Резолютивная часть решения оглашена "14" ноября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "28" ноября 2011 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 07-01/10-53/11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Тетушкина Д.Н., заместителя руководителя,
членов Комиссии:
В.В. Кузьмина, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,
П.С. Пашуканис, ведущего специалиста-эксперта аналитического отдела,
Д.О. Селяметова, ведущего специалиста-эксперта правового отдела,
в присутствии представителей заявителей и ответчика, рассмотрев дело N 07-01/10-53/11 по признакам нарушения ГУП "Мосгаз" (адрес: 105120, г. Москва, Мрузовский переулок, д. 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения дела N 07-01/10-53/11 о нарушении антимонопольного законодательства послужили обращения ЖСК "Волна-3" (вх. от 14.12.2010 N 20666) и ЖСК "Севан" (вх. от 14.12.2010 N 20665) с жалобой на действия ГУП "Мосгаз", выразившиеся в необоснованном повышении стоимости технического обслуживания внутридомового газопровода и диагностики газового оборудования с 01.01.2011.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 07-01/10-53/11 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
Заявители являются кооперативами, созданными членами кооперативов в целях управления общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах. Так, в соответствии с пунктом 2.1 Устава, утвержденного Общим собранием членов Жилищно-строительного кооператива (протокол от 10.07.2000 N 2) ЖСК "Волна-3" организован в целях реализации прав и обязанностей домовладельцев по владению, пользованию и распоряжению объектами недвижимого имущества жилого дома и комплекса в целом, находящимися в границах общей долевой собственности домовладельцев, а также для осуществления деятельности по содержанию и приращению объектов недвижимости комплекса. Пунктом 3.1 Устава установлено, что ЖСК "Волна-3" выполняет только функции доверительного управления общей долевой собственностью комплекса недвижимого имущества. Согласно пункту 3.2.1 ЖСК "Волна-3" имеет право заключать договоры с организациями и предприятиями на обслуживание и эксплуатацию общего имущества, в том числе помещений, находящихся в собственности ЖСК.
В соответствии с пунктом 9 Устава ЖСК "Севан" осуществляет эксплуатацию жилого дома.
Для газоснабжения многоквартирных жилых домов действующим законодательством предусмотрена обязанность обеспечить техническое обслуживание специализированной организацией внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утверждает правила поставки газа.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила поставки газа), регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил поставки газа отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты, газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные является основанием для отказа от заключения договора.
В соответствии с пунктом 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа специализированная организация - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
В силу требования пункта 11.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, в газовом хозяйстве города может быть создана только одна (единая) аварийно-диспетчерская служба (АДС) с городским телефоном "04". В Москве работу указанной аварийно-диспетчерской службы обеспечивает ГУП "Мосгаз" (ОГРН 1027700178142, ИНН 7709009084, КПП 770901001). ГУП "Мосгаз" оказывает услуги по обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории города.
С учетом требований пункта 3 Правил поставки газа и пункта 11.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, в случае наличия иных газораспределительных организаций, оказывающие услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории города Москвы, они должны иметь договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы с оператором такой службы с городским телефоном "04" (ГУП "Мосгаз").
По данным ГУП "Мосгаз" от 08.02.2011 N МГ/23-867/11, предприятие не располагает сведениями о иных хозяйствующих субъектах, оказывающих указанную услугу (вх. от 09.02.2011 N 2130).
Иные организации, оказывающие указанную услугу в г. Москве, не установлены также в результате запросов в департаменты Правительства Москвы, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, Московское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Газовую техническую инспекцию Государственной жилищной инспекции Москвы.
Приказом Московского УФАС России от 03.06.2011 N 612 ГУП "Мосгаз" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в административных границах города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
С учетом того, что доля ГУП "Мосгаз" превышает 50%, Комиссией установлено доминирующее положение ГУП "Мосгаз" на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в административных границах города Москвы.
До 2011 года услуги ГУП "Мосгаз" оказывались на основании договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового оборудования и диагностике газового оборудования жилых домов, заключаемых с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и др.
Между ЖСК "Волна-3" и ГУП "Мосгаз" был заключен договор от 13.01.2009 N 072048, предметом которого в соответствии с пунктом 1.1 указанного договора являлось выполнение работ по техническому обслуживанию действующих внутридомовых газопроводов и диагностике газового оборудования по объекту, расположенному по адресу: ул. Гурьянова, д. 43. Стоимость обслуживания составляла ... (без НДС) из расчета ... (без НДС) за 1 квартиру, с ЖСК "Севан" ГУП "Мосгаз" заключило договор от 13.01.2009 N 072049/09-Б на сумму ... руб. (без НДС) также исходя из стоимости 199,80 руб. (без НДС) за одну квартиру.
