1. Общие положения
Разработка проекта Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы (ФКП-2025) проводится во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N СИ-П7-2125 и в соответствии с "Планом мероприятий Федерального космического агентства по разработке проекта Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы", утвержденным руководителем Федерального космического агентства 15 ноября 2012 года.
Федеральным законом Российской Федерации "О космической деятельности" (статья 8, п. 1) определено, что "Федеральная космическая программа России является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях.
Порядок разработки и реализации Федеральной космической программы России регламентируется законодательством Российской Федерации в отношении федеральных целевых программ.
Учитывая изложенное, разработка проекта ФКП-2025 проводится в соответствии с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (с изменениями от 1 июля, 13 сентября 1996 г., 1, 8 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 25 января 1999 г., 22 апреля 2002 г., 20 марта 2003 г., 25 декабря 2004 г., 20 февраля 2006 г., 26 мая 2008 г., 14 ноября 2009 г.).
Указанный Порядок разработки проекта ФКП-2025 включает в себя следующие основные этапы:
разработка проекта концепции программы;
принятие решения о разработке проекта программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции программы;
разработка проекта программы;
согласование проекта программы;
экспертиза проекта программы;
рассмотрение проекта программы на заседании Правительства Российской Федерации;
доработка программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
утверждение программы Правительством Российской Федерации.
Программный период разрабатываемой программы 2016-2025 годы, реализация программы предполагается в один этап.
Формирование Федеральной космической программы России осуществляется исходя из принципов:
формирования программы на основе долгосрочных целей социально-экономического и инновационного развития, показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
наиболее полного охвата научной и социально-экономической сфер страны;
установления для программы измеримых результатов ее реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации программы, и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации программы;
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей программы;
наличия у участников реализации (заказчиков программных мероприятий) программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей программы;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации программных мероприятий, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
В соответствии с действующими директивными документами инициаторами постановки проблем для их решения программными методами на федеральном уровне за счет расходов федерального бюджета выступают федеральные органы исполнительной власти - заказчики космических средств и услуг на основе их применения.
Государственным заказчиком Федеральной космической программы определено Федеральное космическое агентство (Роскосмос).
В рамках действующей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы заказчиками космических средств и услуг на основе их применения выступают: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Российская академия наук.
В состав разработчиков Федеральной космической программы в дополнение к заказчикам, перечисленным выше, входят головные организации ракетно-космической отрасли: Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения", Федеральное государственное унитарное предприятие "Организация "Агат", Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры", Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение "Техномаш", Федеральное государственное унитарное предприятие "Исследовательский центр имени М.В. Келдыша", Открытое акционерное общество "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем", Федеральное казенное предприятие "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности", Открытое акционерное общество "Композит", Открытое акционерное общество "ИПРОМАШПРОМ", Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева".
В рамках работ по формированию и реализации ФКП-2025 на федеральные органы исполнительной власти - заказчиков космических средств и услуг на основе их применения - в пределах существующих функциональных полномочий возлагается ответственность за своевременное и в полном объеме предоставление Государственному заказчику программы предложений в проект Концепции ФКП-2025 и проект ФКП-2025, разработку обоснованных требований к разрабатываемым космическим средствам, участие в их испытаниях, а также реализацию результатов выполненных программных мероприятий.
Отбор проблем заказчиками космических средств и услуг на основе их применения для программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:
значимость проблемы;
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующих рыночных механизмов и необходимость государственной поддержки для ее решения;
необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Процедура разработки проекта ФКП-2025 предусматривает предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при Федеральном космическом агентстве и проведение экспертизы научно-технической значимости и актуальности космических проектов научного и социально-экономического назначения и их отбора Межведомственной экспертной комиссией, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. N 535 (с учетом последующих изменений).
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.
