Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Максимова О.В., Рыжкина А.И., Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" Востриковой Е.А.,
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства Института детской эндокринологии ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздравсоцразвития России (номер извещения 0373100059312000152) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации.
2. Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству и поставка немонтируемого оборудования.
3. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
4. Заказчиком в Конкурсной документации указаны фирменные названия производителей товаров для выполнения работ без указания параметров эквивалентности и сопровождения слов "или эквивалент".
5. Заказчик установил в Конкурсной документации требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа и соответствуют исключительно моделям поставляемого товара, которые указаны в техническом задании Конкурсной документации.
6. Приложение N 1 к техническому заданию Конкурсной документации не содержит требований к техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара.
7. Заказчиком по критерию "Срок выполнения работ" установлены значения максимального и минимального сроков выполнения работ, не соответствующих правилам оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила оценки).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при утверждении Конкурсной документации Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 26.11.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе (время местное) - 09.01.2013 10:30;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 10.01.2013;
5) дата подведения итогов Конкурса - 11.01.2013.
1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 12 информационной карты Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: (земляные работы, свайные работы, закрепление грунтов, устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, монтаж металлических конструкций, защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов), устройство наружных сетей водопровода, устройство наружных сетей канализации, устройство наружных электрических сетей, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) (далее - свидетельства).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией Свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что предметом торгов является выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, приложение 1 к техническому заданию Конкурсной документации содержит перечень медицинского оборудования, в том числе, немонтируемого, например: микроскоп лабораторный бинокулярный, каталка для пациентов Sprint LINET, весы персональные 703 SECA, кроватка для новорождённых с кювезом из прозрачного акрила, аппарат для коррекции фигуры, гантели хромированные, беговая дорожка и пр.
На заседании Комиссии установлено, что указанное медицинское оборудование является немонтируемым оборудованием различного назначения и технологически и функционально не связанно с объектом строительства.
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по завершению строительства объекта капитального строительства и поставки и монтажа оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 12 информационной карты Конкурсной документации в состав документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие работы, являющиеся предметом конкурса, входит, в том числе, копия лицензии на право сооружения радиационного источника, выдаваемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Лицензия).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что актом проверки Ростехнадзор обязал Заказчика привлечь для строительства генерального подрядчика, имеющего Лицензию на право сооружения радиационного источника (в части выполнения работ и оказания услуг).
При этом согласно акту проверки Ростехнадзора от 12.06.2012 N 08-54/12 генеральному подрядчику следует оформить Лицензию на право сооружения радиационного источника в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона N 170-ФЗ от 21.11.1995 г. "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии).
В соответствии со статьей 26 Закона об использовании атомной энергии любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что требование Заказчика к участникам размещения заказа о наличии лицензии Ростехнадзора правомерно. При этом Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что указанное выше требование ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Ростехнадзора, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. В случае, если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент". Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В главе 6 "Наружные сети водоснабжения, канализации, газоснабжения" проектно-сметной документации представлена локальная смета, содержащая указание на модель лифта без сопровождения словами "или эквивалент", и без указания параметров эквивалентности, а именно: "Лифт пассажирский модель LM (Германия)".
Кроме того, в техническом задании Конкурсной документации при описании выполнения работ по комплексной системе безопасности указано следующее: "В качестве центрального оборудования для сбора и обработки информации комплексной системы безопасности объекта в соответствии с указанием в ТЗ использовать технические средства интегрированной системы безопасности "Орион" производства НВП "Болид". Для систем охранного телевидения обоих корпусов в ТЗ применить оборудование производства фирмы Panasonic" без сопровождения словами "или эквивалент", а также без указания параметров эквивалентности.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, в Конкурсной документации приведены указания на товарные знаки и фирменные наименования, без сопровождения словами "или эквивалент", а также без указания параметров эквивалентности.
5. На заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, подтверждающие, что установленные Заказчиком требования к техническим характеристикам поставляемого товара, ограничивают количество участников размещения заказа и соответствуют исключительно моделям поставляемого товара, которые указаны в техническом задании Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил в Конкурсной документации требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа и соответствуют исключительно моделям поставляемого товара, которые указаны в техническом задании Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
6. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В приложении N 1 технического задания Конкурсной документации установлены технические и функциональные характеристики поставляемого товара, например: гематологический автоматический анализатор XN 1000, Sysmex, Япония (или аналог); штатив для дозаторов, Brand, Германия (или аналог). Гематологический автоматический анализатор, штатив для дозаторов являются установленными Заказчиком требованиями к качеству техническим, функциональным характеристикам товара. Также, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что, согласно указанным выше требованиям товарам, потребностям Заказчика соответствуют любой гематологический автоматический анализатор, штатив для дозаторов.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что приложение N 1 к техническому заданию Конкурсной документации не содержит требований к техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара, не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 54 Правил оценки в случае применения одного срока (периода) поставки устанавливаются максимальный срок поставки и минимальный срок поставки в единицах измерения срока поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения контракта, при этом минимальный срок поставки не может составлять менее половины максимального срока поставки.
Пунктом 5.3.1.4 раздела 5 части II Конкурсной документации установлен максимальный срок выполнения работ в единицах измерения срока с даты заключения договор - 30 месяцев, минимальный срок выполнения работ в единицах измерения срока с даты заключения договора - 0 месяцев, что составляет менее половины максимального срока поставки.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации минимальный срок поставки менее половины максимального срока поставки, не соответствуют Правилам оценки и нарушают часть 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Данное нарушение, а также нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 4 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" обоснованной в части неправомерного установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии Свидетельств саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации; неправомерного объединения в один лот работ по строительству и поставки немонтируемого оборудования; указания фирменных наименований производителей товаров для выполнения работ без сопровождения слов "или эквивалент" и без указания параметров эквивалентности; неправомерного установления в Конкурсной документации минимального срока поставки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.01.2013 N К-30/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Ю.А. Черкасова |
|
М.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2013 г. N К-30/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2013 г. N ГЗ/00093)
Текст решения официально опубликован не был