Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 февраля 2013 г. N 03-03-06/4/3350
Вопрос: Предприятие приобрело суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РМРС). Приобретенные суда не используются для перевозки грузов и пассажиров, а относятся к вспомогательному флоту и используются на территории Российской Федерации для расчистки дна акватории и каналов (земснаряды).
При расчете налогооблагаемой прибыли с доходов по указанным судам Предприятие не имеет оснований применить пп. 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку услуги, оказываемые предприятием с использованием таких судов, осуществляются в границах портов и на подходах к ним на территории Российской Федерации.
В свою очередь, пп. 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ не применим для предприятия, так как доходы от эксплуатации судов представляют собой портовые сборы, взимаемые в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 261-ФЗ.
В силу специфики установления ставки портовых сборов их основу составляют совокупные расходы на обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним, в том числе, на эксплуатацию и содержание служебно-вспомогательного флота, задействованного для поддержания эксплуатационных характеристик портовых гидротехнических сооружений.
Идентификация доходов, подлежащих исключению из налогооблагаемой базы предприятия по основаниям, указанным в пп. 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ, невозможна, поскольку услуги, оплачиваемые портовыми сборами, оказываются посредством имущественного комплекса в целом и не могут быть дифференцированы по каждому объекту (судну, гидротехническому сооружению и т.п.).
Поэтому все доходы, полученные от эксплуатации земснарядов, включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в полном объеме.
Вправе ли судовладелец в данном случае учитывать расходы на обслуживание, ремонт, амортизацию и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией таких судов, в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль? Применяется ли п. 3 статьи 256 НК РФ к данным судам, зарегистрированным в РМРС, доходы от эксплуатации которых облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке, т.е. можно ли в таком случае признать земснаряды амортизируемым имуществом? Иными словами, правильно ли мы понимаем, что если налогообложение прибыли с доходов по судам производится в общеустановленном порядке (без применения пп. 33 и пп. 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ), то нормы пп. 48.5 статьи 270 и п. 3 статьи 256 не применимы в отношении расходов по эксплуатации данных судов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций доходов (расходов), полученных (произведенных) при эксплуатации судов-земснарядов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в Российском международном реестре судов, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 33.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). При этом под эксплуатацией таких судов в целях указанного подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения.
Из изложенного следует, что указанные положения НК РФ подлежат применению в том случае, если доходы получены в рамках договорных отношений по использованию данных судов для оказания услуг и видов деятельности, предусмотренных подпунктом 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Одновременно подпунктом 48.5 статьи 270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Как следует из запроса, суда-земснаряды, зарегистрированные в РМРС, используются судовладельцем для расчистки дна акватории морского порта и подходов к нему.
При этом доходы судовладельца представляют собой портовые сборы, взимаемые в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений статьи 19 указанного федерального закона следует, что портовые сборы взимаются за оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему.
По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в силу специфики установления портовых сборов их нельзя квалифицировать как полученные непосредственно от использования судов-земснарядов в целях, предусмотренных подпунктом 32.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Указанные виды доходов подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ
При этом расходы, связанные с эксплуатацией судов-земснарядов, зарегистрированных в РМРС, и используемых для расчистки дна акватории морского порта и подходов к нему, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 48.5 статьи 270 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 256 НК РФ с 1 января 2012 года из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются зарегистрированные в РМРС суда на период нахождения их в РМРС.
Таким образом, с 1 января 2012 года начисление суммы амортизации в отношении всех судов, зарегистрированных в РМРС, не производится, независимо от того, для каких целей они используются.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.