государственной программой
59. Государственная программа является неотъемлемой частью акта Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы.
60. Проект плана реализации государственной программы и проект детального плана-графика реализации государственной программы составляются ежегодно в текущем году на очередной год и плановый период и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вместе с проектом государственной программы при ее разработке и далее ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 9, 9а).
Формирование проекта плана реализации государственной программы и проекта детального плана-графика реализации государственной программы осуществляется с использованием АИС "Государственные программы".
61. В плане реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период отражаются:
контрольные события программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы;
фамилии и должности должностных лиц ответственного исполнителя, соисполнителя и (или) участника реализации государственной программы, ответственных за контрольные события программы;
данные об объемах расходов на реализацию основных мероприятий и ведомственных целевых программ, мероприятий федеральных целевых программ.
Вместе с планом реализации государственной программы должно представляться краткое обоснование необходимости и достаточности набора контрольных событий программы для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия, ведомственной целевой программы, мероприятия федеральной целевой программы государственной программы.
62. В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации всех мероприятий государственной программы ответственный исполнитель государственной программы вместе с планом реализации государственной программы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, разрабатывает детальный план-график реализации государственной программы на очередной год и плановый период (далее - детальный план-график), содержащий полный перечень мероприятий государственной программы на очередной год и плановый период, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы, а также полный перечень контрольных событий программы.
Детальный план-график разрабатывается в форме сетевого графика, отражающего взаимосвязь мероприятий государственной программы. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе, сроках начала и окончания его реализации, объемах бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований и ожидаемых результатах на конец очередного финансового года, первого и второго года планового периода (таблица 9а).
Согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации детальный план-график утверждается ответственным исполнителем государственной программы. Внесение изменений в детальный план-график реализации государственной программы осуществляется по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
63. Основными характеристиками контрольных событий программы являются общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия (ведомственной целевой программы, мероприятия федеральной целевой программы) и решения соответствующих задач подпрограммы (федеральной целевой программы), нулевая длительность, возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.
В качестве формулировок таких контрольных событий программы рекомендуется использовать следующие:
нормативный правовой акт утвержден;
объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
В плане реализации государственной программы необходимо выделять не менее трех контрольных событий программы в течение одного квартала, но не более 20 контрольных событий программы по каждой государственной программе в год.
В детальном плане-графике реализации государственной программы выделяются все контрольные события программы. Контрольные события программы по возможности выделяются по всем основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и мероприятиям федеральных целевых программ государственной программы, за исключением случаев, когда основное мероприятие государственной программы носит длящийся характер, т.е. не имеет сроков начала и конца реализации, а также выраженного конечного результата его реализации.
64. Вместе с проектом государственной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, ведомственной целевой программе, за исключением мероприятий федеральных, а также объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и планирование бюджетных ассигнований, и пунктом 44 настоящих Методических указаний.
В обосновании планируемых объемов ресурсов на реализацию государственной программы, представляемых с проектом государственной программы в соответствии с настоящими методическими указаниями, описывается применяемый порядок оценки расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц не связанных с достижением целей государственной программы.
65. В случае выделения бюджетных средств на реализацию основных мероприятий в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации вместе с проектом государственной программы представляются реквизиты указанных решений (номер и дата постановления Правительства Российской Федерации, поручения Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации).
66. Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации государственной программы может приводиться оценка влияния реализации государственной программы на макроэкономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации государственной программы (в том числе оценка динамики поступлений доходов бюджетов бюджетной системы).
67. Оценка планируемой эффективности подпрограммы производится в соответствии с пунктом 16 Порядка с целью обоснования предложенных способов достижения целей и решения задач государственной программы.
68. Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач государственной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации подпрограммы с динамикой значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы.
69. Вместе с проектом государственной программы представляется перечень стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, действующих в сфере реализации государственной программы, с указанием их реквизитов (дата и номер соответствующего правового акта).
70. Если реализация основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм государственной программы оказывает существенное влияние на достижение целей и решение задач других государственных программ, а также если реализация мероприятий, предусмотренных в других государственных программах, оказывает существенное влияние на реализацию данной государственной программы, в составе обосновывающих материалов приводится текстовое описание указанного влияния, а также по возможности заполняются таблицы 10 и 11.
71. Вместе с проектом государственной программы представляется описание порядка определения прогнозной (справочной) оценки расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц в сфере реализации государственной программы на достижение ее целей и решение ее задач.
IV. Мониторинг реализации государственной программы
72. Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного и осуществляется не реже одного раза в квартал по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 12).
73. Объектом мониторинга являются наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных государственных контрактов по государственной программе на отчетную дату, а также ход реализации мероприятий детализированного плана-графика реализации государственной программы.
74. Представление отчетных данных для проведения мониторинга реализации государственной программы осуществляется в электронном виде с использованием АИС "Государственные программы".
75. До 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Министерство экономического развития Российской Федерации создает в АИС "Государственные программы" форму мониторинга реализации государственной программы с использованием данных, содержащихся в утвержденных плане реализации соответствующей государственной программы и детальном плане-графике ее реализации. Автоматически созданная форма мониторинга реализации государственной программы заполняется ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками государственной программы исключительно в части отчетных данных о фактическом исполнении мероприятий и наступлении контрольных событий программы.