В конце 2010 года ГУП "Мосгаз" направило в адрес ЖСК "Волна-3" и ЖСК "Севан" договоры, в которых в предмет договора было включено аварийно-диспетчерское обслуживание, а цена договора возросла до ... руб.
ЖСК "Волна-3" и ЖСК "Севан" оспаривали условия предложенных договоров по следующим основаниям:
- по мнению заявителей установленная цена на услуги является экономически необоснованной (завышенной);
- в цену договора включена стоимость обслуживания газоиспользующего оборудования - имущества, не относящегося к общему. В силу того, что в полномочия управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК входит обслуживание только общего имущества собственников, действия ГУП "Мосгаз" по обслуживанию газоиспользующего оборудования, оплата за которые включена в цену договора с такими организациями, не относятся к предмету договора, являются навязанными.
1. В соответствии с пояснениями ГУП "Мосгаз" от 08.02.2011 N МГ/23-867/11 тарифы на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.11.2006 N 769-ПП "О регулировании цен (тарифов) в отраслях города Москвы" распоряжениями Департамента экономической политики и развития города Москвы (вх. от 09.02.2011 N 2130).
Так, тариф на 2009 год был установлен распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 16.12.2008 N 53-р, на 2010 год - распоряжением от 01.10.2009 N 23-р.
Однако в соответствии с письмом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 07.02.2011 N ДПР/11-1179 основанием для утверждения предельного тарифа на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является постановление Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве". Область применения указанных цен (тарифов) - формирование на их основе государственными заказчиками начальных (максимальных) цен государственных контрактов при размещении государственных заказов города Москвы, а также использование при расчете субсидий, предоставляемых из бюджета города Москвы на оказание государственных услуг города Москвы и реализацию мероприятий по социальному обеспечению населения.
В письме от 07.09.2011 N ДПР/11-15527 Департамент экономической политики и развития города Москвы указывает на то, что государственное регулирование цен на услугу по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования нормативными правовыми актами не предусмотрено, и ГУП "Мосгаз" устанавливает цену самостоятельно.
Согласно пояснениям Департамента экономической политики и развития города Москвы и ГУП "Мосгаз", совпадение предельных цен (тарифов), установленных распоряжениями Департамента экономической политики и развития города Москвы, и тарифов, используемых ГУП "Мосгаз" обусловлено тем, что Департамента экономической политики и развития города Москвы при установлении предельных цен (тарифов) использует технико-экономические показатели ГУП "Мосгаз".
Вместе с тем, в письме от 11.10.2011 N ДПР/11-15527 Департамента экономической политики и развития города Москвы указал на экономическую необоснованность применяемого тарифа. По мнению Департамента экономической политики и развития города Москвы фактические затраты ГУП "Мосгаз" значительно выше затрат, предусмотренных в используемом ГУП "Мосгаз" тарифе.
Указанная оценка была поддержана ГУП "Мосгаз", которое представило Сравнение трудозатрат по техническому обслуживанию внутридомового газопровода в действующей расценке и в расчете на весь газифицированный фонд города Москвы, на основании которого сделан вывод, что ГУП "Мосгаз" учло не все расходы в установленном тарифе.
В соответствии с пояснениями Департамента экономической политики и развития города Москвы и ГУП "Мосгаз", значительный рост тарифа на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2011 год вызвано включением в него затрат на аварийное обслуживание и проведение аварийно-восстановительных работ на внутридомовом газовом оборудовании (газопроводе). Указанные расходы не включались в тариф на 2010 год.
Кроме того, как указано в письме Департамента экономической политики и развития города Москвы от 11.10.2011 N ДПР/11-15527 при установлении тарифа в 2011 году был изменен метод определения тарифа. Если в 2009, 2010 годах тариф был проиндексирован с учетом индексов-дефляторов прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития города Москвы, то в 2011 году тариф рассчитывался исходя из "фактических" затрат ГУП "Мосгаз" (вх. от 12.10.2011 N 24081).
Установлено, что при установлении тарифа 2010 год использовалась технологическая карта на техническое обслуживание внутридомового газопровода и диагностику газового оборудования в жилых домах, утвержденная руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства от 01.12.2008, по которой определена норма времени на обслуживание 1 квартиры. Путем умножения указанной величины на тарифную ставку исполнителя был рассчитан фонд оплаты труда. К фонду оплаты труда добавлены накладные расходы (101% от ФОТ) и плановые накопления (57% от ФОТ).
В письме Департамента экономической политики и развития города Москвы от 11.10.2011 N ДПР/11-15527 отмечается, что накладные расходы и плановые накопления, согласно Примерному прейскуранту на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденному приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 N 35, составляют 196,2%, что больше примененного расчета при установлении тарифа на 2010 год.
