Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Максимова О.В. (доверенность от 26.12.2012 N 256), Рыжкина А.И. (доверенность от 06.07.2012 N 201), ООО "Эскиз" Галицкого С.А. (доверенность от 26.12.2012 N 40),
рассмотрев жалобу ООО "Эскиз" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства Института детской эндокринологии ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздравсоцразвития России (номер извещения 0373100059312000152) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации.
2. Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству и поставка немонтируемого оборудования.
3. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
4. Проектно-сметная документация размещена Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не в полном объеме.
5. Заказчиком в Конкурсной документации указаны фирменные названия производителей товаров для выполнения работ без указания параметров эквивалентности и сопровождения слов "или эквивалент".
6. Заказчиком выбран неверный способ размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.12.2012 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, у Заказчика и Заявителя истребованы дополнительные документы и сведения по Конкурсу, в связи с чем рассмотрение жалобы Заявителя перенесено на 28.12.2012.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 26.11.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе (время местное) - 09.01.2013 10:30;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 10.01.2013;
5) дата подведения итогов Конкурса - 11.01.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 12 информационной карты Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: земляные работы, свайные работы, закрепление грунтов, устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, монтаж металлических конструкций, защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов), устройство наружных сетей водопровода, устройство наружных сетей канализации, устройство наружных электрических сетей, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что предметом торгов является выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, приложение 1 к техническому заданию Конкурсной документации содержит перечень медицинского оборудования, в том числе, немонтируемого, например: микроскоп лабораторный бинокулярный, каталка для пациентов Sprint LINET, весы персональные 703 SECA, кроватка для новорождённых с кювезом из прозрачного акрила, аппарат для коррекции фигуры, гантели хромированные, беговая дорожка и пр.
На заседании Комиссии установлено, что указанное медицинское оборудование является немонтируемым оборудованием различного назначения и технологически и функционально не связанно с объектом строительства.
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по завершению строительства объекта капитального строительства и поставки и монтажа оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 12 информационной карты Конкурсной документации в состав документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие работы, являющиеся предметом конкурса, входит, в том числе, копия лицензии на право сооружения радиационного источника, выдаваемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензия Ростехнадзора).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что актом проверки Ростехнадзор обязал Заказчика привлечь для строительства генерального подрядчика, имеющего лицензию Ростехнадзора на право сооружения радиационного источника (в части выполнения работ и оказания услуг).
При этом согласно акту проверки Ростехнадзора от 12.06.2012 N 08-54/12 генеральному подрядчику следует оформить лицензию Ростехнадзора на право сооружения радиационного источника в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона N 170-ФЗ от 21.11.1995 г. "Об использовании атомной энергии".
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что требование Заказчика к участникам размещения заказа о наличии лицензии Ростехнадзора правомерно. При этом Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что указанное выше требование ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Ростехнадзора, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация включена в состав Конкурсной документации, и размещена на Официальном сайте.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что проектно-сметная документация включена в состав Конкурсной документации не в полном объеме, и размещена на Официальном сайте не в полном объеме.
Таким образом, довод Заявителя о том, что проектно-сметная документация размещена Заказчиком на Официальном сайте не в полном объеме, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. В случае, если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент". Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В главе 6 "Наружные сети водоснабжения, канализации, газоснабжения" проектно-сметной документации представлена локальная смета, содержащая указание на модель лифта без сопровождения словами "или эквивалент", и без указания параметров эквивалентности, а именно: "Лифт пассажирский модель LM (Германия)".
Кроме того, в техническом задании Конкурсной документации при описании выполнения работ по комплексной системе безопасности указано следующее: "В качестве центрального оборудования для сбора и обработки информации комплексной системы безопасности объекта в соответствии с указанием в ТЗ использовать технические средства интегрированной системы безопасности "Орион" производства НВП "Болид". Для систем охранного телевидения обоих корпусов в ТЗ применить оборудование производства фирмы Panasonic" без сопровождения словами "или эквивалент", а также без указания параметров эквивалентности.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, в Конкурсной документации приведены указания на товарные знаки и фирменные наименования, без сопровождения словами "или эквивалент", а также без указания параметров эквивалентности, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается самостоятельно заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) определены виды работ из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, реконструкции, капитальному ремонту объектов капительного строительства, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, что подтверждается письмом Минрегиона России от 27.09.2012 N 33838-КК/08 (далее - Письмо Мирегиона России N 33838-КК/08).
В перечне видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах, указаны виды работ, в том числе: монтаж оборудования объектов использования атомной энергии, объекты использования атомной энергии, что также подтверждается Письмом Мирегиона России N 33838-КК/08).
На заседании Комиссии установлено, что в строящемся объекте капитального строительства предусмотрено отделение радионуклидной диагностики и терапии (далее - РНТД), что подтверждается письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.11.2012 г. N 12-82 (далее - письмо Минздравсоцразвития).
При этом согласно пункту 4 технического задания Конкурсной документации установлено следующее: "необходимо обеспечить соблюдение: установленных действующим законодательством норм безопасности при размещении, сооружении и эксплуатации высокотехнологичного автономного отделения радионуклидной терапии и диагностики (РНДТ), в котором будут использоваться источники радиоактивного излучения (генераторы короткоживущих радиоактивных фармацевтических препаратов и радиоактивные фармацевтические препараты для диагностики и лечения заболеваний)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что отделение РНТД относится к категории: радиационный источник, не относящийся к ядерным установкам, в котором содержатся радиоактивные вещества - радиофармпрепараты (фармацевтические соединения с радионуклидами), а также сообщили, что в состав указанного отделения входят: аппараты - генераторы радиофармпрепаратов, в которых содержатся радиоактивные вещества, что также подтверждается письмом Минздравсоцразвития.
В связи с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о том, что предметом торгов является выполнение работ по строительству особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства, в связи с чем Заказчиком правомерно принято решение о размещении заказа путем проведения Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком выбран неверный способ размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эскиз" обоснованной в части неправомерного установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации; неправомерного объединения в один лот работ по строительству и поставки немонтируемого оборудования; указания фирменных наименований производителей товаров для выполнения работ без сопровождения слов "или эквивалент" и без указания параметров эквивалентности.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.12.2012 N К-2565/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Ю.А. Черкасова |
|
М.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2012 г. N К-2565/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2013 г. N ГЗ/00030)
Текст решения официально опубликован не был