Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Гетоевой И.А., Даниленко Д.С., представители ООО "ЭКОМ Паблишер" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОМ Паблишер" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на работы по разработке проектно-сметной документации, включая проведение инженерных изысканий, по архитектурно - строительному объекту: "РЕКОНСТРУКЦИЯ ОТДЕЛЕНИЙ С ЗАМЕНОЙ ОБОРУДОВАНИЯ В ГЛАВНОМ КОРПУСЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "НАУЧНЫЙ ЦЕНТР АКУШЕРСТВА, ГИНЕКОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.И.КУЛАКОВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (номер извещения 0373100013112000582) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Объект, который подлежит реконструкции с заменой монтируемого оборудования по мнению Заявителя, не является особо опасным и технически сложным объектом, а, следовательно, на проведение работ по проектированию и инженерным изысканиям в отношении такого объекта не требуется свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией (СРО), а именно на работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) на особо опасные и технически сложные объекты.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлены излишние требования к участникам размещения заказа о наличии у них собственных действующих лицензий: - на право проектирования радиационных источников, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; - на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, в части: проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, выданную Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса, Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
10.12.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой контракта - 125 000 000 рублей.
Согласно указанному извещению, а также Конкурсной документации дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 09.01.2013 12:00, дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 11.01.2013, дата подведения итогов Конкурса - 29.11.2012.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов).
Согласно медико-технического задания на разработку проектной документации Конкурсной документации при проведении инженерных изысканий и подготовке проекта на реконструкцию Объекта необходимо предусмотреть установку монтируемого оборудования, а именно установку "Циклотрона" - автоматизированного компактного ускорителя отрицательных ионов для производства изотопов для ПЭТ (18F, 11С, 13N и 150) и комплекта оборудования для оснащения по наработке изотопов и синтезу РФП предназначенные для проведения радионуклидных исследований. Установка указанного оборудования должна быть произведена в отделении рентгено-радиологической диагностики, рентгенохирургических и малоинвазивных методов лечения (ПЭТ-центр).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно статье 3 ФЗ "Об использовании атомной энергии" от 21.11.1995 N 170-ФЗ (далее - Закон об использовании атомной энергии) объектами применения Закона об использовании атомной энергии (объектами использования атомной энергии) являются: радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
Также, как пояснил представитель Заказчика, согласно пункту 2.2.4 медико-технического задания на разработку проектной документации по объекту Конкурсной документации для полноценного функционирования ПЭТ-центра, проведения радионуклидных исследований - необходимы специальные радиофармацевтические препараты (РФП) - химические соединения, имеющие в своем составе радиоактивный изотоп и обладающие определенными фармакологическими свойствами. Заказчику необходимо иметь собственную лабораторию по наработке изотопа и синтезу РФП. Радионуклиды, входящие в состав РФП, образуются в результате ядерных реакций, проходящих в ускорителе заряженных частиц (циклотроне) и поскольку указанное выше оборудование является монтируемым при выполнении работ по проектированию реконструкции Объекта должны быть предусмотрены соответствующие технические решения, позволяющие эксплуатацию части Объекта, являющегося объектом использования атомной энергии.
Таким образом, реконструируемый Объект, поскольку включает в себя монтируемое оборудование, являющееся радиационным источником и соответственно объектом использования атомной энергии относится к особо опасным и технически сложным объектам.
Следовательно требование Заказчика к участникам размещения заказов о необходимости наличия у них собственного действующего свидетельства о допуске, выданное саморегулируемой организацией к работам по подготовке проектной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на следующие виды работ: работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком); на особо опасные и технически сложные объекты соответствует законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
2.1 Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено обязательное требование к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно статье 3 Закона об использовании атомной энергии объектами применения Закона об использовании атомной энергии (объектами использования атомной энергии) являются: радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
Согласно статьи 26 Закона об использовании атомной энергии лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии".
Также, как пояснил представитель Заказчика лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии с Законом об использовании атомной энергии. Согласно Перечню видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, лицензированию подлежат следующие виды деятельности: "5. Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов".
Таким образом, требование Заказчика о наличии у участников размещения заказа собственной действующей лицензии на право проектирования и конструирования радиационных источников, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
2.2. Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что статьей 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Так же, как пояснил представитель Заказчика порядок и условия лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, осуществляемой юридическими лицами определяются Правительством Российской Федерации в Постановлении от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (далее - Постановление).
В силу пункта 3 Положения, утвержденным Постановлением Правительства, лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно: проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); производство источников ионизирующего излучения (генерирующих); размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Источниками ионизирующего излучения являются не относящиеся к ядерным установкам и не содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций, в том числе, рентгенологическое оборудование.
В соответствии с подпунктом а пункта 3 части 3 стать 25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 данного закона.
Таким образом, в случае, если конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ, связанных с проектированием, конструированием, производством, размещением, эксплуатацией, техническим обслуживанием, хранением и утилизацией источников ионизирующего излучения, проектированием, конструированием, изготовлением и эксплуатацией средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, заявка на участие в конкурсе должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Соответственно, требование Заказчика о наличии у участников размещения заказа собственной действующей лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, в части: проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, выданную Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ЭКОМ Паблишер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Ю.А. Черкасова |
|
M.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2012 г. N К-2551/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2013 г. N ГЗ/00004)
Текст решения официально опубликован не был