Письмо Минфина РФ от 12 мая 2012 г. N 02-11-05/1675
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение Союза учредителей третейских судов по вопросу оплаты государственными заказчиками третейского сбора и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Пунктом 6 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. При этом судебный акт-решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде (статья 1 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о третейских судах) в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, за исключением дел о банкротстве.
При разрешении спора в третейском суде в соответствии со статьей 15 Федерального закона о третейских судах оплачивается третейский сбор, на сумму которого осуществляются расходы, связанные с организацией третейского разбирательства.
В состав судебных расходов включаются судебные издержки, связанные с рассмотрением дела: денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг представителя, иные расходы, определяемые третейским судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" подчеркнул, что конституционное право на судебную защиту может быть реализовано в том числе путем обращения в третейский суд, равно как и путем подачи заявления в государственный суд об отмене решения третейского суда либо о выдаче решения третейского суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона о третейских судах решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленном в данном решении. Таким образом, добровольное исполнение решения третейского суда является надлежащим исполнением соответствующего гражданско-правового договора, в силу которого стороны признали компетенцию избранного ими третейского суда и окончательность его решения для себя. В этой связи решение третейского суда следует рассматривать как продолжение договора, существующего между сторонами третейского разбирательства.
Если решение третейского суда добровольно не исполнено, оно подлежит принудительному исполнению по правилам принудительного производства. В отличие от решений государственных судов свойством принудительной исполнимости решение третейского суда наделяется только после прохождения установленных процессуальным законодательством процедур получения исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Указанные процедуры предполагают проверку государственным судом (общей юрисдикции или арбитражным) на предмет надлежащего, основанного на законе формирования состава третейского суда, соблюдения процессуальных гарантий прав сторон и соответствия решения третейского суда основополагающим принципам российского права, то есть на предмет соответствия данного частноправового по своей природе акта тем требованиям, которые предъявляются законом для целей принудительного исполнения.
Принимая во внимание вышеизложенное, решения третейских судов по своим юридическим последствиям приравниваются к юридическим последствиям судебных актов, издаваемых государственными судами, но не отождествляются с ними.
Учитывая вышеуказанные положения, по мнению Департамента, государственный заказчик как получатель бюджетных средств вправе осуществить расходы по возмещению судебных издержек и уплате предусмотренных законом сборов в третейских судах в пределах доведенных до него в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по статье 290 "Прочие расходы классификации операций сектора государственного управления" в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России 21.12.2011 N 180н.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 12 мая 2012 г. N 02-11-05/1675
Текст письма официально опубликован не был