Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 января 2013 г. N 03-11-11/24
Вопрос: Основной вид моей предпринимательской деятельности - 60.24.1 "Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта".
В собственности имею три зарегистрированных тягача категории "Е", из них два находятся в ремонте - вышли из строя двигатели. Кроме этого, имею два бензовоза категории "С", на одном из них вышел из строя двигатель. Таким образом, имею пять состоящих на государственном регистрационном учете автомобилей, из них два исправных. Имею договорные отношения с многочисленными юридическими и физическими лицами как заказчиками оказываемых мною услуг по перевозке моторного топлива. С 04.06.2009 года после увольнения последнего водителя перевозки осуществляю лично. Оказание автоуслуг оформляю надлежащим образом, заполняю путевые листы и товарно-транспортные накладные формы 1-Т (далее - ТТН).
Учет обязательств веду согласно действующему законодательству о бухгалтерском учете, плату с заказчиков автоуслуг взимаю за фактически оказанные услуги, причем в первичных учетных документах (ТТН) моментом начала хозяйственной операции (возникновения обязательства по эпизоду договора) считаю записи о времени прибытия на место погрузки, а моментом завершения хозяйственной операции (завершения обязательств по эпизоду договора) считаю записи о времени убытия с места разгрузки.
При исчислении суммы ЕНВД для определения показателя "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" использую сведения из графы 16 и 17 абзаца "погрузочно-разгрузочные операции" транспортного раздела ТТН, подписанных уполномоченными представителями заказчиков.
При этом до 04.06.2009 года этот показатель в некоторых налоговых периодах был более чем "1", поскольку иногда для оказания услуг по перевозке грузов количество используемых автомобилей было более одного (согласно вышеупомянутым сведениям из ТТН фактически использовались иногда два, иногда более двух автотранспортных средств одновременно и именно это количество отражалось в декларациях).
После 04.06.2009 года этот показатель в поданных мною налоговых декларациях всегда "1", поскольку, если один автомобиль я использую, другой в это время ожидает использования.
Прошу разъяснить: правильно ли я определяю налоговую базу при исчислении ЕНВД?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды.
В связи с этим возможность применения единого налога на вмененный доход зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на основании права собственности или иного права (пользования, владения и (или) распоряжения).
При этом к указанным автотранспортным средствам не относятся транспортные средства, переданные в аренду третьим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 346.29 Кодекса налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Пунктом 3 названной статьи Кодекса установлено, что в качестве физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход по названному виду предпринимательской деятельности применяется показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов".
Согласно пункту 6 статьи 346.29 Кодекса при определении величины базовой доходности, используемой при исчислении единого налога на вмененный доход, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут ее корректировать (умножать) на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса.
Однако корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении единого налога на вмененный доход, в том числе исходя из фактического использования конкретных транспортных средств для перевозки грузов в течение налогового периода, подтвержденного путевыми листами, товарно-транспортными накладными и другими первичными документами, главой 26.3 Кодекса не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса с 1 января 2013 года индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, может применять патентную систему налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания организациями и ИП автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, которые имеют для этого на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств.
Разъяснено, что возможность применять единый налог зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на основании права собственности или иного права. При этом не учитывается транспорт, переданный в аренду третьим лицам.
Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательства, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В рассматриваемом случае применяется показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов".
Представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы госвласти Москвы и Санкт-Петербурга могут величину базовой доходности корректировать (умножать) на корректирующий коэффициент К2.
Отмечено, что НК РФ не предусмотрена корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательстве физических показателей (в т. ч. исходя из фактического использования конкретных транспортных средств для перевозки грузов в налоговом периоде, подтвержденного путевыми листами, товарно-транспортными накладными и другими первичными документами).
Кроме того, с 1 января 2013 г. ИП, занимающийся предпринимательством в сфере оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, может применять патентную систему налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 января 2013 г. N 03-11-11/24
Текст письма официально опубликован не был