Письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 22 февраля 2013 г. NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство сообщают об особенностях реализации в 2013 году капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Российской Федерации (далее - объекты) федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями (далее - организации).
I. О нормативных правовых актах, регулирующих вопросы финансового обеспечения капитальных вложений организаций
1.1. В 2013 году вопросы финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций регулируют следующие нормативные правовые акты:
пункт сорок первый части 2 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1456 "О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 1456);
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N 159н (далее - Порядок N 159н);
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98 (далее - Порядок 98н);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 98н"
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (Порядок 87н);
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (далее - Порядок N 72н);
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н;
Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н;
Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н;
Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29.10.2010 N 16н.
1.2. С 1 января 2013 года утратили силу постановления Правительства Российской Федерации:
от 31.12.2010 N 1204 "О порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1204);
от 31.12.2009 N 1202 "Об утверждении Правил осуществления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1202).
II. О способах финансового обеспечения капитальных вложений
Постановление N 1456 и утверждённые им Правила осуществления в 2013 году за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила) устанавливают право федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляющих функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организаций (далее - органы власти) осуществлять в 2013 году финансовое обеспечение капитальных вложений следующими способами:
предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти - получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (далее - предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений);
передача организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов (далее - передача полномочий).
Кроме того, в 2013 году органом власти может быть сохранен порядок предоставления бюджетных инвестиций организациям в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, а также возможность перечисления средств из федерального бюджета на расчетные счета федеральных государственных унитарных предприятий, открытые в кредитных организациях.
Решения о способе финансового обеспечения капитальных вложений в объекты наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, которые осуществляют полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, принимаются данными учреждениями.
В случае принятия указанными учреждениями решения о порядке финансового обеспечения капитальных вложений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений, заключение соглашения (договора) о предоставлении субсидии не требуется.
III. О бюджетных ассигнованиях на осуществление капитальных вложений
При планировании бюджетных ассигнований на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов главные распорядители средств федерального бюджета руководствовались действовавшим в 2012 году порядком планирования бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты, в этой связи указанные бюджетные ассигнования в Законе о бюджете предусмотрены по кодам подгрупп 410, 420, 440 (в разрезе элементов) группы вида расходов федерального бюджета 400 "Бюджетные инвестиции" бюджетной классификации Российской Федерации.
Вместе с тем бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н), отражаются по кодам подгруппы 460 (в разрезе элементов 461 "Субсидии на приобретение объектов недвижимости бюджетным учреждениям", 462 "Субсидии на приобретение объектов недвижимости автономным учреждениям", 463 "Субсидии на приобретение объектов недвижимости государственным унитарным предприятиям", 464 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным учреждениям", 465 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономным учреждениям", 466 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственным унитарным предприятиям") вида расходов федерального бюджета 400 "Бюджетные инвестиции" бюджетной классификации Российской Федерации.
В этой связи на основании пункта 41 части 2 статьи 24 Закона о бюджете главные распорядители средств федерального бюджета в случае принятия решения об изменении предусмотренного Законом о бюджете способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций представляют в Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по перераспределению бюджетных ассигнований по соответствующим подгруппам (в разрезе элементов) вида расходов федерального бюджета 400 в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в части бюджетных инвестиций в объекты, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с пунктами 11.1.3 и 11.1.4. Порядка N 159н.
Оформление Справок (ф. 0501055) согласно приложению N 5 к Порядку N 159н по основаниям, установленным пунктом 41 части 2 статьи 24 Закона о бюджете, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета с присвоением кода вида изменений 083 (изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Законом о бюджете).
Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 172н "О внесении изменений в Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N 159н", главные распорядители средств федерального бюджета дополнительно представляют Справку об изменении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на текущий финансовый год и на плановый период (ф. 0501073) согласно приложению N 18 к Порядку N 159н.
В случае принятия главным распорядителем средств федерального бюджета решения о передаче полномочий, либо о сохранении на 2013 год порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты, аналогичного порядку, установленному для получателей средств федерального бюджета, бюджетные ассигнования на указанные цели в соответствии с Указаниями N 171н отражаются по соответствующим кодам подгрупп 410 (в разрезе элементов 413 "Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа", 414 "Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа" и 415 "Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям"), 420 и 440 (в разрезе элементов 442 "Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества бюджетным учреждениям" и 443 "Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества автономным учреждениям") вида расходов федерального бюджета 400 "Бюджетные инвестиции" бюджетной классификации Российской Федерации.
