Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия Центр "Звездный" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), ООО "Центр конкурсных технологий "Звездный" (далее - Специализированная организация) открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт (договор) на реализацию проекта "Реконструкция административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, д. 42" (номер извещения 0573100018912000002) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Специализированной организацией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в следующем:
1. Заказчик неправомерно установил следующие требования к участникам размещения заказа: наличие у участников размещения заказа свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией по видам работ, действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно видам работ, указанным в техническом задании документации об Аукционе (далее - Лицензия МЧС), действующей лицензии на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Заказчик установил требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, противоречащие положениям Закона о размещении заказов.
3. В предмет Аукциона Заказчиком включена поставка и монтаж "мебели и оборудования общепита и мойки", которые технологически и функционально не связаны с предметом Аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено 18.07.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 746 630 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.08.2012;
4) дата проведения Аукциона - 13.08.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом, в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Согласно части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 1.6.2. информационной карты документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к выполнению работ по реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно видам работ, указанным в техническом задании (Часть IV) документации об Аукционе в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", Лицензии МЧС.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования о наличии у участников размещения заказов свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией по видам работ, являющихся предметом Аукциона, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией, в частности Лицензией МЧС.
В случае, если в один лот включены услуги или работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установления требования о выполнении таких работ или услуг лично, и соответственно установление Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе соответствующей лицензии, не соответствует положениям Закона о размещении заказов и нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения, в том числе:
при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В пункте 3.3.2. информационной карты документации об Аукционе Заказчик установил следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе:
1) согласие Участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе;
2) указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об Аукционе и/или конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
На заседании Комиссии установлено, что частью IV технического задания документации об Аукционе предусмотрены позиции, содержащие указание на товарный знак, и позиции, по которым указаны конкретные показатели используемого товара без указания на товарный знак.
При этом Комиссией установлено, что требования Заказчика к первой части заявки на участие в Аукционе не изменяют суть и содержание части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и не противоречат положениям Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, противоречащие положениям Закона о размещении заказов, является несостоятельным.
3. В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о государственной тайне органы государственной власти должны обеспечить, в том числе: защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне.
На основании документов и сведений, представленных представителями Заказчика на заседание Комиссии, проектом контракта предусмотрена реконструкция, в том числе, объектов, которые являются пунктами приема, хранения и обработки информации в интересах осуществления космической деятельности и функционирования энергетики Российской Федерации, а именно: центрального информационного пункта Роскосмоса, сектора оперативно-технического контроля, отраслевого телекоммуникационного центра Роскосмоса, отраслевого узла правительственной связи.
Таким образом, реконструкция вышеуказанных объектов должна обеспечивать, в том числе, режим секретности при работе со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с Инструкцией по обеспечению секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 года N 3-1.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии действующей лицензии на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, признан несостоятельным.
4. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что предметом торгов является реконструкция объектов капитального строительства.
При этом, согласно локальному сметному расчету N 12 и объектному сметному расчету в предмет Аукциона входит поставка и монтаж мебели и оборудования, а именно: электроплиты, мясорубки электрической, автомата для производства котлет, аппарат водяной очистки, масса: 0,4 т., шкафа для хлеба (800х450х1850) и другой мебели и оборудования.
Вместе с тем, объединение в один предмет торгов работ по реконструкции объектов капитального строительства и поставки и монтажа оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не соответствует положениям части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и влечет за собой ограничение участников размещения заказа, что нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к выполнению работ по реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно видам работ, указанным в техническом задании документации об Аукционе, действующей Лицензии МЧС, а также объединения в один предмет торгов работ по реконструкции объектов капитального строительства и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Специализированной организации, Оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 01.08.2012 N К-1483/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2012 г. N К-1483/12 "По делу по жалобе ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был