Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2013 г. N 5-О12-133СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Шалумова М.С.,
судей Истоминой Г.Н. и Пелевина Н.П.,
при секретаре Вершило А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Акоева С.В. и его защитника Дашкина Д.В. на приговор Московского городского суда с участием присяжных заседателей от 12 ноября 2012 года, которым
Акоев С.В., ..., не судимый,
осужден:
по ч. 1 ст. 116 УК РФ на 3 месяца исправительных работ с удержанием 20 % из заработной платы в доход государства;
по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 16 лет лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев.
На основании ч. 3 ст. 69, ст. 71 УК РФ путем полного сложения наказаний назначено окончательное наказание 16 лет 1 месяц лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев и установлением на этот срок осужденному конкретных ограничений и обязанностей, перечисленных в приговоре.
Постановлено зачесть в срок наказания время содержания под стражей с 28 мая по 11 ноября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Шалумова М.С., объяснения осужденного Акоева С.В. в режиме видеоконференцсвязи и его защитника Дашкина Д.В., поддержавших кассационные жалобы, мнение прокурора Митюшова В.П., полагавшего оставить приговор без изменения, Судебная коллегия установила:
Акоев С.В. на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей признан виновным в том, что в ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре, в период с 25 по 28 мая 2012 г. нанес побои и совершил иные насильственные действия, причинившие физическую боль, в отношении малолетнего К., ..., рожд., а 28 мая 2012 года умышленно причинил смерть малолетнему К., заведомо для него находящемуся в беспомощном состоянии.
В кассационной жалобе осужденный Акоев С.В. высказывает несогласие с приговором как постановленным с нарушением норм уголовно-процессуального закона, ссылаясь на то, что председательствующим были необоснованно отклонены ходатайства стороны защиты о признании недопустимыми доказательствами его явки с повинной, показаний на предварительном следствии в качестве подозреваемого, обвиняемого, сведений, сообщенных им на очной ставке с К. и при проверке его показаний на месте преступления, ввиду того, что эти доказательства получены путем применения к нему незаконного физического и психического воздействия со стороны сотрудников полиции; о приобщении к делу и обозрении в присутствии присяжных заседателей фотографий с изображением подсудимого и потерпевшего, имеющих непосредственное отношение к делу; о назначении повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы трупа К. Вследствие допущенных, по его мнению, нарушений закона присяжные заседатели были лишены возможности получить объективную информацию о фактических обстоятельствах дела и постановить справедливый вердикт.
С учетом приведенных доводов просит отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в ином составе.
В кассационной жалобе в интересах осужденного Акоева С.В. защитник Дашкин Д.В. приводит аналогичные доводы о необоснованности приговора, а также обращает внимание на то, что суд при назначении наказания не учел положительные сведения о личности подсудимого, состояние здоровья подсудимого и его малолетней дочери, то, что сторона обвинения в ходе судебного заседания просила учесть в качестве смягчающего обстоятельства явку с повинной и признательные показания Акоева на предварительном следствии. На этом основании просит максимально возможно снизить назначенное Акоеву наказание.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель прокуратуры ... К. указывает на несостоятельность приведенных в них доводов и просит оставить жалобы без удовлетворения.
Изучив уголовное дело, проверив и обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым, а кассационные жалобы осужденного и его защитника не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 379 УПК РФ, основаниями отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, являются основания, предусмотренные пунктами 2-4 части первой данной статьи: нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несправедливость приговора.
Нарушений уголовно-процессуального закона по делу не установлено.
Приговор суда постановлен в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей о виновности Акоева С.В., основанном на всестороннем и полном исследовании указанных доказательств.
Дело рассмотрено законным составом коллегии присяжных заседателей, которая была сформирована с соблюдением требований ст. 328 УПК РФ. Заявлений о роспуске коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава от сторон не поступало (т. 3 л.д. 112).
Какие-либо данные, свидетельствующие о незаконном воздействии на присяжных заседателей заинтересованными в исходе дела лицами, в материалах дела отсутствуют.
Судебное разбирательство по делу проведено в предусмотренной уголовно-процессуальным законом процедуре с учетом особенностей, установленных главой 42 УПК РФ.
Вопреки доводам кассационных жалоб, в судебном заседании исследованы все существенные для исхода дела доказательства, представленные сторонами, разрешены все заявленные ходатайства. Нарушений принципа состязательности сторон, необоснованных отказов стороне защиты в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, нарушений процессуальных прав участников, повлиявших или могущих повлиять на вынесение вердикта коллегией присяжных заседателей и постановление судом законного, обоснованного и справедливого приговора, по делу не допущено.
Ходатайства защитника Дашкина о приобщении к делу фотографий и о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы рассмотрены судом в установленном законом порядке и отклонены мотивированными решениями суда, с которыми Судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Доводы о недопустимости доказательств обвинения, перечисленных в ходатайстве защитника Дашкина, и необходимости исключения их из числа доказательств, подлежащих оценке коллегией присяжных заседателей, аналогичные тем, что приведены в кассационной жалобе осужденного, тщательно проверялись судом первой инстанции. В этих целях были допрошены в судебном заседании Б. и Б. участвовавшие в проверке показаний Акоева на месте преступления в качестве понятых, а также сотрудник полиции Т., участвовавший в раскрытии и расследовании рассматриваемых преступлений, оглашены оспариваемые протоколы следственных действий, по ним дополнительно допрошен подсудимый, проведены другие действия, по результатам принято обоснованное решение об отклонении заявленного защитником ходатайства (т. 3 л.д. 41-45).
Проверив доводы кассационной жалобы осужденного о недопустимости перечисленных в ней доказательств, Судебная коллегия также приходит к выводу, что все доказательства, представленные стороной обвинения присяжным заседателям, в том числе и указанные осужденным, собраны в установленном законом порядке, исследованы и приобщены к делу путем производства соответствующих следственных, судебных и иных процессуальных действий, выполненных в предусмотренной УПК РФ процедуре, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Вопросный лист и вердикт коллегии присяжных заседателей соответствуют требованиям ст.ст. 339, 341-343 УПК РФ, а содержание напутственного слова председательствующего - требованиям части 3 ст. 340 УПК РФ. Замечания по содержанию и формулировке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, и предложения о постановке новых вопросов, а также возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности, стороны не высказали (т. 3 л.д. 223-225).
Процедура вынесения присяжными заседателями обвинительного вердикта, принятого ими единодушно по всем поставленным перед ними вопросам, и обсуждения судом последствий вердикта, не нарушена.
Квалификация действий осужденного по обоим преступлениям является правильной, основанной на исследованных в судебном заседании доказательствах и установленных вердиктом коллегии присяжных заседателей фактических обстоятельствах дела.
Наказание Акоеву как за каждое преступление, так и по их совокупности, назначено с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, всех обстоятельств дела, и сведений о личности виновного, в том числе и тех, которые приведены в кассационной жалобе защитника Дашкина Д.В., оно полностью отвечает требованиям ст.ст. 6, 60 УК РФ, и потому является справедливым. Оснований для смягчения наказания, о котором просит защитник, Судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Московского городского суда с участием присяжных заседателей от 12 ноября 2012 года в отношении Акоева С.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного Акоева С.В. и его защитника Дашкина Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Шалумов М.С. |
Судьи |
Истомина Г.Н. |
|
Пелевин Н.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2013 г. N 5-О12-133СП
Текст определения официально опубликован не был