23.09.2011 в районе посадочной площадки Сарыг-Сеп (Республика Тыва) произошла катастрофа единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G, эксплуатируемого Рязанской региональной общественной организацией "Авиационный спортивно-технический клуб "АЭРОМИКС" (имела сертификат на право осуществления авиационных работ).
В день авиационного происшествия планировалось выполнение лесоавиационных работ экипажем в составе командира воздушного судна (далее - КВС) и летчика-наблюдателя.
После взлета КВС принял решение о возврате на посадочную площадку по причине отсутствия показаний приборной скорости. По объяснению летчика-наблюдателя, КВС после посадки вышел из самолета, не выключая двигатель, с целью снятия чехла с приемника воздушного давления.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G (далее - комиссия по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G) было установлено, что при выполнении повторного взлета, на истинной высоте 25-30 метров, началась неустойчивая работа двигателя с последующим его остановом. Пилот самолета принял решение на выполнение посадки с курсом, обратным взлетному. Вместе с тем, в соответствии с руководством по производству полетов и руководством по летной эксплуатации, при отказе двигателя на высоте менее 100 метров (в том числе при выполнении взлета) КВС был обязан немедленно произвести вынужденную посадку перед собой.
Разворот выполнялся в сторону повышения рельефа местности, что уменьшало запас истинной высоты полета и времени для выполнения вынужденной посадки. В процессе выполнения левого разворота для посадки на посадочной площадке Сарыг-Сеп, наиболее вероятно, произошла потеря скорости с последующим сваливанием и столкновением самолета с землей. В результате авиационного происшествия КВС погиб, летчик-наблюдатель получил серьезные телесные повреждения.
При расследовании было установлено, что рычаг управления обогатителем карбюратора в кабине самолета находился в положении "Включен".
ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G оборудован двигателем ROTAX-912UL. Комиссией по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G был сделан вывод о том, что выполнение двух последних полетов осуществлялось с включенными обогатителями карбюраторов двигателя. При продолжительной работе двигателя с включенными обогатителями, по мере прогрева двигателя, это привело к переобогащению смеси, в результате чего значительно упала температура головок цилиндров и выхлопных газов из-за снижения скорости сгорания, что привело к неустойчивой работе и останову двигателя.
В разделе 4 "Неисправности" руководства по технической эксплуатации двигателя типа ROTAX-912 всех серий имеется предупреждение о том, что неустойчивая работа двигателя может быть связана с включенным положением рычага пускового обогатителя карбюратора.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G:
"Наиболее вероятной причиной катастрофы ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G явился непреднамеренный вывод самолета на режим сваливания при выполнении командиром воздушного судна маневра захода на вынужденную посадку с курсом, обратным взлетному, после самопроизвольного выключения двигателя на этапе набора высоты после взлета.
Причиной самовыключения двигателя явилась его работа в полете на переобогащенной топливовоздушной смеси при включенных обогатителях карбюраторов.
К факторам, которые обусловили авиационное происшествие, следует отнести:
нарушения в технической эксплуатации двигателя (невыполнение графика предполетного опробования двигателя, отсутствие контроля за положением рычага обогатителей карбюратора в кабине пилота после запуска двигателя);
неучет эксплуатационных ограничений ЕЭВС Х-32 при анализе возможности использования для полетов посадочной площадки Сарыг-Сеп, связанных с отсутствием в районе полетов площадок для вынужденных посадок воздушных судов с отказавшим двигателем (пункт 5.1.2 Руководства по летной эксплуатации ЕЭВС Х-32 предполагает немедленное выполнение вынужденной посадки перед собой при отказе двигателя на высотах до 100 метров);
выполнение разворота на обратный курс в сторону повышения рельефа местности, что привело к уменьшению относительной высоты полета и увеличению вертикальной скорости сближения с землей;
отсутствие у КВС психологической готовности к выполнению полетов 23.09.2011".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу:
http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-0642g.pdf.
26.04.2012 на аэродроме Смышляевка (Самара) произошла катастрофа ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G, принадлежащего Некоммерческому партнерству "Аэроклуб "Кондор" (сертификата эксплуатанта не имеет).
Выполнялся учебно-тренировочный полет. Кроме пилота-инструктора на борту самолета находился 1 пассажир. Взлетный вес самолета составлял 773 кг, центровка 34,55%, что выходило за ограничения руководства по летной эксплуатации ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G (максимальный взлетный вес - 730 кг, предельно-задняя центровка - 32%).
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G (далее - комиссия по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G) было установлено, что непосредственно после взлета, на высоте 50-60 метров, пилот самолета запросил разрешение на выполнение посадки с курсом, обратным взлетному. После выполнения левого разворота на обратный курс, на удалении 148 метров до взлетно-посадочной полосы и в 6-7 метрах правее ее оси, самолет с правым креном 45° и углом тангажа на пикирование 20° столкнулся с землей, разрушился и сгорел. В момент столкновения самолета с землей двигатель работал на взлетном режиме.
В результате авиационного происшествия пилот и пассажир были госпитализированы с серьезными телесными повреждениями и, в последующем, скончались.