2. Методические рекомендации по составу и содержанию разрабатываемых материалов в проекты Концепции ФКП-2025 и ФКП-2025
2.1. Требования к материалам в проект Концепции ФКП-2025
Концепция ФКП-2025 включает следующие основные разделы:
предварительный анализ итогов реализации ФКП-2015;
обоснование соответствия задач развития космических средств и целей ФКП-2025 приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации;
обоснование целесообразности решения проблемы развития космических средств (далее - проблема) программно-целевым методом;
характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере развития космических средств;
возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
предложения по целям и задачам ФКП-2025, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации ФКП-2025 по годам;
предложения по объемам и источникам финансирования ФКП-2025 в целом и отдельных ее направлений;
предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
предложения по участию федеральных органов исполнительной власти в формировании и реализации ФКП-2025;
предложения по государственным заказчикам, заказчикам и разработчикам ФКП-2025;
предложения по направлениям, срокам и этапам реализации ФКП-2025;
предложения по механизмам формирования мероприятий ФКП-2025;
предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией ФКП-2025.
Участники разработки Концепции ФКП-2025 федеральные органы исполнительной власти - заказчики космических средств и услуг на основе их применения, головные предприятия ракетно-космической отрасли (далее - Участники разработки) в пределах существующих функциональных полномочий представляют Государственному заказчику ФКП-2025 свои предложения в проект Концепции ФКП-2025 в соответствии с приведенной выше структурой.
При подготовке материалов Концепции ФКП-2025 предусматривается рассмотреть следующие варианты решения проблемы создания и развития космических средств для удовлетворения потребностей социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества.
Первый вариант (умеренный), в ресурсное обеспечение которого закладываются результаты предварительной оценки расходов федерального бюджета Минфина России на реализацию государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", предполагает обеспечение поддержания развёрнутых и наращивание орбитальных группировок на основе серийных и разрабатываемых КА нового поколения для удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах на минимально необходимом уровне.
Второй вариант (инновационный), в ресурсное обеспечение которого закладываются расходы, превышающие предварительную оценку расходов федерального бюджета Минфина России на реализацию государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", предполагает на основе развития производственных и внедрения на предприятиях ракетно-космической промышленности критически важных технологий, ускоренный ввод в эксплуатацию космических комплексов и систем нового поколения, находящихся в завершающей стадии разработки, развертывание орбитальных группировок космических аппаратов для полного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах, разработку и переход после 2020 года к эксплуатации космических средств мирового уровня.
2.2. Состав исходных данных для обоснования заказчиками прогнозируемых объёмов (качества) потребностей в космических средствах, услугах и информации в проект Концепции ФКП-2025
Состав исходных данных по прогнозируемым объёмам (качеству) потребностей в космических средствах, услугах и информации представлен в таблице 2.1.
Представляемая заказчиками информация должна сопровождаться обоснованием прогнозируемых объемов (качества) потребностей в космических средствах, услугах и информации.
Таблица 2.1. - Состав исходных данных по прогнозируемым объёмам (качеству) потребностей в космических средствах, услугах и информации*
Примечание: * - состав исходных данных может быть уточнён заказчиками
2.3.Требования к материалам в проект ФКП-2025
Структура проекта ФКП-2025
В состав разрабатываемых документов Программы входят:
паспорт Программы;
шесть разделов Программы в составе:
- характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа;
- основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей;
- мероприятия Программы;
- обоснование ресурсного обеспечения Программы;
- механизм реализации Программы;
- оценка социально - экономической и экологической эффективности Программы;
десять приложений Программы в составе:
- Приложение 1 "Оценка рисков для вариантов решения проблемы";
- Приложение 2 "Целевые индикаторы и показатели";
мероприятия Программы:
- Приложение 3. Раздел I "НИОКР";
- Приложение 4. Раздел II"Прочие";
- Приложение 5. Раздел III"Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий";
- Приложение 6. "Перечень строек и объектов реконструкции промышленных предприятий";
- Приложение 7. "Ресурсное обеспечение программы";
- Приложение 8. "Оценка величины экономического эффекта";
- Приложение 9. "Методика оценки эффективности ФКП-2025";
- Приложение 10. "Методика сбора исходной информации".
