Участники парламентских слушаний, заслушав доклады Комитета Государственной думы по образованию, Министерства образования и науки Российской Федерации, выступления по теме парламентских слушаний, отмечают, что принятый Государственной думой в первом чтении проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) обеспечивает необходимую законодательную основу для реализации стратегии развития образования, определенной в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761)*, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года**, государственной программе "Развитие образования" и других документах, отражающих государственную политику в сфере образования.
Законопроект базируется на действующем законодательстве в области образования, которое в последнее десятилетие последовательно изменялось в соответствии с необходимостью правового обеспечения государственной политики, направленной на реализацию задач повышения качества образования, равенства граждан в его доступности, приближения образования к нуждам экономики страны. В законопроект с учетом как российского опыта, так и мировых тенденций развития образования и опыта его государственной поддержки включены новации, обеспечивающие переход российской образовательной системы на более высокую ступень, отвечающую современным и перспективным реалиям развития экономических и общественных отношений.
На стадии разработки законопроекта Министерство образования и науки Российской Федерации неоднократно проводило его обсуждение, в том числе на специальных сайтах в сети Интернет. Законопроект несколько раз рассматривался на парламентских слушаниях как в Государственной думе, так и в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В результате такой организации работы в окончательную редакцию законопроекта, внесенного Правительством РФ в Государственную думу, были включены многие предложения, высказанные при его обсуждении на стадии подготовки.
Вместе с тем в Комитет Государственной думы по образованию постоянно поступает значительное число предложений по его доработке. Особенно возросло количество таких предложений с момента внесения законопроекта в Государственную думу. К настоящему времени в адрес Председателя Государственной думы, Комитета Государственной думы по образованию, депутатов Государственной думы поступили обращения более чем от 8 тыс. образовательных организаций, 135 тыс. граждан. Участники парламентских слушаний отмечают, что ряд принципиально важных для педагогических работников и обучающихся предложений, представленных в указанных обращениях, высказанных в ходе общественных обсуждений, пока не нашел адекватного отражения в законопроекте. В наибольшей степени это касается вопросов, связанных с экономикой образования. В первую очередь к ним относятся:
- сохранение права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии;
- учет мнения схода граждан, проживающих в соответствующем сельском поселении, при ликвидации или реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных по их месту жительства;
- законодательное установление для студентов гарантий минимального размера академической и социальной стипендии, платы за пользование общежитием;
- законодательное закрепление принципа установления средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней заработной платы в соответствующем регионе, на территории которого расположены образовательные организации, и ряд других.
Участники парламентских слушаний, понимая общую тенденцию необходимости исключения из образовательного законодательства вопросов, регулируемых законами, относящимися к другим отраслям права, тем не менее считают, что в законопроекте при его доработке ко второму чтению следует закрепить особенности экономического положения участников образовательных правоотношений, в первую очередь такие, как показатели минимальных финансовых гарантий для участников образовательного процесса, установленные в настоящее время в определяющих государственную образовательную политику указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, принципы расчета экономических показателей, используемых в сфере образования.
Участники парламентских слушаний также отмечают, что имеется значительное число конкретных предложений по уточнению отдельных положений законопроекта и изменению редакции ряда норм, которые следует учесть при его подготовке ко второму чтению. В первую очередь это касается вопросов:
- организации дошкольного образования;
- уточнения полномочий органов власти всех уровней по предоставлению дополнительного образования детей;
- изменения статуса образовательных учреждений начального профессионального образования и реализуемых ими образовательных программ при реорганизации системы начального профессионального образования;
- целесообразности разделения бакалавриата на академический и прикладной;
- расширения возможностей применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- уточнения особенностей реализации отдельных образовательных программ, в том числе программ дополнительного профессионального образования, интегрированных образовательных программ;
- уточнения норм, обеспечивающих развитие и применение инструментов общественно-государственной оценки качества образования, качества реализации образовательных программ образовательными организациями всех типов.
Вместе с тем, учитывая, с одной стороны, масштабность законопроекта и многообразие правоотношений, которые он регулирует, а с другой - необходимость скорейшего законодательного закрепления государственной политики в сфере образования, участники парламентских слушаний считают, что:
- законопроект с учетом замечаний, которые находят всеобщую поддержку, должен быть принят в сроки, обеспечивающие начало его реализации с 1 сентября 2013 г.;
- вопросы регулирования отдельных образовательных правоотношений, по которым в настоящее время отсутствует понятное и однозначное решение, требующие дополнительного обсуждения и проработки, следует выделить в отдельный блок и решать их после принятия Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", обеспечив при необходимости проведение апробации введения новых образовательных институтов и технологий, по результатам которых может быть принято решение о необходимости внесения изменений и дополнений в принятый Федеральный закон.
С учетом состоявшегося обсуждения, представленных результатов анализа предложений и замечаний, поступивших в Государственную думу от коллективов работников образовательных учреждений, представителей образовательного сообщества, отдельных граждан, участники парламентских слушаний считают целесообразным.