76. Участники и соисполнители государственной программы в пределах своей компетенции ежеквартально (за исключением IV квартала), до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вводят необходимую информацию в форму мониторинга реализации государственной программы.
77. Ответственный исполнитель ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании информации, введенной участниками и соисполнителями государственной программы, заполняет в системе АИС "Госпрограммы" форму мониторинга реализации государственной программы (таблица 12) и доводит до сведения Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации информацию о ее готовности.
78. Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартально, до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, информирует Правительство Российской Федерации о выполнении контрольных событий программы в разрезе государственных программ.
79. По отдельным запросам Министерства экономического развития Российской Федерации ответственный исполнитель, соисполнитель и участник государственной программы представляют дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации государственной программы.
80. По результатам мониторинга реализации государственных программ Министерством экономического развития Российской Федерации готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками государственной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных основных мероприятий и ведомственных целевых программ государственной программы, мероприятий федеральных целевых программ, так и государственной программы в целом.
V. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы и докладов о ходе реализации государственной программы
81. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников государственной программы, и представляется в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в порядке и в сроки, установленные Порядком.
82. Годовой отчет имеет следующую структуру:
конкретные результаты реализации государственной программы, достигнутые за отчетный год;
результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм государственной программы и результаты реализации мероприятий федеральных целевых программ;
результаты реализации мер государственного и правового регулирования;
результаты использования бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы; информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу;
предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
83. При описании конкретных результатов реализации государственной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (указываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 13), с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, в региональном разрезе (таблица 13а);
запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий);
анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры государственной программы;
результаты оценки эффективности реализации государственной программы в отчетном году.
84. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ в отчетном году (в том числе контрольных событий программы);
перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ последствий нереализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ на реализацию государственной программы.
85. К описанию результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ в отчетном году прикладываются информация согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 14) и годовые доклады о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
86. В составе результатов реализации мер государственного регулирования представляются сведения о:
запланированных и фактически реализованных мерах государственного регулирования;
мерах государственного регулирования, предлагаемых к реализации в текущем году и плановом периоде.
Указанная информация приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 15 и 16).
87. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о кассовых расходах федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и фактических расходах государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 17 и 18);
б) фактические сводные показатели государственных заданий представляются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 19).
88. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в государственную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
89. В случае отклонений от плановой динамики реализации государственной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры государственной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование.
90. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы (далее - Доклад) формируется в целях обеспечения Правительства Российской Федерации актуальной информацией о ходе реализации государственной программы и должен иметь следующую структуру:
а) результаты реализации государственной программы, достигнутые на дату представления Доклада, в том числе по контрольным событиям программы, реализация которых обеспечена в текущем году, и ожидаемые итоги реализации государственной программы на конец года;
б) использование бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию основных мероприятий и ведомственных целевых программ государственной программы по состоянию на дату представления Доклада;
в) предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
91. При описании результатов реализации государственной программы, достигнутых на дату представления Доклада, и ожидаемых итогов реализации государственной программы на конец текущего года следует привести:
а) описание основных результатов, достигнутых на дату представления Доклада, в рамках реализации контрольных событий программы;
б) перечень запланированных, но недостигнутых результатов, с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров государственной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере контрольных событий программы;
в) сведения об ожидаемых результатах и значениях показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) на конец года (указываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 20). По показателям (индикаторам), плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится соответствующее обоснование.
92. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ), реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет федерального бюджета и иных средств на текущий год;
б) фактические расходы на дату представления Доклада;
в) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации государственной программы.
Данные об использовании средств федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы представляются ответственным исполнителем согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 17).
93. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки государственной программы.
94. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
наименование государственной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления отчета (доклада);
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти - ответственного исполнителя по государственной программе или его заместителем.
95. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы направляются на согласование исполнителям и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации на бумажных носителях и в электронном виде (в АИС "Государственные программы"). Ответственный исполнитель обеспечивает соответствие годовых отчетов и докладов, представленных на бумажных носителях, данным в АИС "Государственные программы".
VI. Управление, контроль реализации и оценка эффективности государственной программы
96. Управление и контроль реализации государственной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
97. Основные мероприятия и ведомственные целевые программы государственной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными государственной программой. Изменение сроков и стоимости реализации основных мероприятий и ведомственных целевых программ, влияющее на реализацию основных параметров государственной программы (подпрограммы), требует корректировки государственной программы (подпрограммы).
98. Оценка эффективности реализации государственной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
99. Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
100. Для выявления степени исполнения плана по реализации государственной программы (подпрограммы) проводятся:
сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий программы с ожидаемыми;
сравнение фактических сроков реализации мероприятий ведомственных целевых программ, основных мероприятий и федеральных целевых программ плана-графика реализации государственной программы, с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
101. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий ведомственных целевых программ, основных мероприятий и федеральных целевых программ представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана реализации государственной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) контрольных событий программы.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2012 г. N 817 "Об утверждении Методических указаний по разработке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.