Участники разработки ФКП-2025 федеральные органы исполнительной власти - заказчики космических средств и услуг на основе их применения, головные предприятия ракетно-космической отрасли в пределах существующих функциональных полномочий представляют Государственному заказчику ФКП-2025 свои предложения в проект ФКП-2025 в соответствии с приведенной выше структурой.
Требования к содержанию разделов программы:
а) требования к содержанию первого раздела программы "Характеристика проблемы":
первый раздел программы должен содержать постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы;
программа разрабатывается с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1243-р;
б) требования к содержанию второго раздела программы "Цель, задачи, сроки и этапы её реализации":
второй раздел программы должен содержать формулировки целей и задач Программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям, задачам, индикаторам и показателям программы изложены в разделе 2., п. 2.1. настоящих Методических рекомендаций.
В раздел включаются обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с указанием значений целевых индикаторов и показателей по годам, а также условия досрочного прекращения реализации программы;
в) требования к содержанию третьего раздела программы "Система мероприятий":
третий раздел программы должен содержать мероприятия по направлениям "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", "прочие нужды" (в том числе услуги, оказываемые государственному заказчику программы при осуществлении его деятельности, связанной с реализацией программы) с указанием годовых размеров расходов с разбивкой по источникам финансирования и "капитальные вложения" (строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение оборудования, не входящего в смету строек).
Мероприятия, подлежащие включению в III раздел "Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий" (Приложение 5 Госпрограммы) должны в обязательном порядке содержать материалы для принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций (Приложение 3 Методических рекомендаций) в соответствии с разделом 2 приказа руководителя Федерального космического агентства от 17 июля 2012 г. N 151.
В состав разрабатываемой программы включаются переходящие мероприятия и новые мероприятия.
Переходящее мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на продолжение решения соответствующей задачи предыдущей программы для достижения более значимого результата. Форма представления данных переходящего мероприятия представлена в Приложении 1 (Форма N 1).
Новое мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи программы. Форма представления данных нового мероприятия представлена в Приложении 1 (Форма N 2).
По каждому мероприятию приводятся следующие сведения:
наименование мероприятия;
сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия;
ожидаемые результаты мероприятия с указанием этапов создания и сроков выполнения этапов создания ракетно-космической техники в соответствие с "Положением о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов";
стоимость выполнения в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения (с выделением каждого из них в отдельности);
взаимосвязь мероприятия и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями;
наименование заказчика мероприятия;
заинтересованные в реализации каждого мероприятия организации или группы населения;
При разработке обоснования мероприятий по выполнению НИОКР программы должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны и отрасли, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности. Мероприятия по выполнению НИОКР программы должны предусматривать последовательное выполнение необходимого и достаточного объема работ по выявлению проблем, формированию концепций их решения, разработке и реализации инновационных проектов по созданию базовых элементов и прогрессивных технологий, закладываемых в основу будущих изделий ракетно-космической техники, и непосредственно создание космических комплексов и систем.
К обоснованию мероприятий по выполнению ОКР прилагаются:
предложения в проекты ТЗ (или проекты ТЗ в целом), подготовленные в соответствии с ГОСТ РВ 15.201-2003 и предусматривающие достижение конкретных результатов по направлениям, реализуемых структурой ФКП-2025;
справки-обоснования, в случае необходимости, продолжения работ, ранее запланированных и не завершенных в рамках ФКП-2015.
К обоснованию мероприятий по выполнение НИР прилагаются тематические карточки в соответствии с требованиями "Положения о порядке открытия и приемки научно-исследовательских работ, выполняемых по Федеральной космической программе России", введенным в действие Информационным письмом РКА от 05.06.1997 N ИП-107;
г) требования к содержанию четвертого раздела программы "Ресурсное обеспечение программы":
в четвертом разделе программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также источников и сроков финансирования.
