Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Министерства обороны Российской Федерации Решетникова Ю.С., Буйновой А.С., Сарычева М.М., ОСАО "РЕСО-Гарантия" Сидорова А.В., Петрова И.В.,
рассмотрев жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание в 2013 году услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004512003251) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, нарушившей порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе.
Представители Заказчика, Конкурсной комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 15.11.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта по Лоту N 1 - 83 285 950 рублей, по Лоту N 2 - 52 548 193 рубля, по Лоту N 3 - 40 930 525 рублей, по Лоту N 4 - 26 634 632 рубля;
3) на участие в Конкурсе по Лоту N 1 подано 9 заявок от участников размещения заказа, по Лоту N 2 - 9 заявок от участников размещения заказа, по Лоту N 3 - 9 заявок от участников размещения заказа, по Лоту N 4 - 9 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе по Лоту N 1 допущено 7 участников размещения заказа, по Лоту N 2 - 7 участников размещения заказа, по Лоту N 3 - 7 участников размещения заказа, по Лоту N 4 - 7 участников размещения заказа;
5) минимальное предложение о цене контракта по Лоту N 1 - 83 285 950 рублей, по Лоту N 2 - 52 548 193 рубля, по Лоту N 3 - 40 930 525 рублей, по Лоту N 4 - 26 634 632 рублей;
6) Победителем Конкурса признано по Лоту N 1 - ОСАО "Ингосстрах" с предложением о цене контракта 83 285 950 рублей, по Лоту N 2 - ОСАО "Ингосстрах" с предложением о цене контракта 52 548 193 рубля, по Лоту N 3 - ОСАО "Ингосстрах" с предложением о цене контракта 40 930 525 рублей, по Лоту N 4 - ОСАО "Ингосстрах" с предложением о цене контракта 26 634 632 рублей.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. При этом в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть, в том числе критерий "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг".
В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 32 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила оценки), установлено, что при оценке заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ, услуг и (или) квалификации участника конкурса. При этом в соответствии с пунктом 28 Правил оценки для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию, а также в случае применения нескольких показателей максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия.
Согласно части 16 Конкурсной документации для определения лучших условий исполнения государственного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по следующим критериям: цена контракта (значимость критерия - 70%); качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг (значимость критерия - 20%); объем предоставления гарантий качества услуг (значимость критерия - 10%). При этом оценка по критерию "Квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг", осуществляется в том числе по показателям:
1) "опыт работы по осуществлению ОСАГО федеральных органов исполнительной власти за последние 5 лет";
2) "наличие в штате участника размещения заказа подразделения и (или) специалистов по ОСАГО".
Кроме того, положениями части 16 Конкурсной документации установлено, что наибольшее количество баллов присваивается заявке на участие в конкурсе с лучшим предложением по квалификации участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг.
Согласно Конкурсной документации по показателю "опыт работы по осуществлению ОСАГО федеральных органов исполнительной власти за последние 5 лет" оценивается продолжительность работы и объем ранее оказанных услуг по ОСАГО федеральных органов исполнительной власти, определяемые в соответствии со сведениями, представленными участником размещения заказа о заключенных им ранее контрактах по данному виду страхования с указанием сроков действия контрактов, сроков страхования и страховых сумм по каждому контракту (максимальное значение 20 баллов).
Согласно Протоколам оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 заявкам участника Конкурса ОАО "СОГАЗ" по показателю "опыт работы по осуществлению ОСАГО федеральных органов исполнительной власти за последние 5 лет" критерия "качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" в отношении Лотов 1-4 Конкурса присвоено "0" баллов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в заявках ОАО "СОГАЗ" на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 указаны, в том числе контракты по оказанию услуг по ОСАГО, заключенные с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, например - с Сахалинским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, - относимых к структуре федеральных органов исполнительной власти согласно положениям об указанных федеральных органах исполнительной власти.
