Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы
от 5 октября 2012 г. N 1907 (2012)*
Управление высшими учебными заведениями на европейском пространстве высшего образования
1. Парламентская ассамблея еще раз подтверждает основополагающее значение высшего образования для каждого индивидуума и для общества в целом. Право на образование, гарантируемое статьей 2 первого Протокола к Европейской конвенции о правах человека (СЕД N 9 и СЕД N 5), включает право на доступ к высшему образованию, которое защищено также положениями статьи 10.1 пересмотренной Европейской социальной хартии (СЕД N 163).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 10.1" следует читать "пункта 1 статьи 10"
2. Высокообразованные люди - это ключевой фактор личного и коллективного благополучия, а также экономической, социальной и демократической стабильности. Поэтому государствам-членам исключительно важно стремиться постепенно вводить бесплатное высшее образование, доступное для всех на основе способностей, в соответствии со статьей 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
3. Автономия высших учебных заведений, академическая свобода и свобода научных исследований и искусств представляют собой основополагающие принципы функционирования высших учебных заведений, а также демократических и плюралистических обществ. Эти принципы идут рука об руку с ответственностью государства за высшее образование и научные исследования, о чем говорится в Рекомендации CM/Rec(2007)6 Комитета министров. В этой связи Ассамблея приветствует проделанную Комитетом министров в последнее время работу, касающуюся ответственности органов государственной власти за академическую свободу и автономию учебных заведений.
4. Учитывая исключительно важное значение высших учебных заведений, а также зависимость отдельных лиц и общества в целом от проводимых в университетах исследований, а также от образования и профессиональной подготовки специалистов, основные стратегические решения в отношении дальнейшего развития высших учебных заведений должны приниматься на четырехсторонней основе с участием представителей академического сообщества (включая студентов), рынка труда (работодатели и профсоюзы), организаций гражданского общества и власти (как исполнительной, так и законодательной).
5. Академическая свобода и автономия высших учебных заведений требуют, чтобы последние в рамках общенациональной политики в области высшего образования и национального законодательства и при должном соблюдении прав человека могли самостоятельно определять свои академические программы и степени, порядок набора студентов, вопросы, касающиеся исследований, административной структуры, финансирования и найма сотрудников.
6. Ассамблея выражает сожаление по поводу продолжающегося нарушения автономии университетов и академической свободы в Беларуси. До тех пор, пока высшие учебные заведения в этой стране не будут соблюдать эти универсальные принципы, они не могут рассматриваться в качестве полноценных партнеров высших учебных заведений в других странах на европейском пространстве высшего образования. Ассамблея приветствует недавнее решение министров, участвовавших в Болонском процессе, не допускать Беларусь, а также решение Европейского союза не выдавать въездные визы пяти ректорам белорусских университетов.
7. В соответствии с целями, изложенными в статье 165 Договора о функционировании Европейского союза, Ассамблея еще раз подтверждает полномочия и обязанность национальных парламентов определять политику и формировать законодательство в области высшего образования. Это должно делаться в тесном сотрудничестве с высшими учебными заведениями.
8. Высшие учебные заведения должны активно участвовать в процессе принятия решений, касающихся управления национальными системами высшего образования, в соответствии с принципом субсидиарности. В этой связи Ассамблея приветствует инициативы представительных организаций, таких как Европейский союз студентов, Европейская ассоциация университетов и Европейская ассоциация высших учебных заведений.
9. Ассамблея подчеркивает важность организации управления высшими учебными заведениями с привлечением широкого круга участников. Она хотела бы, чтобы управление было организовано на принципах коллегиальности, и призывает высшие учебные заведения привлекать студентов, выпускников, преподавателей и исследователей к внутренней оценке и принятию решений, касающихся процесса обучения, а также изыскивать приемлемые формы их привлечения к принятию стратегических решений.
10. Ассамблея придает особое значение инициативам по внедрению саморегулирования и, в частности, Наблюдательному совету Великой хартии университетов в Болонье. Напоминая о пункте 13 своей рекомендации 1762 (2006) "Академическая свобода и университетская автономия", Ассамблея приветствует предложение Наблюдательного совета расширять сотрудничество и принимать участие в его заседаниях.
11. Ассамблея рекомендует государствам-членам и органам государственной власти сохранять и защищать автономию высших учебных заведений и академическую свободу и с этой целью:
11.1. Стремиться обеспечивать равный доступ к высшим учебным заведениям на основе способностей и с этой целью оказывать финансовую поддержку как учебным заведениям, так и студентам для преодоления социально-экономических барьеров, особенно в период финансовых трудностей и социальных кризисов.
11.2. Согласовать транспарентные принципы финансирования, опубликовать их и обеспечить, чтобы схемы прямого или косвенного финансирования не приводили к тому, чтобы отдельные высшие учебные заведения получали необоснованные преимущества.
11.3. В соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, касающихся высшего образования в европейском регионе (СЕД N 165), и Бухарестским коммюнике министров, участвующих в Болонском процессе, установить стандарты качества для признания периодов обучения, степеней и дипломов без внешних ограничений курсов, степеней и дипломов, предлагаемых высшими учебными заведениями.
11.4. Не допускать политического и экономического вмешательства во внутреннее управление высшими учебными заведениями, независимо от того, являются они частными или государственными, обеспечивая при этом применение в полном объеме соответствующего национального законодательства.
11.5. Поддерживать сотрудничество высших учебных заведений, а также способствовать международному обмену студентами и преподавателями.
11.6. Должным образом соблюдать право на свободу объединения студентов, преподавателей и научных работников.
11.7. Привлекать студентов к процессам принятия решений, касающихся академических вопросов.
11.8. Разрабатывать проекты для студентов и преподавателей из Беларуси, которые были исключены или уволены из высших учебных заведений по политическим причинам; такие проекты должны преду сматривать национальные стипендии и университетские гранты для этих студентов и преподавателей.
12. Ассамблея предлагает Постоянной конференции министров образования активизировать свои рабочие связи с Европейским союзом студентов, Европейской ассоциацией университетов, Европейской ассоциацией высших учебных заведений и Международной ассоциацией университетов, а также усилить свое влияние и роль в Болонском процессе.
13. Ассамблея предлагает Совместному совету по делам молодежи и Европейскому молодежному парламенту обсудить политику в области высшего образования.
_____________________________
* См. Обсуждение в Ассамблее 5 октября 2012 г. (36-е заседание) (см. док. 12964 и приложение, доклад Комиссии по культуре, науке, образованию и СМИ, докладчик г-н Флего). Текст, принятый Ассамблеей 5 октября 2012 г. (36-е заседание)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 октября 2012 г. N 1907 (2012) Управление высшими учебными заведениями на европейском пространстве высшего образования
Текст резолюции опубликован в журнале "Образование в документах", декабрь 2012 г., N 12