1. Требование заказчика, установленное в документации о торгах, о подаче заявки на конкурс только в письменной форме, является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчик разместил заказ на право заключения контракта на выполнение топографо-геодезических работ по обеспечению первой совместной проверки прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба одного из участников размещения заказа. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
Согласно пункту 8 "Требования к оформлению заявок на участие в конкурсе" раздела 1.2 "Информационная карта" конкурсной документации открытого конкурса по теме: "Выполнение топографо-геодезических работ по обеспечению первой совместной проверки прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой" от 29.02.2012 (далее - Конкурсная документация) "заявка на участие в Конкурсе должна быть подана в бумажном виде".
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанное требование, ограничивающие право на подачу заявок на участие в конкурсе нарушил часть 2 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным условиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен "Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722, в котором предусмотрены виды критериев, из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 5.1 "Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе и принятия решения о признании участника Конкурса победителем" раздела 1.3 "Общие условия проведения Конкурса" Конкурсной документации оценка заявок производится, в том числе, на основании критерия "качество работ и квалификация участника". По критерию "качество работ и квалификация участника", устанавливается, в том числе, показатель "наличие в составе российской делегации по первой совместной проверке прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой представителя участника Конкурса".
Установление указанного подкритерия не позволяет оценить квалификацию участника размещения заказа и создает преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанный подкритерий, нарушил часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
За утверждение должностным лицом государственного заказчика документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо заказчика было оштрафовано на 3000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.01.2013 г. по делу N К-616/12/АК689-12)
2. Несвоевременный возврат обеспечения по государственному контракту участнику размещения заказа является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчик проводил открытый конкурс "Выполнение работ, оказание услуг по организационно - техническому сопровождению информационно - разъяснительных мероприятий, направленных на повышение пенсионной и социальной грамотности населения и работодателей".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия заказчика, комиссии заказчика.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и провела внеплановую проверку размещенного заказа. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о размещении заказов в случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, заказчик обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и не допущенному к участию в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола, указанного в части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 16.01.2012 N 63-2 ООО "К" отказано в допуске к участию в Конкурсе.
Вместе с тем, денежные средства ООО "К", поступившие в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, возвращены указанному участнику размещения заказа 25.01.2012, что подтверждается платёжным поручением от 25.01.2012 N 75.
Таким образом, несвоевременный возврат денежных средств ООО "К", внесённых в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, является нарушением части 3 статьи 27 Закона о размещении заказов.
За нарушение должностным лицом заказчика срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, установленного законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не более чем на три рабочих дня частью 1 статьи 7.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанное дело, провело административное расследование и установило субъект административного правонарушения - лицо, ответственное за возврат денежных средств.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.01.2013 г. по делу N К-112/12/АК015-13)
3. Заказчик обязан установить в конкурсной документации показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на "Оказание услуг по обучению специалистов территориальных органов Заказчика" (далее - Конкурс).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на положения документации о торгах. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную документацию и проведя внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Вместе с тем, в разделе V "Техническое задание на оказание услуг по обучению специалистов территориальных органов Заказчика" Конкурсной документации количество специалистов, подлежащих обучению, установлено в количестве 1454 человек, в то время как в графике обучения суммарное количество специалистов, подлежащих обучению, установлено в количестве 1414 человек.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требований к количеству специалистов, подлежащих обучению, не позволяющих определить соответствие оказываемых услуг потребностям Заказчика, является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
За утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, которое позволило установить субъект административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России привлекло к административной ответственности должностное лицо Заказчика.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2012 г. по делу N К-206/12/АК571-12)
4. Заказчик не вправе устанавливать в документации о торгах требование о представлении в составе заявки расчета цены контракта, предложенной в заявке.
Уполномоченным органом проводился открытый конкурс "на выполнение работ по инженерным изысканиям и корректировке проектной документации по объекту: "Футбольный стадион "Юбилейный" в г. Саранске".
В ходе размещения заказа одним из участников размещения заказа была направлена жалоба в ФАС России.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьёй 55.3 Закона о размещении заказов требований, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Вместе с тем, в пункте "16.1,16.3,20.2" раздела 3 "Информационные карты заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе следующих документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, а именно:
"б) Свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации на следующие виды работ:
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка.
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта.
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения.
2. Работы по подготовке архитектурных решений...".
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требования о наличии свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию заявки на участие в Конкурсе.
Согласно части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Вместе с тем, в разделе 7 "Образцы форм" формы 2 приложением 3 к заявке на участие в Конкурсе "Таблица стоимости выполняемых работ" Конкурсной документации установлено требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе расчёта стоимости выполняемых работ.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требования о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе расчёта стоимости выполняемых работ, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 62 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722, для определения рейтинга заявки по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в конкурсной документации устанавливается объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг (предмет и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства).
