С учетом анализа практики применения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 (зарегистрирован в Минюсте России 31.01.2008 N 11067, в редакции Приказа ФАС России от 01.07.2008 N 240, зарегистрированного в Минюсте России 15.07.2008 N 11975) (далее - Административный регламент), разработан Приказ ФАС России от 26.04.2010 N 212 "О внесении изменений в административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства" (далее - Приказ). В Административный регламент были внесены изменения в целях приведения положений указанного Регламента в соответствие с Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3601).
Изменения, внесенные Приказом в Административный регламент, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ" 19.07.2010.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 06.07.2010 N 17703.
Существенные изменения коснулись права антимонопольного органа в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) органа власти до возбуждения дела направлять в адрес такого органа рекомендации по устранению нарушений о указанием срока устранения (пункт 3.28 Административного регламента).
До внесения изменений в Регламент, антимонопольный орган до возбуждения дела мог направить рекомендации по устранению нарушения антимонопольного законодательства в адрес любого органа власти.
С внесением изменений в Административный регламент антимонопольный орган существенно ограничен в указанном праве. С 30.07.2010 предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых актов и (или) прекращении действий антимонопольный орган вправе направлять только в адрес федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или Центрального банка Российской Федерации в случае обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) указанных органов.
В целях обеспечения устойчивости гражданско-правового оборота в Российской Федерации, Приказом установлены сроки давности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которыми дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено антимонопольным органом по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (пункт 3.29 Административного регламента).
Для обеспечения единообразного рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства, детальную регламентацию получили действия антимонопольного органа в связи с исполнением административных процедур в случае установления антимонопольным органом наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в соответствии с положениями пункта 3.29.1 Административного регламента, наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства устанавливается управлением ФАС России, отделом территориального органа, у которых на рассмотрении находятся заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - ответственное структурное подразделение).
В случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку докладной записки, которая вместе с заявлением, материалами и иными документами, указывающими на факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, направляется на проведение внутриведомственной правовой экспертизы.
Положениями пункта 3.29.1 Административного регламента установлено, что в ФАС России внутриведомственная правовая экспертиза осуществляется Правовым управлением, в территориальном органе - отделом, ответственным за проведение внутриведомственной правовой экспертизы, определяемым руководителем территориального органа.
Существенным изменением в регламентации административной процедуры исполнения антимонопольным органом государственной функции по возбуждению и рассмотрению дол о нарушениях антимонопольного законодательства следует отметить установление в Административном регламенте сроков проведения внутриведомственной правовой экспертизы. Так, проведение внутриведомственной правовой экспертизы, результатом которой является заключение (далее - заключение), осуществляется в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня поступления докладной записки с материалами в Правовое управление ФАС России или в отдел территориального органа, ответственный за проведение внутриведомственной правовой экспертизы.
В исключительных случаях по решению начальника Правового управления, начальника отдела территориального органа, ответственного за проведение внутриведомственной правовой экспертизы, оформляемому в виде резолюции на докладной записке, срок проведения внутриведомственной правовой экспертизы может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней, о чем сообщается в ответственное структурное подразделение.
Согласно пункту 3.29.1 Административного регламента, в ФАС России перед направлением ответственным структурным подразделением докладной записки о признаках нарушения статей 11 и 16 Закона о защите конкуренции в Правовое управление, ответственное структурное подразделение должно передать копию такой докладной записки в Управление по борьбе с картелями, о чем на докладной записке проставляется отметка о ее получении.
Согласно установленной процедуре, по результатам правовой экспертизы докладная записка может быть возвращена в ответственное структурное подразделение на доработку и проведение соответствующих мероприятий в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также в случае отсутствия в представленных материалах анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, если его проведение необходимо для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Изменениями в Административный регламент пункт 3.29.3 дополнен положением, в соответствии с которым докладная записка, доработанная ответственным структурным подразделением с учетом оснований ее возвращения, направляется на повторное проведение внутриведомственной правовой экспертизы.
При получении в результате проведения внутриведомственной правовой экспертизы отрицательного заключения, указывающего на неподтверждение наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку ответа заявителю, содержащего мотивированный отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, который направляется руководителю антимонопольного органа вместе с докладной запиской, заявлением (материалами), иными документами, указывающими на факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, и заключением (пункт 3.31 Административного регламента).
Важным дополнением, внесенным Приказом в Административный регламент, является установление порядка разрешения разногласий между ответственным структурным подразделением и Правовым управлением в ФАС России или отделом, ответственным за проведение внутриведомственной правовой экспертизы в территориальном органе в случае несогласия ответственного структурного подразделения с результатами внутриведомственной правовой экспертизы.
Согласно установленной в пункте 3.31 Административного регламента процедуре, в случае такого несогласия ответственное структурное подразделение в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления заключения, докладывает свои возражения заместителю руководителя антимонопольного органа, который координирует и контролирует деятельность ответственного структурного подразделения (далее - заместитель руководителя). Заместитель руководителя с целью поиска обоснованного решения проводит обсуждение указанных возражений с руководителем ответственного структурного подразделения и руководителем структурного подразделения, в компетенцию которого входит проведение внутриведомственной правовой экспертизы. В случае если по результатам обсуждения возражения не устранены, заместитель руководителя информирует об этом руководителя антимонопольного органа для принятия окончательного решения.