В указанных случаях внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств не требуется.
IV. Особенности финансового обеспечения капитальных вложений
4.1. Предоставление организациям субсидий на осуществление капитальных вложений производится в соответствии с пунктами 14-19 Правил.
При предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений согласно пункту 16 Правил между органом власти как получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию на капитальные вложения, и организацией заключается соглашение о предоставлении субсидии.
В случае принятия органом власти решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объект, бюджетные инвестиции в который до 1 января 2013 года осуществлялись на основании государственного контракта (договора), заключенного организацией как получателем бюджетных средств и неисполненного до начала данного финансового года, в соглашении о предоставлении субсидии указываются сумма субсидии, подлежащая предоставлению, с указанием общей суммы по государственному контракту, заключенному в целях реализации бюджетных инвестиций, а также справочно объемов лимитов бюджетных обязательств, использованных на оплату обязательств по государственному контракту (договору) в предыдущие годы, в том числе на выплату аванса.
Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществлявшие в 2013 году капитальные вложения за счет предоставленной им субсидии, принимают решения об увеличении уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на стоимость завершенного объекта строительства после завершения строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства, либо после приобретения объекта в государственную собственность Российской Федерации.
Решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в течение 2013 года в объекты, в отношении которых предоставление бюджетных инвестиций осуществлялось в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, может быть принято органом власти при условии, что в течение 2013 года на лицевом счете получателя бюджетных средств не осуществлялись кассовые выплаты по исполнению государственных контрактов.
4.2. Передача полномочий осуществляется в соответствии с пунктами 6-13 Правил.
Подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 1456 предусмотрено, что передача полномочий в 2013 году может осуществляться органом власти в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о возможности использования органом власти указанного способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций, которое может быть принято в форме распорядительного акта Правительства Российской Федерации либо в установленном порядке на заседании Правительства Российской Федерации и оформлено протоколом указанного заседания.
4.3. В случае принятия решения о реализации бюджетных инвестиций в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Постановления N 1456 органу власти необходимо обеспечить:
а) ведение организациями бюджетного учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по операциям, связанным с использованием бюджетных инвестиций, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для получателей бюджетных средств;
б) включение условий, предусмотренных абзацами четверым и пятым подпункта "в" пункта 3 Постановления N 1456, в государственные контракты, заключаемые организациями после 1 января 2013 года.
4.4. Перечисление средств из федерального бюджета в целях предоставления бюджетных инвестиций федеральным государственным унитарным предприятиям на расчетные счета, открытые им в кредитных организациях, осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 4 и 5 Постановления N 1456.
Указанный способ осуществления капитальных вложений может применяться в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, осуществлявших бюджетные инвестиции за счет средств, перечисленных из федерального бюджета на их расчетные счета.
Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществлявшие в 2013 году капитальные вложения через открытые им расчетные счета, принимают решения об увеличении уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения на размер средств, перечисленных из федерального бюджета на расчетный счет указанного предприятия, в 10-дневный срок после представления предприятием утвержденного годового бухгалтерского отчета за 2013 год.
V. О внесении изменений в государственные контракты (договоры)
5.1. Органам власти необходимо обеспечить внесение организациями изменений в условия всех неисполненных на 1 января 2013 года государственных контрактов (договоров), заключенных организациями, как получателями бюджетных средств, путем включения в них следующих условий, позволяющих реализовать с 1 января 2014 г. соответствующие способы финансового обеспечения бюджетных инвестиций (капитальных вложений), предусмотренные законодательством Российской Федерации:
при предоставлении организации субсидии на осуществление капитальных вложений - замена стороны договора - Российской Федерации на организацию, изменение вида договора - государственного контракта на контракт, а также замена реквизитов единого счета федерального бюджета органа Федерального казначейства и лицевого счета получателя бюджетных средств на счет органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет организации;
при передаче организации органом власти своих полномочий государственного заказчика - замена наименования государственного заказчика -организации на орган власти, а также замена реквизитов лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого организации, на реквизиты лицевого счета, предназначенного для отражения операций получателя бюджетных средств либо бюджетного учреждения (автономного учреждения), принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств с кодом 14 (далее - лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств), открытого в органе Федерального казначейства в установленном порядке.