Стоимость аварийно-диспетчерского обслуживания компенсировалось из бюджета Москвы в виде субсидий, размер которых определялся путем индексации (письмо ДепТЭХ от 03.11.2011 N 1-15-823/1).
В 2011 году затраты ГУП "Мосгаз" рассчитаны исходя трудозатрат, определенных в соответствии с технологической картой, утвержденной Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым.
При этом исходя из информации, представленной ДепТЭХ письмом от 03.11.2011 N 1-15-823/1, Департаментом экономической политики и развития города Москвы письмом от 11.10.2011 N ДПР/11-15527, при установлении тарифов ГУП "Мосгаз" использовались исключительно плановые показатели, фактические технико-экономические показатели предприятия не использовались, показатели "план-факт" не рассчитывались.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод об экономической необоснованности тарифов, установленных ГУП "Мосгаз".
2. Довод заявителей о необоснованном включении стоимости услуг по обслуживанию имущества, не относящегося к общему, в стоимость договора, заключаемого с управляющими организациями, ЖКХ, ТСЖ, соответствует действующему законодательству.
Комиссией учтен довод ГУП "Мосгаз" о том, что внутридомовая система газоснабжения представляет собой единую систему, состоящую из внутреннего газопровода и установленного на нем газового оборудования, осуществление работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода и диагностике газоиспользующего оборудования не может осуществлять раздельно.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 Министерство регионального развития Российской Федерации утверждает порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 приказа Минрегиона России от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации" в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят как работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу, так техническое обслуживание (в том числе сезонное) и ремонт бытового газоиспользующего оборудования, не относящегося к общему.
В соответствии с частями 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возложена обязанность по содержанию только общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, ответственность за содержание индивидуального имущества собственников помещений указанные собственники несут самостоятельно.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, предмет договора с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК может касаться только технического обслуживания внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Исходя из изложенного, тариф на обслуживание внутридомового газового оборудования должен исчисляться из расчета на 1 кв. м. Площади собственников помещений в многоквартирном доме.
Услуги по содержанию внутридомового газоиспользующего оборудования должны оказываться непосредственно собственникам указанного оборудования в зависимости от объема оказываемых услуг (в том числе исходя из количества и видов такого оборудования).
Указанная позиция подтверждается также разъяснением Минрегиона России от 18.06.2009 N 18629-СК/14, в котором указано, что на исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) возлагается ответственность за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в том числе системы газоснабжения, относящегося к общему имуществу.
При этом обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО лежит на потребителе (пункт 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Под ВДГО в контексте Правил предоставления коммунальных услуг гражданам понимается внутриквартирная разводка от стояков и газоиспользующее оборудование, которое не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, обязанность абонента-исполнителя коммунальной услуги газоснабжения по содержанию ВДГО, установленная подпунктом "к" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Соответственно, поставщик газа вправе требовать при заключении договора поставки газа с абонентом-исполнителем коммунальной услуги газоснабжения обязательного предоставления договора на обслуживание ВДГО, относящегося к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (подпункт "к" пункта 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан).
В составе работ, определенных в соответствии с технологической картой, утвержденной Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым, содержатся работы как по содержанию общего имущества, так и по обслуживанию газоиспользующего оборудования, не относящегося к общему имуществу.
Таким образом, требования ЖСК "Волна-3" и ЖСК "Севан" об исключении стоимости работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования, не относящего к общему имуществу собственников, из договора на обслуживание внутридомового газового оборудования обоснованы.
Взимание с указанных лиц стоимости таких работ могло привести к ущемлению их интересов.
Невыгодные условия о включении стоимости указанных работ в цену договора ЖСК "Волна-3" и ЖСК "Севан" правомерно оспаривали, однако ГУП "Мосгаз" уклонялось от внесения изменений в условия договоров.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о навязывании ГУП "Мосгаз" невыгодных условий договоров лицам, выступающим исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Установить в действиях ГУП "Мосгаз" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в административных границах города Москвы, результатом которого явилось ущемление интересов лиц, являющихся исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, путем:
- применения экономически необоснованных тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования;
- навязывания невыгодных условий договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
2. Выдать ГУП "Мосгаз" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела N 07-01/10-53/11 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии |
Д.Н. Тетушкин |
Члены Комиссии: |
В.В. Кузьмин |
|
П.С. Пашуканис |
|
Д.О. Селяметов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 28 ноября 2011 г. N 07-01/10-53/11 "По делу о нарушении антимонопольного законодательства"
Текст решения официально опубликован не был