Весенне-летний период (далее - ВЛП) эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) гражданской авиации характеризуется ростом интенсивности выполнения различных видов полетов и, как следствие, увеличением числа авиационных событий, что требует особого внимания в части учета особенностей планирования, подготовки и производства полетов, безукоснительного соблюдения сертификационных требований к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы и в целях авиации общего назначения.
С наступлением весенне-летнего периода увеличивается вероятность наступления чрезвычайных ситуаций природного характера.
В некоторых регионах страны в период половодья не исключено возникновение высоких паводков, что может послужить причиной подтопления аэродромов, участков дорог, зданий и сооружений. Может быть выведено из строя навигационное оборудование, нарушена работа аэродромных служб, нанесен ущерб аэродромным сооружениям.
Летний период характерен возникновением лесных пожаров. Высокие температуры воздуха, грозовая деятельность, безответственность различных организаций и частных лиц приводит к неконтролируемому возникновению и распространению очагов возгорания, а удалённость от населенных пунктов значительно затрудняет их локализацию и ликвидацию. Полёты ВС по заявкам организаций лесоохраны с целью локализации и ликвидации очагов лесных пожаров являются достаточно сложным видом работ.
При необходимости проведения противопаводковых мероприятий с использованием ВС гражданской авиации от руководителей авиапредприятий требуется принятие дополнительных профилактических мер по организации обеспечения безопасности полетов.
Детальный анализ авиационных событий, произошедших в ВЛП 2008-2012 г.г., показал, что авиационные происшествия и инциденты, происшедшие с воздушными судами гражданской авиации, в основном были обусловлены допускаемыми персоналом авиапредприятий ошибками и нарушениями правил обеспечения и выполнения полетов, что, в сочетании с такими внешними факторами, как опасные метеорологические явления погоды (грозовая деятельность, сильные ливневые осадки, сильная болтанка и турбулентность), высокие температуры наружного воздуха, миграции птиц, межсезонное размокание грунтовых аэродромов и площадок, приводило к ухудшению состояния обеспечения безопасности полетов.
В целях профилактики авиационных событий и недопущения снижения уровня безопасности полетов гражданской авиации в ВЛП 2013 года предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. С учетом климатических и других региональных особенностей определить сроки начала и завершения работ по оценке готовности подконтрольных организаций к работе в ВЛП 2013 года.
1.2. В соответствии с пунктом 96 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11, предусмотреть совмещение инспекционного контроля базовых объектов в первом полугодии 2013 года с оценкой подготовки эксплуатантов к ВЛП выполнения полетов и эксплуатации авиационной техники.
В ходе проведения инспекционного контроля проверить реализацию рекомендаций по предотвращению авиационных событий, предложенных в приказах Росавиации по итогам расследований происшествий и инцидентов, произошедших с ВС гражданской авиации в ВЛП 2008-2012 г.г.
С учетом планов деятельности подконтрольных эксплуатантов на предстоящий период, при проведении инспекционного контроля базовых объектов обращать внимание на:
соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, при планировании и выполнении полетов;
принятие дополнительные мер по обеспечению безопасности полетов при подготовке и выполнении аварийно-спасательных работ при стихийных бедствиях, паводках, взрывных работ на льду рек, озер, а также при тушении лесных пожаров;
наличие в авиакомпаниях методик выполнения видов полетов и авиационных работ с учетом климатических особенностей, районов их выполнения, выполнения членами экипажей технологии работ и взаимодействия в экипаже;
четкость изложения в руководстве по производству полетов процедур выполнения полетов в условиях высоких температур наружного воздуха, на высокогорные аэродромы, в условиях повышенной грозовой активности и сильных ливневых осадков в виде дождя, а также мероприятий по CFIT;
эффективность функционирования СУБП и системы качества в авиакомпаниях, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки.
1.3. Провести выборочные проверки физических и юридических лиц, получивших сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ, на предмет выполнения ими требований пунктов 16-24 Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 N 249, и глав VI "Общие правила выполнения авиационных работ", VII "Правила выполнения видов авиационных работ" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
1.4. Провести выборочные проверки качества подготовки инженерно-авиационных служб к работе в ВЛП 2013 года в соответствии с требованиями директивного письма Росавиации от 18.01.2013 N 03.10-3.
1.5. Провести проверки готовности объектов воздушного транспорта к безаварийной работе в период весеннего паводка и половодья;
1.6. В целях обеспечения безаварийной работы в период весеннего паводка и половодья:
направить в предприятия и организации воздушного транспорта рекомендации по обеспечению безаварийной работы в период весеннего паводка и половодья;
организовать взаимодействие с паводковыми комиссиями субъектов Российской Федерации и региональными центрами МЧС России.