5.2. Необходимо отметить, что в случае, если органом власти принято решение о сохранении в 2013 году порядка финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций, предусмотренного названными в настоящей части постановлениями Правительства Российской Федерации, аналогично должны быть уточнены также условия государственных контрактов (договоров), ранее заключенных:
5.2.1. федеральными бюджетными и автономными учреждениями, в части условий, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1204, согласно которому с 1 января 2013 года изменяется:
вид договора - государственный контракта на договор строительного подряда и (или) договор на выполнение проектных и изыскательских работ;
сторона договора - Российской Федерации на федеральное бюджетное или федеральное автономное учреждение, осуществляющее капитальные вложения;
реквизиты счетов - единый счета федерального бюджета органа Федерального казначейства и лицевой счет получателя бюджетных средств на счет органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет организации;
5.2.2. федеральными государственными унитарными предприятиями, в части условий, предусмотренных пунктом 5 Правил осуществления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1202, согласно которым с 1 января 2013 года осуществляется переход прав заказчика от Российской Федерации к федеральному государственному предприятию-застройщику и соответственно изменение договорного типа (вида).
VI. Об изменении показателей реестра контрактов и федеральной адресной инвестиционной программы
Изменение способа финансового обеспечения капитальных вложений должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, определенный статьей 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - реестр контрактов), в данные учета принятых бюджетных обязательств, а также показатели федеральной адресной инвестиционной программы.
6.1. Внесение изменений в реестр контрактов осуществляется в порядке, определенном Положением о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети "Интернет", на котором размещается указанный реестр, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2010 N 1191:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29.12.2010"
6.1.1 при принятии органом власти решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, в части следующих сведений:
исключается информация из второй строки реквизита "Источник финансирования контракта" заголовочной части формы "Сведений о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа" (далее - Сведения), а в реквизите "Вид внебюджетных средств" строки "Источник финансирования контракта" и кодовой части строки значение изменяется соответственно на: "средства бюджетных учреждений" и код "18";
в случае если оплата по контракту не производилась, раздел первый формы Сведений не заполняется;
в случае если контракт частично исполнен, в разделе первом формы Сведений отражаются суммы произведенных выплат по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, а остаток суммы оплаты по контракту вносится в раздел второй формы Сведений с разбивкой по годам оплаты контракта и указанием кода классификации операций сектора государственного управления;
6.1.2 при принятии органом власти решения о передаче полномочий, в части следующих сведений:
замены наименования заказчика - организации в реквизите "Наименование заказчика" заголовочной части формы Сведений на наименование органа власти, передающего полномочия;
замены значений реквизитов "ИНН", "КПП" заказчика - организации в заголовочной части формы Сведений на значения "ИНН", "КПП" органа власти, передающего полномочия.
6.2. Сведения о государственных контрактах, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну, вносятся в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну (далее - реестр по гостайне) в порядке, установленном Положением о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2007 N 491. С учетом указанного положения в реестр по гостайне вносятся следующие изменения:
6.2.1. при принятии органом власти решения о передаче полномочий, в части следующих сведений:
замены наименование заказчика - организации в реквизите "Наименование заказчика" заголовочной части формы Сведений на наименование органа власти, передающего полномочия;
замены значений реквизитов "ИНН", "КПП" заказчика - организации в заголовочной части формы Сведений о гостайне на значения "ИНН", "КПП" органа власти, передающего полномочия;
6.2.2. при принятии органом власти решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, в части следующих сведений:
в позиции заголовочной части формы Сведений о гостайне "Источник финансирования контракта" вторая строка и кодовая зона не заполняются, третья строка и ее кодовая зона заполняются исходя из следующего соответствия: средства заказчиков, не являющихся участниками бюджетного процесса Российской Федерации - 11;
в случае если оплата по контракту не производилась, раздел первый основной части формы Сведений о гостайне не заполняется;
в случае если контракт частично исполнен, в разделе первом основной части формы Сведений о гостайне отражаются суммы произведенных выплат по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, а остаток суммы оплаты по контракту разносится по графам 2-7 раздела второго основной части формы Сведений о гостайне с указанием кода классификации операций сектора государственного управления исходя из условий оплаты контракта.