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в Административном регламенте впервые закреплено требование в ФАС России обязательного включения в состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства работников Правового и Аналитического управления, а при формировании комиссии по признакам нарушения статей 11 и 16 Закона о защите - работника Управления по борьбе с картелями.
Новеллой в Административном регламенте стала обязанность ответственного структурного подразделения направлять копии приказа о возбуждении дела и определения о назначении дела к рассмотрению в трехдневный срок с момента издания приказа и вынесения определения членам комиссии (пункт 3.34 Административного регламента).
Впервые в Административном регламенте закреплены правила оформления дела, в соответствии с которыми в дело подшиваются документы и материалы, которые имеют к нему непосредственное отношение, за исключением докладной записки и заключения, и располагаются в хронологической последовательности их поступления (пункты 3.35.1, 3.35.2 Административного регламента).
В соответствии с изменениями, внесенными Приказом в Административный регламент, оформление дела предусматривает обязательную подшивку или переплет дела, сквозную нумерацию листов дела, составление внутренней описи дела (форма описи дела утверждена в приложении N 11 к Приказу). Указанные правила направлены на минимизацию рисков порчи или утери документов и материалов, которые могут быть ключевыми доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "к Приказу" имеется в виду "к Регламенту"
В целях реализации мер по защите информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, от незаконного разглашения, новым порядком установлено, что документы и материалы, содержащие такую информацию, помещаются в отдельные тома дела.
Также в Административном регламенте установлена форма представления лицами, участвующими в деле, документов и материалов, приобщаемых к делу в подлиннике или в виде копий, заверенных надлежащим образом.
В целях пресечения злоупотребления лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, своими правами, установленными в статье 43 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом установлены правила, согласно которым в каждом томе (части) дела ведется лист ознакомления и по окончании каждого ознакомления с материалами дела в листе ознакомления лицо, ознакомившееся с материалами дела, делает соответствующую запись. Форма листа ознакомления установлена в Приложении N 12 Административного регламента.
Изменения коснулись порядка и сроков рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства. Так, согласно дополнениям, внесенным Приказом в пункт 3.38 Административного регламента, в ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается по окончании рассматриваемого дела председателем комиссии. Комиссия вправе проводить стенографическую запись или аудиозапись своего заседания, при этом должна быть сделана отметка в протоколе об использовании технических средств записи заседания комиссии. Кроме того, в указанном пункте установлено требование к сроку оформления протокола не позднее даты изготовления решения в полном объеме.
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, Административным регламентом установлена необходимость на заседании комиссии при установлении фактов нарушений пунктов 1, 5, 9 статьи 10, статей 11 и 16 Закона о защите конкуренции определить размер причиненного ответчиком по делу ущерба или извлеченного им дохода либо отсутствие такого ущерба и дохода (пункт 3.39 Административного регламента).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктов 1, 5, 9 статьи 10" имеется в виду "пунктов 1, 5, 9 части 1 статьи 10"
Детализируя положения статьи 47.1 Закона о защите конкуренции, в Административном регламенте в пунктах 3.39.1 - 3.39.5 впервые определен порядок административных процедур, проводимых антимонопольным органом в случае объединения или разделения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, согласно пункту 3.39.1 решение об объединении двух и более дел в одно производство и о выделении в отдельное производство одного или нескольких дел принимается комиссией, состав которой определяется приказом антимонопольного органа.
В пунктах 3.39.2, 3.39.3 Административного регламента установлены случаи, в которых могут быть приняты решения об объединении дел в одно производство, о выделении дела в отдельное производство.
Копии определений, которые выносятся антимонопольным органом в связи с объединением дел в одно производство или выделением дела в отдельное производство направляются лицам, участвующим в деле (пункт 3.39.4 Административного регламента).
Пунктом 3.39.5 административного регламента установлено, что объединение дел в одно производство и выделение дела в отдельное производство допускаются до принятия комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. После объединения дел в одно производство или выделения дела в отдельное производство рассмотрение дела производится сначала.
Указанным пунктом установлен порядок исчисления сроков рассмотрения объединенного дела, согласно которому такие сроки исчисляются со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению, возбужденного ранее остальных дел, подлежащих объединению.
Расширен перечень случаев, в которых рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению. Так, кроме случаев, установленных ранее в пункте 3.41 Административного регламента, комиссия прекращает рассмотрение дела в случае истечения трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Приказом дополнен перечень выводов, установленных ранее в пункте 3.43 Административного регламента, которые должны содержать решение, принятое комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Так, решение, принятое комиссией, должно содержать выводы по делам о нарушении антимонопольного законодательства, сделанные на основе обстоятельств, установленных в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, за исключением дел, для рассмотрения которых проведение такого анализа не является обязательным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Правового управления Федеральной антимонопольной службы от 9 сентября 2010 г. N 09/901 "О практике применения Административного регламента по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства"
Текст разъяснений опубликован в сборнике "Борьба с картелями. Правовое и методическое обеспечение (выпуск 2)", 2011 г.