Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2012 г. N 69-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ерёменко Т.И. и Анишиной В.И.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фадеенко Л.В. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 сентября 2012 года, которым отказано в удовлетворении её заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2012 года N 300 "О передаче мандата депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва, избранного по единому избирательному округу Дроздецкому А.А".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителя Гараймовича Д.А., объяснения представителя избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Корнеева Д.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Ханты-Мансийского регионального отделения "Либерально-демократическая партия России" Иляскина С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В марте 2011 года состоялись выборы депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва по единому избирательному округу.
По результатам выборов Ханты-Мансийское региональное отделение "Либерально-демократическая партия России" получило пять депутатских мандатов, один из которых на основании постановления избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 марта 2011 года передан кандидату в депутаты в порядке очерёдности в Нижневартовской региональной группе N 13 Сидорову А.И.
Полномочия депутата Сидорова А.И. досрочно прекращены 25 апреля 2012 года.
Постановлением избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2012 года N 300 указанный выше депутатский мандат передан Дроздецкому А.А., зарегистрированному в составе списка кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу Ханты-Мансийским региональным отделением "Либерально-демократическая партия России".
Фадеенко Л.В. обратилась в суд с заявлением об отмене указанного постановления избирательной комиссии, ссылаясь на то, что оно принято с нарушением статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В обоснование заявление указала, что согласно требованиям действующего законодательства в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избирательная комиссия передаёт депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату в депутаты из того же списка кандидатов этой же региональной группы. Однако избирательная комиссия при принятии оспариваемого постановления указанного требования закона не учла.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований Фадеенко Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственных власти субъектов Российской Федерации" в случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гарантируется равное избирательное право.
Пунктом 3 статьи 11 этого же Закона установлено, что в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу.
Из анализа приведённых нормативных предписаний следует, что федеральным законодателем установлен общий запрет на применение норм закона, изменяющих порядок формирования органа представительной власти, избранного до или в период принятия таких изменений. Такого рода нормы по общему правилу, распространяются на правоотношения, связанные с выборами, назначенными после вступления их в силу.
Вводя новое правовое регулирование порядка формирования представительного органа государственной власти, субъект Российской Федерации, как и федеральный законодатель, также должен соблюдать запрет на распространение этих положений на правоотношения, возникшие до их принятия.
Аналогичная позиция отражена и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года N 9-П.
Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов", вступившим в силу 27 июля 2011 года, статья 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнена пунктом 15, в силу которого законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган её регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включённых в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения о своём отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 263-ФЗ установлено, что положения пункта 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции данного Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 этой статьи.
В силу части 3 этой же статьи, если на день вступления в силу данного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии или её регионального отделения вправе предлагать кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов, положения пункта 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции этого Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день вступления в силу данного Федерального закона.
Из изложенного следует, что действие пункта 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по общему правилу распространяется на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года N 263-ФЗ.
Исключение составляют случаи, когда на день вступления в силу данного закона законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии или её регионального отделения вправе предлагать кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов. В такой ситуации положения пункта 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года N 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года N 263-ФЗ.
По смыслу приведённых норм федерального закона, если на момент их вступления в силу региональный закон, содержащий аналогичный порядок замещения вакантных депутатских мандатов отсутствует, то их положения распространяются на правоотношения, возникшие в представительном органе созыва, избранного после дня вступления федерального закона в силу.
Следовательно, для их применения в данном деле в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре должен был быть такой закон, который содержал бы подобный федеральному порядок замещения вакантных мандатов и был принят до проведения выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва. Иное толкование подрывало бы общедемократический принцип равенства граждан (часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации) и нарушало бы конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти (часть 2 статьи 32 Основного закона РФ), поскольку допускало бы установление различного правового режима для лиц, избранных депутатами представительного органа одного и того же созыва.
Как усматривается из материалов дела, на день избрания депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва действовал порядок замещения вакантных депутатских мандатов, предусмотренный пунктом 1 статьи 21 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года N 34-оз "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в силу которого в случае досрочного прекращения полномочий депутата Думы автономного округа, избранного по единому избирательному округу, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии (регионального отделения политической партии), в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, вправе предложить избирательной комиссии автономного округа кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. В этом случае избирательная комиссия автономного округа передаёт вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии (регионального отделения политической партии).
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 года N 70-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" пункт 1 статьи 21 изложен в следующей редакции: "В случае досрочного прекращения полномочий депутата Думы автономного округа, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат Думы автономного округа был избран, либо коллегиальный постоянно действующий руководящий орган её регионального отделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат Думы автономного округа был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Кандидатура зарегистрированного кандидата может быть предложена только из числа кандидатов, включённых в ту региональную группу кандидатов, что и депутат Думы автономного округа, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатские мандаты и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, её регионального отделения о своём отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, её регионального отделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов".
Согласно статье 2 этого же Закона указанные изменения вступают в силу со дня официального опубликования данного Закона.
Из положений названного Закона следует, что законодатель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ввёл новый порядок замещения освободившихся мандатов, который распространяет своё действие только на правоотношения, возникнувшие после вступления его в действие.
С учётом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что на момент вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 года N 263-ФЗ Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не было предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии предлагает кандидатуру для замещения вакантного депутатского мандата из состава регионального списка кандидатов, из которого был избран прекративший полномочия депутат.
Суд обоснованно посчитал, что избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принимая оспариваемое решение о предоставлении депутатского мандата кандидату Дроздецкому А.А., правомерно не распространила действие пункта 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на правоотношения, связанные с замещением вакантных депутатских мандатов кандидатами в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва.
При таких обстоятельствах у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Фадеенко Л.B. об отмене постановления избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2012 года N 300 "О передаче мандата депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва, избранного по единому избирательному округу, Дроздецкому А.А."
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является обоснованным. Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела, в связи, с чем у Судебной коллегии не имеется оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и его отмены.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фадеенко Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ерёменко Т.И. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2012 г. N 69-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был