6.3. Внесение изменений в показатели федеральной адресной инвестиционной программы в части показателей, касающихся изменения способа финансового обеспечения капитальных вложений, осуществляется в соответствии с Порядком внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. N 673, с учетом положений Порядка 159н:
6.3.1 в случае принятия решения о передаче полномочий, в части замены государственного заказчика - организации на государственного заказчика - орган власти;
6.3.2 в случае принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, в части:
замены государственного заказчика - организации на заказчика - организацию;
изменения кода вида расходов на код подгруппы 460 (в разрезе элементов 461 "Субсидии на приобретение объектов недвижимости бюджетным учреждениям", 462 "Субсидии на приобретение объектов недвижимости автономным учреждениям", 463 "Субсидии на приобретение объектов недвижимости унитарным предприятиям", 464 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным учреждениям", 465 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономным учреждениям", 466 "Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственным унитарным предприятиям") группы вида расходов федерального бюджета 400 бюджетной классификации Российской Федерации.
VII. Об особенностях учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с капитальными вложениями
7.1. Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - бюджетные обязательства), связанных с капитальными вложениями в объекты, осуществляется в соответствии с Порядком N 98н.
В случае изменения способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты, в отношении которых уже заключены государственные контракты и бюджетные обязательства по которым в установленном порядке учтены органами Федерального казначейства на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом организации (далее - бюджетные обязательства организации), учет бюджетных обязательств по таким объектам осуществляется с учетом следующих особенностей:
7.1.1. при принятии органом власти решения о передаче полномочий:
бюджетные обязательства организации, принятые органами Федерального казначейства на учет в 2013 году либо перерегистрированные в 2013 году, подлежат аннулированию в неисполненной части в соответствии с пунктом 2.17 Порядка N 98н на основании Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство, представленной организацией в орган Федерального казначейства не позднее 6 рабочих дней со дня внесения изменений в соответствующий государственный контракт в части замены государственного заказчика - организации на государственного заказчика - орган власти. При этом дополнительное соглашение к государственному контракту об изменении государственного контракта в орган Федерального казначейства не представляется;
бюджетные обязательства организации, принятые органами Федерального казначейства на учет до 1 января 2013 года, не перерегистрированные в 2013 году, перерегистрации не подлежат;
после аннулирования неисполненной части бюджетного обязательства организации закрытие лицевого счета получателя бюджетных средств осуществляется в установленном порядке;
бюджетные обязательства, возникающие у органа власти в соответствии с измененным государственным контрактом, подлежат постановке на учет органами Федерального казначейства в объеме неисполненной части бюджетных обязательств организации и отражению на открытом органу власти лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств на основании Сведений о принятом бюджетном обязательстве, оформленных и представленных в орган Федерального казначейства организацией от имени органа власти. При этом в разделе 1 "Реквизиты документа-основания" Сведений о принятом бюджетном обязательстве указывается полная сумма государственного контракта, соответствующая сведениям о государственном контракте в реестре контрактов, а в разделе 5 "Расшифровка обязательства" отражается сумма бюджетного обязательства, возникающего в соответствии с данным государственным контрактом у органа власти;
7.1.2. при принятии органом власти решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений:
бюджетные обязательства организации, принятые органами Федерального казначейства на учет в 2013 году либо перерегистрированные в 2013 году, подлежат аннулированию в неисполненной части в соответствии с пунктом 2.17 Порядка N 98н на основании Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство, представленной организацией в орган Федерального казначейства не позднее 6 рабочих дней со дня внесения изменений в соответствующий государственный контракт в части замены государственного заказчика - организации на заказчика - организацию. При этом дополнительное соглашение к государственному контракту об изменении государственного контракта в орган Федерального казначейства не представляется;
бюджетные обязательства организации, принятые органами Федерального казначейства на учет до 1 января 2013 года, не перерегистрированные в 2013 году, перерегистрации не подлежат;
после аннулирования неисполненной части бюджетного обязательства организации закрытие лицевого счета получателя бюджетных средств осуществляется в установленном порядке;
бюджетные обязательства, возникающие у органа власти в соответствии с соглашением о предоставлении организации субсидии на осуществление капитальных вложений, подлежат постановке на учет органами Федерального казначейства в объеме предоставляемых органом власти субсидий, и отражению на открытом органу власти лицевом счете получателя бюджетных средств на основании Сведений о принятом бюджетном обязательстве, представленных в орган Федерального казначейства органом власти.