1.7. В целях предотвращения возникновений очагов пожара в районе аэродрома, объектах ОрВД и прилегающих к ним территориях:
довести до руководителей подконтрольных предприятий и организаций необходимость проведения дополнительных профилактических мероприятий по предотвращению возникновений очагов пожара;
сформировать постоянные группы по контролю за состоянием пожарной безопасности в аэропортах и объектах ОрВД;
обеспечить контроль приведения в повышенную готовность служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации в аэропортах;
организовать взаимодействие с МЧС России и местными органами власти по эффективному привлечению аварийно-спасательных формирований авиапредприятий к ликвидации очагов пожара.
1.8. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями с целью получения информации о привлечении воздушных судов гражданской авиации к авиационным работам по охране и защите лесов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2007 N 385 "Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов". Организовать контроль соблюдения эксплуатантами, привлекаемыми к данному виду авиационных работ, требований воздушного законодательства при подготовке и выполнении полетов.
1.9. Проверить полноту и качество выполнения планов подготовки к ВЛП, предусмотренных пунктом 2.2.4. Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 06.05.2000 N 121.
1.10. Проверить наличие и практическое выполнение требований документов, регламентирующих подготовку организации к работе в ВЛП, предусмотренных пунктом 15 Приложения 1 к Федеральным авиационным правилам "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты", утвержденным приказом Минтранса России от 23.06.2003 N 150.
1.11. Провести проверки готовности филиалов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", выборочные проверки их центров ОВД и отделений, служб УВД и ЭРТОС, а также авиационных поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб к работе в ВЛП 2013 года.
В отчетах по результатам выполненных выборочных проверок готовности центров ОВД, отделений центров ОВД, служб УВД и ЭРТОС к работе в ВЛП 2013 года отразить:
соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утверждённого приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10;
соответствие условий труда диспетчеров УВД требованиям санитарных правил СП 2.5.1.1107-02 "Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров по управлению воздушным движением гражданской авиации";
соблюдение требований пункта 5.2.2. ФАП "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293, в части обеспечения полного визуального обзора при визуальном наблюдении и/или использования технических средств контроля и/или организации дополнительных (вспомогательных) диспетчерских пунктов (секторов);
выполнение расчета пропускной способности диспетчерских районов, диспетчерских пунктов (секторов) и наличие, заявленных поставщиком аэронавигационного обслуживания, нормативов пропускной способности в соответствии с требованиями пункта 2.3.5. ФАП "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 и Методики расчета нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения, утвержденного приказом Росавиации от 07.11.12 N 757;
полноту реализации требований раздела V "Взаимодействие при планировании и координировании использования воздушного пространства" ФАП "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 N 6, в части создания групп обеспечения планирования воздушного движения в структуре органов ОВД, предоставляющих аэродромное диспетчерское обслуживание;
соответствие Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродромах требованиям надлежащего взаимодействия метеорологических органов со службой движения при прогнозировании и наличии опасных для полетов воздушных судов метеорологических явлений.
1.12. Проверить наличие необходимой контактной информации и функционирование каналов связи с правоохранительными органами и территориальными органами Ространснадзора с целью обеспечения оперативного взаимодействия при контроле соблюдения эксплуатантами ВС авиации общего назначения требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138.
1.13. Утвердить графики дежурств специалистов территориальных органов Росавиации в нерабочие праздничные дни и обеспечить их взаимодействие с ответственными дежурными лицами Росавиации и специалистами профильных управлений и отделов центрального аппарата Росавиации.
1.14. По результатам проведенных проверок готовности к выполнению и обеспечению полетов в ВЛП 2013 года провести методические совещания с участием руководителей подразделений организаций гражданской авиации, на которых обсудить результаты проверок и уточнить порядок взаимодействия.
1.15. Отчеты о готовности подконтрольных организаций к работе в ВЛП представить в адрес начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации в письменном виде до 20.05.2013.
Отчеты относительно проверки филиалов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", центров ОВД, отделений центров ОВД, служб УВД и ЭРТОС представить в Управление организации использования воздушного пространства Росавиации.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
2.1. С учетом особенностей деятельности и климатических особенностей региона выполнения и обеспечения полетов определить перечень необходимых дополнительных мероприятий по подготовке к ВЛП 2013 года.
2.2. Организовать проведение занятий с авиационным персоналом с разбором особенностей выполнения и обеспечения полетов в ВЛП.
При подготовке летных служб и летного состава к полетам в ВЛП 2013 года использовать Методические рекомендации (прилагается).
При подготовке персонала ОВД к работе в ВЛП 2013 года использовать Положение о методической работе в службе движения гражданской авиации, утвержденное МГА СССР от 12.03.1986 N 3.8-430 в части, не противоречащей действующему воздушному законодательству Российской Ф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 12 февраля 2013 г. N АН1.02-334 "Об организации контроля за подготовкой организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летний период 2013 года"
Текст письма официально опубликован не был