Вместе с тем, в соответствии с разделом 4 "ЗАКАЗ" Конкурсной документации Заказчиком установлен "Объём предоставления гарантии качества работ: 100%", при этом Конкурсная документация не содержит предмет и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства.
Таким образом, отсутствие в Конкурсной документации предмета и исчерпывающего перечня условий исполнения гарантийного обязательства нарушает подпункт "а" пункта 62 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722.
За утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. Был установлен субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2013 г. по делу N К-468/12/АК001-13)
5. Несвоевременное направление сведений о заключенном государственном контракте в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключённых по итогам размещения заказов является нарушением Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступила жалоба должностного лица Заказчика на постановление о привлечении к административной ответственности.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанную жалобу установило следующие обстоятельства.
Постановлением должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13.08.2012 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N А692П-19.7.4/12 должностное лицо Заказчика О. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей за непредставление сведений о заключении, исполнении контракта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключённых по итогам размещения заказов, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что 11.10.2011 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок "Поставка компьютерной техники (двух компьютеров в комплекте)" (далее - Запрос котировок).
Согласно части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1-7 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Сведения, указанные в пункте 9 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня исполнения контракта.
31.10.2011 Заказчиком с ООО "Р" заключён государственный контракт N 1. Вместе с тем, сведения о заключении указанного контракта не направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
27.12.2011 государственный контракт N 1 исполнен, что подтверждается платёжным поручением N 992. Вместе с тем, сведения об исполнении указанного контракта не направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Должностным лицом заказчика является О.
Таким образом, в нарушение требований части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов О. не направила в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведения о заключении государственного контракта N 1, сведения о его исполнении.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы на постановление от 13.08.2012 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N А692П-19.7.4/12 установлено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Из толкования норм статьи 19.7.4 КоАП РФ следует, что бездействие, выразившееся в непредставлении сведений о заключении контракта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключённых по итогам размещения заказов, и бездействие, выразившееся в непредставлении сведений об исполнении контракта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключённых по итогам размещения заказов, образуют два разных состава административного правонарушения, а следовательно, административное наказание за непредставление сведений о заключении контракта и непредставление сведений о его исполнении должно назначаться отдельно по каждому факту совершения административного правонарушения.
Кроме того, из толкования норм КоАП РФ также следует, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в отношении лица только по факту совершения одного административного правонарушения; КоАП РФ не предусматривает возможности объединения нескольких дел в одном производстве и вынесения одного постановления по факту совершения нескольких административных правонарушений.
Из материалов дела N А692П-19-7.4/12 следует, что О. совершены два административных правонарушения, первое из которых выразилось в ненаправлении сведений о заключении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , второе - в ненаправлении сведений об исполнении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, из постановления от 13.08.2012 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N А692П-19.7.4/12 следует, что бездействие, выразившееся в ненаправлении сведений о заключении контракта и сведений о его исполнении в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, образует один состав административного правонарушения. При этом в качестве времени совершения административного правонарушения указаны две даты: 04.11.2011 (по факту ненаправления сведений о заключении контракта), 10.01.2012 (по факту ненаправления сведений об исполнении контракта).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 25.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Временем совершения последнего административного правонарушения, указанного в постановлении от 13.08.2012 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N А692П-19.7.4/12, выразившегося в ненаправления сведений об исполнении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указано 10.01.2012.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истёк.
С учетом изложенных обстоятельств и руководствуясь статьёй 24.5, статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, должностное лицо ФАС России отменило решение должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 14.01.2013 г. по делу N А692П-19.7.4/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики применения КоАП РФ в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд за март 2013 г.
Так, требование конкурсной документации о подаче заявки на участие в конкурсе только в письменной форме незаконно. Она направляется как на бумажном носителе (в запечатанном конверте), так и в электронной форме.
Нарушение 5-дневного срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
Если заказчиком утверждена конкурсная документация, в которой показатели оказания услуг не соответствуют его фактическим потребностям, то это является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчик не вправе требовать в составе заявки наличие свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации или расчет стоимости выполняемых работ.
Для определения рейтинга заявки по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в конкурсной документации устанавливается объем такой гарантии. Если предмет и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства не установлен, то это является административным правонарушением.
Указано, что непредставление в уполномоченный орган сведений о заключении контракта и ненаправление информации о его исполнении влекут привлечение к административной ответственности. Указанные деяния составляют 2 самостоятельных административных правонарушения, поэтому по каждому из них выносится отдельное постановление.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.