7.2. Санкционирование оплаты денежных обязательств организаций от имени органа власти при принятии решения о передаче полномочий, а также органов власти при предоставлении организациям субсидий на осуществление капитальных вложений осуществляется в соответствии с Порядком N 87н.
Предоставление из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений осуществляется в соответствии с представленным главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство в электронном виде с применением электронной цифровой подписи Перечня целевых субсидий на 2013 год (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501015), в котором отражается субсидия на осуществление капитальных вложений по установленному им соответствующему аналитическому коду.
Утверждение нормативным правовым актом органа власти порядка предоставления организациям субсидий на осуществление капитальных вложений не требуется.
Санкционирование расходов федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий за счет субсидий на осуществление капитальных вложений, осуществляется в соответствии с Порядком N 72н.
Санкционирование оплаты денежных обязательств организаций, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений, на лицевых счетах, открытых им в органах Федерального казначейства осуществляется в соответствии с представленными организациями в орган Федерального казначейства Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на ___ год (код формы по ОКУД 0501016) (далее - Сведения), утвержденными органом власти.
Кассовые расходы организаций при осуществлении капитальных вложений, связанные с оплатой обязательств по договорам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта, осуществляются после проверки органом Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг, в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, а также соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанным в Заявке на кассовый расход и Сведениях, в соответствии с пунктом 20 Порядка 72н.
В случае, если организация одновременно с полномочиями заказчика осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение строительного контроля, возмещение данных расходов в пределах указанных в Сведениях сумм по коду КОСГУ 226 "Прочие услуги" в размере, установленном сметной стоимостью строительства, определенном с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, рассчитанном от суммы принятых работ (их результатов), услуг, а также отдельных этапов выполнения работ, услуг осуществляется на основании платежного документа, представленного организацией в орган Федерального казначейства:
путем перечисления средств на расчетный счет федерального государственного унитарного предприятия, открытый в кредитной организации;
путем отражения суммы на лицевом счете бюджетного или автономного учреждения, открытом в органе Федерального казначейства для учета операций с субсидиями на финансовое обеспечение государственного задания и средствами от иной приносящей доход деятельности.
VIII. Об особенностях применения бюджетной классификации Российской Федерации в части операций, связанных с капитальными вложениями
Отнесение расходов федерального бюджета и расходов организаций на оплату обязательств по соответственно государственным контрактам и договорам на поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг, заключенных в целях реализации бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты, на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Российской Федерации, а также расходов на осуществление строительного контроля и содержание дирекций (единых дирекций) строительства на коды классификации операций сектора государственного управления осуществляется в соответствии с разделом V Указаний N 171н:
выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов (договору строительного подряда) или приобретение объекта недвижимости государственной собственности Российской Федерации, а также поставка товаров в целях реализации бюджетных инвестиций - на статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" (в части приобретения здания, строения, сооружения), 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов" (в части приобретения земельного участка), 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части приобретения материальных запасов, предусмотренных сметной стоимостью строительства);
выполнение отдельных видов работ (услуг), иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства (входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости (стоимости приобретения), осуществляемых в целях строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов (сопровождающих расходы на приобретение объекта) - на соответствующие статьи (подстатьи), исходя из их экономического содержания (статьи 220 "Оплата работ, услуг", 290 "Прочие расходы").
IX. Об особенностях ведения лицевых счетов и отражения на них операций, связанных с капитальными вложениями
9.1. Операции с бюджетными инвестициями, осуществляемыми бюджетными и автономными учреждениями в рамках переданных соответствующим органом власти полномочий по заключению и исполнению в лице указанных органов государственных контрактов, учитываются на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытом в органе Федерального казначейства в установленном порядке.
Открытие лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в случае передачи указанных полномочий федеральным государственным унитарным предприятиям устанавливается положениями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок N 24н), в настоящее время находящегося на государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
До вступления в силу Порядка N 24н при открытии лицевых счетов при передаче полномочий получателя бюджетных средств федеральным государственным унитарным предприятиям, следует руководствоваться положениями настоящего письма.