При исследовании двигателя ROTAX-912ULS, установленного на ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G, были обнаружены отложения на деталях двигателя, а также следы детонации на контактной поверхности головок цилиндров, свидетельствующие о его эксплуатации на топливе низкого качества (низкое октановое число, несоответствие фракционного состава, большое количество смол и тяжелых фракций). По результатам исследований образцов топлива был сделан вывод о том, что самолет был заправлен бензином марки Аи-92 (в соответствии с руководством по технической эксплуатации двигателя ROTAX-912ULS, он должен эксплуатироваться на бензине с октановым числом не менее 95).
Комиссией по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G также был сделан вывод о том, что в условиях подготовки выполнения полета в условиях высоких температур наружного воздуха (выше +30°С) могло произойти обеднение топливно-воздушной смеси из-за образования "паровой пробки", приведшей к снижению производительности бензонасоса.
С целью предотвращения снижения мощности двигателя при его эксплуатации при высоких температурах разработчик двигателей ROTAX-912 рекомендует использовать вспомогательный электрический топливный насос. На самолете ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G вспомогательный электрический топливный насос установлен не был.
Принимая во внимание результаты исследования двигателя, комиссией по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G был сделан вывод о том, что решение КВС о возврате на аэродром вылета было вызвано дефицитом располагаемой мощности двигателя. При этом в данной ситуации у пилота была возможность выполнения вынужденной посадки перед собой или использования быстродействующей парашютной системы, которой был оснащен самолет, что, наиболее вероятно, позволило бы уменьшить тяжесть последствий авиационного происшествия.
В ходе расследования катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G также были выявлены нарушения при организации технического обслуживания самолета в условиях ООО "Самара ВВВ-Авиа" (изготовитель самолета), при проведении ООО "Центр Сертификации Приволжский Аэрорегистр" оценки соответствия ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G требованиям к летной годности, а также при обеспечении полетов на аэродроме Смышляевка.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G:
"Катастрофа ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G произошла, наиболее вероятно, из-за потери скорости полета и выхода на режим сваливания при выполнении захода на посадку с обратным курсом (разворот на 180 градусов) сразу после взлета.
Наиболее вероятной причиной принятия КВС решения о возврате на аэродром явилась недостаточная располагаемая мощность двигателя. Недостаток мощности двигателя, наиболее вероятно, был обусловлен:
длительным использованием топлива низкого качества (низкое октановое число, несоответствие фракционного состава, большое количество смол и тяжелых фракций), о чем свидетельствуют отложения на деталях двигателя, а также следы детонации на контактной поверхности головок цилиндров:
вероятным образованием "паровой пробки" (при отсутствии в топливной системе дополнительного электрического бензонасоса) в результате испарения бензина при высокой температуре воздуха в подкапотном пространстве, вызванной длительной работой двигателя на земле, его выключением на исполнительном старте (отсутствие продува) при ожидании разрешения на взлет и последующей работой на взлетном режиме при высокой температуре окружающего воздуха.
Фактором, наиболее вероятно способствовавшим выходу на режим сваливания, явилось превышение ограничений по максимальному взлетному весу самолета и предельно задней центровке.
Использование быстродействующей парашютной системы или выполнение посадки "перед собой", наиболее вероятно, позволило бы уменьшить тяжесть последствий авиационного происшествия".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_rа-0186g.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
1.1. до 18.01.2013 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации, эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения и центров по сертификации ЕЭВС;
1.2. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам - физическим лицам, эксплуатирующим самолеты с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 10 тонн, и центров по сертификации ЕЭВС:
изучить настоящий приказ и окончательные отчеты по результатам расследований авиационных происшествий с ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-2" RA-0642G и ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G с летным составом и инженерно-техническим персоналом;
с летным составом, выполняющим полеты на самолетах с одним двигателем, провести занятия по действиям при отказе двигателя на взлете, на высоте менее 100 метров. Обратить внимание летного состава, выполняющего полеты на самолетах с одним двигателем, на необходимость до начала взлета определять места для выполнения вынужденной посадки на случай отказа двигателя при выполнении взлета;
инженерно-техническому персоналу и эксплуатантам воздушных судов с двигателями ROTAX-912 всех серий, изучить и, в установленном порядке, принять необходимые меры по соблюдению ограничений по эксплуатации двигателя и реализации рекомендации по предотвращению отказов, содержащиеся в руководстве по технической эксплуатации двигателя ROTAX-912;
эксплуатантам единичных экземпляров воздушных судов с двигателями ROTAX-912 рассмотреть вопрос о внесении в руководство по летной эксплуатации дополнений, предусматривающих контроль положения рычага пускового обогатителя карбюратора перед началом взлета;
обратить внимание на рекомендации пункта 2.3 приказа Росавиации от 31.07.2012 N 495 "Об авиационных происшествиях с самолетами Р2002 "Sierra" RA-1209G и Р2002 "Sierra" RA-1333G" о необходимости проверки наличия в эксплуатационной документации ЕЭВС, оборудованных парашютной спасательной системой, требований по порядку ее эксплуатации при возникновении особых ситуаций в полете.
2. Руководителю Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации В.Н. Шубину до 15.01.2013 представить доклад о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных по результатам расследования катастрофы ЕЭВС самолета Элитар-202 RA-0186G.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 9 января 2013 г. N 2 "Об авиационных происшествиях с самолетами Х-32 "МИКС-2" RA-0642G и Элитар-202 RA-0186G"
Текст приказа официально опубликован не был