Письмо Главного контрольного управления г. Москвы
от 4 декабря 2012 г. N 02-09-2184/2
В связи с Вашим обращением от 19.11.2012 N 2344 по вопросу разъяснения возможности государственных заказчиков Правительства Москвы включать в государственные контракты третейскую оговорку, фактически разрешать споры с исполнителями государственных контрактов в третейском суде в порядке искового производства и о правилах выбора государственными заказчиками третейского суда для разрешения споров Главное контрольного управление города Москвы сообщает следующее.
Согласно части 6 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Правоотношения, возникающие на основании государственных контрактов, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 2, 5 и части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) являются гражданскими правоотношениями.
При этом Законом N 94-ФЗ не установлен прямой запрет на рассмотрение споров по государственным контрактам в третейских судах.
Следовательно, включение третейской оговорки в проекты государственных контрактов и рассмотрение споров, вытекающих из правоотношений по указанным контрактам, третейскими судами не противоречит требованиям законодательства.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 22, части 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ к конкурсной документации (документации об открытом аукционе в электронной форме) должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью указанной документации. Таким образом, проект контракта по существу подлежит принятию на условиях, предложенных заказчиком. В связи с чем включение в проект контракта на этапе размещения заказа условия о рассмотрении споров исключительно в конкретном третейском суде может быть рассмотрено как нарушение требований Закона N 102-ФЗ о передаче спора в третейский суд исключительно по соглашению сторон, а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом изложенного, в проектах государственных контрактов может быть предусмотрено положение о том, что рассмотрение споров, связанных с расторжением контракта, осуществляется в Арбитражном суде города Москвы или в третейском суде. В случае принятия решения о передаче спора на рассмотрение конкретного третейского суда соответствующее третейское соглашение может быть заключено сторонами после подписания государственного контракта.
При этом, исходя из содержания Закона N 102-ФЗ, стороны государственного контракта при принятии решения о применении процедуры третейского разбирательства имеют право самостоятельно определять третейский суд для урегулирования спора.
И.о. руководителя |
Т.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Главного контрольного управления г. Москвы от 4 декабря 2012 г. N 02-09-2184/2
Текст письма официально опубликован не был