Следовательно, учитывая, что порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, содержащимся в Конкурсной документации, не установлено, что оценке не подлежат контракты по оказанию услуг ОСАГО, заключенные с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действия Конкурсной комиссии, не учитывавшей вышеуказанные контракты при оценке заявки участника Конкурса ОАО "СОГАЗ" и присвоившей "0" баллов заявкам ОАО "СОГАЗ" по показателю "опыт работы по осуществлению ОСАГО федеральных органов исполнительной власти за последние 5 лет" критерия "качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" по Лотам N 1-4, не соответствуют порядку оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно Конкурсной документации по показателю "наличие в штате участника размещения заказа подразделения и (или) специалистов по ОСАГО" оценивается наличие, фактическая численность подразделения и количество специалистов по данному виду страхования, определяемые в соответствии со сведениями, представленными участником размещения заказа о наличии, фактической численности подразделения и количестве специалистов по ОСАГО (максимальное значение 20 баллов).
Согласно Протоколам оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 по показателю "наличие в штате участника размещения заказа подразделения и (или) специалистов по ОСАГО" критерия "качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" заявке участника Конкурса ОАО "СОГАЗ" присвоено 15 баллов, ЗАО "МАКС" - 20 баллов, ОСАО "РЕСО-Гарантия" - 20 баллов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что:
1) Согласно заявкам ОАО "СОГАЗ" на участие в Конкурсе по Лотам N 1-4 по состоянию на 01.12.2012 количество специалистов по ОСАГО в Головном офисе и Центральном аппарате ОАО "СОГАЗ" - 46, количество специалистов по ОСАГО в региональных представительствах ОАО "СОГАЗ" - 186. Следовательно, общее количество специалистов по ОСАГО - 232;
2) Согласно заявке ЗАО "МАКС" на участие в Конкурсе по Лотам N 1-4 (Справка от 12.12.2012 N А-29-03/347) "в структуре ЗАО "МАКС" создано специализированное подразделение по сопровождению Государственных контрактов и VIP клиентов по ОСАГО в составе 252 человека";
3) Согласно заявке ОСАО "РЕСО-Гарантия" на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 ОСАО "РЕСО-Гарантия" подтверждает наличие в штате участника размещения заказа специалистов по ОСАГО в размере 9 630 человек.
Следовательно, учитывая, что заявкам участников размещения заказа ОАО "СОГАЗ" и ЗАО "МАКС", содержащим сопоставимое количество специалистов по ОСАГО (232 и 252 специалиста соответственно), присвоено различное количество баллов по указанному показателю в размере 15 и 20 баллов соответственно, однако заявкам участников размещения заказа ЗАО "МАКС" и ОСАО "РЕСО-Гарантия", содержащим несопоставимое количество специалистов по ОСАГО (252 и 9630 специалистов соответственно), присвоено одинаковое количество баллов в размере 20 баллов, - действия Конкурсной комиссии, осуществившей описанную оценку и сопоставление заявок на участие в Конкурсе, не способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта, нарушают часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
2. В соответствие с частью 5 статьи 26 Закона о размещении заказов наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что в Протоколах вскрытия конвертов на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 содержатся сведения, не соответствующие сведениям, представленным в заявках участников размещения заказа на участие в Конкурсе. Так, например, в составе заявок Заявителя на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 содержится Справка об опыте работы ОСАО "РЕСО-Гарантия" с федеральными органами исполнительной власти по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 06.12.2012 Исх. N 3400/12/8, согласно которой ОСАО "РЕСО-Гарантия" заключено 8 контрактов с федеральными органами исполнительной власти по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом в Протоколах вскрытия конвертов на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 содержатся данные о 4 контрактах.
Указание Конкурсной комиссией в Протоколах вскрытия конвертов на участие в Конкурсе по Лотам N 1 - 4 сведений, не соответствующих сведениям, представленным в заявках участников размещения заказа на участие в Конкурсе, является нарушением части 5 статьи 26 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 26, части 2, 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.12.2012 N К-2580/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Ю.А. Черкасова |
|
М.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2012 г. N К-2580/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2013 г. N ГЗ/00042)
Текст решения официально опубликован не был