Для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств федеральное государственное унитарное предприятие, принимающее бюджетные полномочия, представляет следующие документы:
- Заявление на открытие лицевого счета;
- Карточка образцов подписей к лицевым счетам;
- копия документа о передаче бюджетных полномочий, заверенная нотариально либо получателем средств федерального бюджета, передающим свои бюджетные полномочия;
- копия учредительного документа получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенная нотариально либо учредителем;
- копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.
При этом основанием для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств является копия соглашения (договора) о передаче полномочий, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 1456.
9.2. Отражение операций по осуществлению бюджетными и автономными учреждениями капитальных вложений в объекты за счет перечисленных им субсидий, осуществляется на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций с кодами 21, 31 (отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, отдельный лицевой счет автономного учреждения), открытом в органе Федерального казначейства в установленном порядке.
9.3. Отражение операций по осуществлению федеральными государственными унитарными предприятиями капитальных вложений в объекты за счет перечисленных им субсидий осуществляется на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса с кодом 41 (далее - лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса).
Для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса федеральное государственное унитарное предприятие представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:
- Заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса;
- Карточка образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса.
При этом Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса федерального государственного унитарного предприятия заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного лица) органа государственной власти Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника имущества организации, и оттиском его печати либо нотариально.
X. Особенности передачи показателей, отраженных на лицевых счетах, в случае изменения способа финансового обеспечения капитальных вложений
10.1. В случае принятия органом власти решения об изменении способа финансового обеспечения капитальных вложений в соответствии с абзацем четвертым пункта 4.1 настоящего письма и после внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств, бюджетные данные, ранее доведенные через органы Федерального казначейства на лицевой счет получателя бюджетных средств, подлежат передаче в порядке применительно к проведению внутриведомственной реорганизации, установленной разделом 8 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н).
10.2. При принятии органом власти в течение текущего финансового года решения о передаче полномочий, передача бюджетных данных, кассовых выплат и бюджетных обязательств с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств осуществляется также в порядке, применительно к проведению внутриведомственной реорганизации, установленном разделом 8 Порядка N 104н.
XI. Об уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в части операций, связанных с осуществлением капитальных вложений
11.1. Денежные средства в виде субсидий, получаемые организациями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты приобретаемых данными организациями работ по строительству, реконструкции и перевооружению объектов государственной собственности, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
Что касается работ, выполненных организациями за счет субсидий, то в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи работы, выполненные бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета, налогом на добавленную стоимость не облагается.
11.2. Согласно положениям подпунктов 14 и 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде:
субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям;
средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Таким образом, доходы в виде субсидий, получаемые бюджетными и автономными учреждениями, а также средства, получаемые федеральными государственными унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа в виде субсидий или перечисляемые на расчетные счета, открытые указанным предприятиям в кредитных организациях, на осуществление капитальных вложений, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
XII. Об особенностях бухгалтерского (бюджетного) учета операций, связанных с капитальными вложениями
12.1. В отношении организаций, осуществлявших до 1 января 2013 года бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, при осуществлении с 2013 года бюджетных инвестиций путем передачи организациям полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов.
Операции, связанные со строительством (реконструкцией, техническим перевооружением) объекта государственной собственности Российской Федерации и приобретением объекта в государственную собственность Российской Федерации в рамках переданных организациям полномочий, подлежат отражению организациями от имени органа власти в бюджетном учете в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, и бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
При этом организация при формировании в межотчетный период входящих остатков по счетам Главной книги бюджетного учета на 01.01.2013 осуществляет ее формирование от имени органа власти, с которым организацией заключено соглашение (договор) о передаче полномочий, а также обеспечивает с 2013 года отражение в соответствующих регистрах бюджетного учета произведенного факта смены лица, от имени которого заключаются государственные контракты, ведется бюджетный учет, в том числе формируются регистры бюджетного учета, составляется и представляется бюджетная отчетность (с организации - получателя бюджетных средств на соответствующий орган власти, с которым организацией заключено соглашение (договор) о передаче полномочий).
По завершении строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства, либо после приобретения объекта в государственную собственность Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации) органом власти - получателем средств федерального бюджета и организацией отражаются соответственно увеличение финансовых вложений и увеличение стоимости основных средств.