1. Закрепить законодательно:
- право федеральных органов государственной власти осуществлять финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детям и профессионального обучения в федеральных государственных образовательных организациях;
- полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования детей;
- право Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению дополнительного образования для детей в образовательных организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности;
- полномочия органов государственной власти субъектов РФ по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
- недопустимость дискриминации, а также ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
- гарантированный уровень средней заработной платы педагогических работников не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем регионе, на территории которого расположены образовательные организации, при расчете норматива затрат на оплату труда педагогических работников в соответствии с положениями, установленными Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597***;
- сохранение педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, существующих мер социальной поддержки;
- статус научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования;
- возможности обеспечить педагогическим работникам повышение квалификации в рамках получения дополнительного профессионального образования чаще, чем один раз в пять лет;
- базовые принципы расчета стипендиального фонда, установления минимальных размеров академических и социальных стипендий;
- меры государственной поддержки студентов, проживающих в общежитиях, не допускающие снижения уровня установленных действующим законодательством социальных гарантий;
- льготы при поступлении в вузы для детей-инвалидов;
- гарантии создания безопасных условий обучения;
- право образовательных организаций высшего образования на реализацию программ всех уровней образования;
- право образовательных организаций высшего образования, имеющих собственную лабораторную базу, организовывать и проводить преддипломную практику студентов;
- возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, установленные действующим законодательством;
- возможность начала реализации интегрированных образовательных программ в области искусства на стадии начального общего образования с учетом того, что для успешного обучения по отдельным интегрированным программам в области искусств (например, в области музыкального образования) слишком поздно начинать реализацию таких интегрированных образовательных программ на базе начального общего образования, поскольку необходимо обеспечить для детей развитие требуемых качеств на более раннем периоде развития;
- положение, предусматривающее ежегодное предоставление Федеральному собранию Российской Федерации доклада Правительства РФ о ходе реализации государственной политики в сфере образования и опубликование его в официальном печатном органе.
2. Исключить из законопроекта:
- положения, предоставляющие возможность в связи с изменением реализуемых в стране уровней образования переименовывать образовательные учреждения начального профессионального образования в общеобразовательные организации, реализующие программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение;
- положения, касающиеся разделения бакалавриата на академический и прикладной, поскольку существующие профессиональные стандарты, квалификации, специальности не описывают различия трудовой деятельности после освоения программ прикладного или соответственно академического бакалавриата.
3. Рассмотреть возможность:
- внесения дополнений, направленных на закрепление равенства прав образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм, учредителей и ведомственной подчиненности, в том числе равного права на участие в государственных или муниципальных программах и проектах, получение государственного или муниципального финансирования;
- обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом правового статуса языков народов России;
- уточнения норм законопроекта, касающихся недопущения проведения государственной (итоговой) аттестации при реализации образовательных программ дошкольного образования;
- сокращения детальной регламентации отдельных вопросов, в первую очередь в части процедур лицензирования и государственной аккредитации;
- уточнения норм, регулирующих подготовку кадров высшей квалификации, в первую очередь в части проведения государственной (итоговой) аттестации и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по завершении освоения образовательной программы;
- сохранения норм действующего законодательства в части установления размеров родительской платы за содержание детей в образовательном учреждении, порядка расчета платы за услуги по присмотру и уходу за детьми;
- введения в законопроект новой статьи, регулирующей вопросы получения образования в суворовских и нахимовских училищах, кадетского образования;
- установления определения инклюзивного образования и принципов его организации;
- уточнения особенностей организации духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях.
На основании изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
Комитету Государственной думы по образованию
- при рассмотрении поправок в проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" и его подготовке ко второму чтению учесть мнение участников парламентских слушаний, представленное в данных рекомендациях.
Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации
- принять законопроект N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" во втором чтении, поддержав поправки, рекомендованные Комитетом Государственной думы по образованию к принятию и учитывающие мнение участников парламентских слушаний, представленное в данных рекомендациях.
Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации
- поддержать решения Государственной думы, направленные на реализацию позиции участников парламентских слушаний, представленной в данных рекомендациях.
Правительству РФ, Министерству образования и науки Российской Федерации, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:
- подготовить рекомендации по приведению норм регионального законодательства об образовании в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и довести их до сведения органов государственной власти субъектов РФ;
- рассмотреть предложение о ежегодном представлении Федеральному собранию Российской Федерации доклада Правительства РФ о ходе реализации государственной политики в сфере образования и его опубликовании на официальном сайте Правительства РФ в сети Интернет.
Органам государственной власти субъектов РФ:
- провести анализ регионального образовательного законодательства и разработать план мероприятий по его приведению в соответствие с изменениями федерального законодательства;
- обеспечить информационную поддержку принятия законопроекта, в том числе организацию работы по разъяснению различных положений законопроекта, доведению этой информации до всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Председатель Комитета |
А. Дегтярев |
______________________________
* См. Образование в Документах. - 2012. - N 10. - С. 31-61.
** См. Официальные документы в образовании. - 2008. - N 35, 36.
*** См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 17. - С. 4-8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации парламентских слушаний Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по образованию от 8 ноября 2012 г. "Законодательное обеспечение реализации государственной образовательной политики Российской Федерации"
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", декабрь 2012 г., N 36, "Вестник образования России", декабрь 2012 г., N 23