Минэкономразвития России рассмотрело обращение ООО (далее - общество) по вопросу предоставления в аренду земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, для строительства реабилитационного центра и базы отдыха и сообщает.
Из обращения общества следует, что лесной участок площадью 3,5 га по результатам конкурса 27 декабря 2004 г. был предоставлен обществу в аренду на 49 лет для строительства рекреационного центра и базы отдыха.
В соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Минприроды России от 24.04.2007 N 108, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).
Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Таким образом, если в лесном плане субъекта Российской Федерации не определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, то выполнение условий лесного конкурса в части строительства реабилитационного центра и базы отдыха возможно только при переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. N 10-р указанный земельный участок был переведен из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Необходимо отметить, что названным распоряжением была лишь изменена категория и целевое назначение уже сформированного земельного участка. При этом указанный перевод никак не повлиял на имущественные отношения - рассматриваемый земельный участок по-прежнему находился в собственности Российской Федерации, однако, полномочия собственника в отношении участка в результате перевода теперь должно было осуществлять Росимущество, а не Агентство лесного хозяйства (переданное полномочие).
Таким образом, между обществом и Росимуществом должно было быть заключено дополнительное соглашение о замене в договоре аренды Агентства лесного хозяйства Росимуществом. При этом данная замена, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не должна была повлечь для арендатора каких-либо отрицательных последствий, связанных с прекращением права аренды, так как данный земельный участок, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации не относился к землям, изъятым из оборота, а также к землям, ограниченным в обороте.
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное расторжение договора аренды земельного участка при переводе земель из одной категории в другую.
Таким образом, требования Территориального управления Росимущества о расторжении договора аренды, заключенного между Агентством лесного хозяйства и обществом в связи с переводом земель из одной категории в другую, о котором сообщается в обращении, не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из обращения, обществом был расторгнут договор аренды в связи с выполнением указанного требования Территориального управления Росимущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Таким образом, в случае если указанный в обращении факт расторжения договора аренды земельного участка по требованию Территориального управления Росимущества подтвердится, то это может рассматриваться в качестве основания для признания судом данной сделки недействительной по основаниям, предусмотренным статьей 178 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для приобретения земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. При этом выбор земельного участка должен быть осуществлен в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 данной статьи (развитие застроенной территории).
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов (конкурсов, аукционов) возможно на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. При выполнении условия о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка, а также получения единственной заявки возможно предоставление земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Директор |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2011 г. N Д23-1876 "О предоставлении земельного участка в аренду
Текст письма официально опубликован не был