12.2. В отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений (далее - Учреждения) и федеральных государственных унитарных предприятий, осуществлявших до 1 января 2013 года бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, при осуществлении с 2013 года бюджетных инвестиций путем получения субсидий необходимо иметь в виду следующее:
12.2.1. При осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет субсидии, перечисленной организации на указанные цели, операции, связанные со строительством (реконструкцией, техническим перевооружением) объекта или приобретением объекта в государственную собственность Российской Федерации отражаются в бухгалтерском учете Учреждения в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (от 23.12.2010 N 183н) и в бухгалтерской отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
При этом Учреждение при формировании в межотчетный период входящих остатков по счетам Главной книги на 01.01.2013 осуществляет перевод исходящих остатков финансовых, нефинансовых активов и обязательств, счетов финансового результата, счетов санкционирования с соответствующих счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 06.12.2012 N 162н, на соответствующие счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (от 23.12.2010 N 183н), с указанием в восемнадцатом разряде номера счета бухгалтерского учета кода вида финансового обеспечения (деятельности) 6 "Субсидии на цели осуществления капитальных вложений".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минфина России N 162н следует читать как "06.12.2010"
Одновременно с этим, дополнительно, в сумме исходящих остатков, числящихся по соответствующим счетам аналитического учета счета 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (далее - счет 130200000), в составе входящих остатков Учреждения отражается дебиторская задолженность Учредителя по предоставлению Учреждению в рамках субсидий на осуществление капитальных вложений средств на погашение принятых, но не исполненных обязательств, - по дебету счета 620581000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов" и кредиту счета 640130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
По завершении отдельных этапов строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства Учреждением отражается увеличение стоимости вложений в основные средства, находящихся (которые будут находиться) на балансе Учреждения.
По завершении строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства, либо после приобретения объекта в государственную собственность Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации права оперативного управления) Учреждением отражается увеличение стоимости основных средств.
12.2.2. Федеральное государственное унитарное предприятие, которому предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений, осуществляет ведение бухгалтерского учета указанных операций в соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и правилами бухгалтерского учета, применяемыми экономическими субъектами, не относящимися к организациям государственного сектора.
12.2.3. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организаций, при формировании в межотчетный период входящих остатков по счетам Главной книги на 01.01.2013, на основании данных бюджетной отчетности организации за 2012 год:
в части исходящего остатка по счету 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения" отражает произведенные вложения в объекты - по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 121500000 "Вложения в финансовые активы" (121532000, 121533000) и кредиту счета 140130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
в части исходящего остатка по счету 120600000 "Расчеты по выданным авансам" отражает произведенные авансовые платежи - по дебету счета 120673000 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале" и кредиту счета 140130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
в части исходящего остатка по счету 130200000 отражает кредиторскую задолженность по предоставлению организации в рамках субсидий на осуществление капитальных вложений средств на погашение принятых, но не исполненных обязательств, - по кредиту счета 130273000 "Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале" и дебиту счета 140130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
По завершении отдельных этапов строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства органом власти - получателем средств федерального бюджета отражается увеличение вложений в финансовые активы.
По завершении строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства, либо после приобретения объекта в государственную собственность Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации) органом власти - получателем средств федерального бюджета отражается увеличение финансовых вложений.
Перечень корреспонденций по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по осуществлению капитальных вложений в объекты приведен в Приложении 1.
Приложение: на 4 л.
Первый заместитель |
Т.Г. Нестеренко |
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены особенности реализации в 2013 г. капитальных вложений в объекты капстроительства госсобственности России, на приобретение объектов недвижимости в госсобственность страны федеральными бюджетными и автономными учреждениями, ФГУПами.
Перечислены нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы финансового обеспечения капитальных вложений, а также способы и особенности такового.
Выделены особенности учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с капитальными вложениями. Уделено внимание бюджетным ассигнованиям на осуществление капитальных вложений.
Отмечены особенности применения бюджетной классификации в части операций, связанных с капитальными вложениями, ведения лицевых счетов и отражения на них данных операций, а также передачи отраженных показателей в случае изменения способа финансирования капитальных вложений; бухгалтерского (бюджетного) учета операций.
Речь идет также о внесении изменений в госконтракты (договоры), о корректировке показателей реестра контрактов и федеральной адресной инвестиционной программы. Уделено внимание уплате НДС и налога на прибыль в части операций, связанных с осуществлением капвложений.
Письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 22 февраля 2013 г. NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", март 2013 г., N 3