Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2012 г. N 74-АПГ12-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. 225-3 N 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)" по апелляционному представлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 сентября 2012 г., которым заявление прокурора удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., возражавшего против доводов апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
31 марта 2005 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) 225-3 N 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон), первоначальный текст которого был опубликован в издании "Якутские ведомости" 4 мая 2005 г., N 20.
Статьей 3 названного Закона предусмотрена защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок обеспечения их жилыми помещениями, в частности пунктом 3 части 3 данной статьи установлено, что законные представители несовершеннолетних, орган местного самоуправления, выполняющий функции органа опеки и попечительства принимают меры по проведению органом местного самоуправления, выполняющим функции в сфере жилищных отношений, капитального ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Статьей 5 указанного Закона установлены основания и порядок внесения изменения в решение органа местного самоуправления о направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственную или семейную форму воспитания (в части невозможности возвращения в сохраненные за ними жилые помещения).
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, сохраненные за ними решением органа местного самоуправления по месту жительства, считается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан, а также при наличии одного из следующих обстоятельств:
проживание по любым основаниям в таком жилом помещении лиц: лишенных родительских прав; отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; бывших усыновителей; не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере; больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере; признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 части 3 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. 225-3 N 457-III в части признания невозможным возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, сохраненные за ними решением органа местного самоуправления по месту жительства, в случае проживания по любым основаниям в таком жилом помещении лиц: отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; бывших усыновителей; не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; страдающих туберкулезом, ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 сентября 2012 г., заявление прокурора удовлетворено частично, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 3 части 3 статьи 3 Закона. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1 части 1 статьи 5 Закона отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в указанной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
На федеральном уровне регулирование отношений по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, защиты и реализации их жилищных прав осуществляется Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 определены вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. В их числе не названы вопросы по проведению капитального ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим пункта 3 части 3 статьи 3 Закона, суд пришел к выводу о его противоречии федеральному законодательству, поскольку установил, что оспариваемая норма предполагает возможность возложения на органы местного самоуправления обязанности по проведению капитального ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. При этом в установленном законом порядке органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по проведению капитального ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не наделялись, субвенции на осуществление указанных полномочий из бюджета Республики Саха (Якутия) не предоставлялись.
Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона и материалам дела.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, суд установил, что оспариваемая норма принята органом государственной власти в пределах его полномочий в целях установления дополнительных мер по защите жилищных прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сирот и оставшихся без попечения родителей), предусматривает порядок, условия и основания признания невозможным возвращение детей в сохраненные за ними жилые помещения, а также определение дополнительных правовых оснований для предоставления жилых помещений указанным детям вне очереди. При этом, суд исходил из того, что лица, указанные в оспариваемой норме, на законных основаниях проживают в жилом помещении сохраненном за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Иное означало бы, что в законе предусмотрена норма, допускающая незаконное, без установленных жилищным законодательством оснований, проживание каких-либо лиц в жилом помещении, что недопустимо.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Апелляционное представление не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 сентября 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2012 г. N 74-АПГ12-23
Текст определения официально опубликован не был