Письмо Минфина РФ от 13 июля 2012 г. N 02-04-10/2732
Вопрос
Об администрировании доходов федерального бюджета, полученных от взимания госпошлины за осуществление федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства Морского и речного транспорта, юридически значимых действий; о порядке перечисления и учета доходов, полученных от применения мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных государственным контрактом, заключенным федеральным бюджетным учреждением от имени РФ в качестве государственного заказчика, в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика); об отсутствии необходимости для перечисления в доход федерального бюджета средств, полученных федеральным бюджетным учреждением в виде неустойки по заключенным для его нужд договорам.
Ответ
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение (далее - запрос) по вопросу администрирования доходов федерального бюджета, источниками формирования которых являются государственная пошлина, взимаемая с юридических и физических лиц при осуществлении в отношении их юридически значимых действий федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, а также иных поступлений.
1. Согласно положениям абз. 24 ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от государственной пошлины, взимаемой в соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации за совершение юридически значимых действий, совершаемых капитанами морских портов, бассейновыми органами управления на внутреннем водном транспорте, в том числе за регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре, выдачу документов (паспорта моряка, удостоверения личности моряка, лоцманского удостоверения, судового билета), являются налоговыми доходами федерального бюджета и подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Приложением 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-Ф3 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Федеральное агентство морского и речного транспорта утверждено главным администратором доходов федерального бюджета по доходам федерального бюджета от указанной государственной пошлины.
В соответствии с положениями ст. 160.1 Кодекса, Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, главные администраторы доходов федерального бюджета в целях исполнения федерального бюджета по доходам наделяют свои территориальные органы (подразделения), казенные учреждения, находящиеся в их ведении, полномочиями администратора доходов федерального бюджета и (или) исполняют в случае необходимости полномочия администратора доходов федерального бюджета.
Некоммерческие организации, имеющие тип организационно-правовой формы государственного (муниципального), утвержденных Постановлением бюджетного учреждения, в соответствии с положениями ст. 6 Кодекса не могут осуществлять полномочия администратора доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с изложенным, учитывая, что Федеральное агентство морского и речного транспорта не имеет территориальных органов и осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные организации (п. 4 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371), в случае отсутствия в системе Федерального агентства морского и речного транспорта подведомственных федеральных казенных учреждений администрирование указанных доходов федерального бюджета должно осуществляться Федеральным агентством морского и речного транспорта.
2. В соответствии с положениями п. 3 ст. 41, п. 6 ст. 46 Кодекса средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, являются неналоговыми доходами бюджетов соответствующих публично-правовых образований и подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным Кодексом.
При заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд заказчики, в том числе федеральные казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, действуют от имени Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1204 "О Порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений" в 2012 г. предоставление бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, находящихся на праве оперативного управления федеральных бюджетных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, в отношении которых федеральные бюджетные учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.
В связи с изложенным денежные средства, которые поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан уплатить в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных государственным контрактом, заключенным федеральным бюджетным учреждением от имени Российской Федерации в качестве государственного заказчика, должны быть зачислены в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Для учета в доходах федерального бюджета указанных поступлений Приложением 1 к Указаниям утвержден код классификации доходов бюджетов 116 33010 010000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации".
Администрирование указанных доходов федерального бюджета должен осуществлять федеральный орган государственной власти, осуществляющий полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения.
Согласно положениям ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение указанного учреждения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) государственные (муниципальные) бюджетные учреждения заключают договоры гражданско-правового характера для нужд бюджетных учреждений.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под нуждами бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые ими собственные потребности в товарах, работах, услугах независимо от источников финансового обеспечения.
Положениями ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ установлено право заказчика (кредитора) требовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом (гражданско-правовым договором).
Из положений гражданского законодательства, регулирующих отношения, возникающие при заключении гражданско-правовых договоров, следует, что кредитор (бюджетное или автономное учреждение) самостоятельно принимает обязательства, установленные по договору.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, средства, полученные федеральным государственным бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, заключенным для нужд бюджетного учреждения, являются собственными доходами федерального государственного бюджетного учреждения и, соответственно, не подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
Заместитель директора |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 13 июля 2012 г. N 02-04-10/2732
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", октябрь 2012 г., N 10