Обоснование ресурсного обеспечения включает следующие сведения:
общие размеры средств, необходимые для реализации программы, в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета, с распределением по годам реализации, по направлениям "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", "прочие нужды" и "капитальные вложения" (в ценах соответствующих лет);
направление "капитальные вложения" включает в себя расходные обязательства публично-правовых образований федерального, регионального и муниципального уровней, включаемые в соответствующий бюджет в формах бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства соответствующей собственности, субсидий, бюджетных инвестиций в целях осуществления строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) предприятиями, а также бюджетных инвестиций в основные средства (оборудование, не входящее в смету стройки) и обязательства юридических лиц;
действующие расходные обязательства Российской Федерации по предлагаемым к включению в программу объектам и мероприятиям.
Раздел должен включать в себя также обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий программы и описание механизмов привлечения этих средств. В целях обоснования ресурсного обеспечения также представляются документы и расчеты, позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения мероприятий программы, достижения целевых индикаторов и показателей программы, документы, подтверждающие готовность открытых акционерных обществ участвовать в реализации инвестиционных проектов программы на условиях передачи в собственность Российской Федерации части акций этих организаций при предоставлении бюджетных инвестиций в их уставный капитал в целях реализации инвестиционных проектов по строительству принадлежащих им объектов капитального строительства;
д) требования к содержанию пятого раздела программы "Механизмы реализации программы":
руководитель Федерального космического агентства, является руководителем программы. Руководитель программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, а также возглавляет научно-координационный совет Программы (при его наличии).
Управление реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - Федеральным космическим агентством.
До начала реализации программы государственный заказчик программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации положение об управлении реализацией программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации программы;
механизмы корректировки мероприятий программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации программы, мероприятиях программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а также на основе иных гражданско-правовых договоров.
е) требования к содержанию шестого раздела программы "Оценка социально-экономической эффективности программы":
шестой раздел программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, оценку вклада программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации.
Приложение 1
МЕРОПРИЯТИЯ
Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы
Форма 1
(для переходящих мероприятий)
(млн рублей)
Наименование мероприятия, шифр работ, заказчик |
Результаты |
Срок выполнения |
Финансирование, бюджетное/привлекаемое |
||||||||||
2016-2025 годы, всего |
в том числе |
||||||||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2
(для новых мероприятий)
(млн рублей)
А. Шифр темы, наименование, назначение Б. Основные решаемые задачи В. Характеристики космических средств и целевой аппаратуры Г. Этапы, сроки проведения работ Д. Заказчик Е. Ожидаемый вклад в развитие отечественной науки и социально-экономической сферы страны |
Финансирование бюджетное/привлекаемое |
Отечественный аналог |
Зарубежный аналог |
||||||||||
|
2016-2025 годы, всего |
в том числе |
|
|
|||||||||
|
|
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Требования
к структуре и содержанию технико-экономического обоснования мероприятия, группы мероприятий (раздела Программы), Программы в целом
Общие положения
Книга "Технико-экономическое обоснование" (далее по тексту ТЭО) предназначена для обоснования целесообразности создания и/или развития объекта космической техники.
В зависимости от назначения и специфических особенностей создаваемых объектов космической техники допускается включать в ТЭО дополнительные разделы, требования к содержанию которых не установлены настоящим документом.
Для новых создаваемых объектов космической техники исходные данные, необходимые для оценки стоимостных показателей мероприятия программы, определяются на основе используемых методик расчета затрат.
Требования к ТЭО определяются местом, которое занимает мероприятие для решения поставленных задач и достижения целей программы. ТЭО рассматривается как конкретная форма к обоснованному выбору направления разработок, рациональных путей и всесторонней оценке социально-экономической эффективности принимаемых решений и способов их реализации. В ходе обоснованного выбора и в последующей реализации мероприятия (группы мероприятий) создается объект космической техники.
Сущность и содержание ТЭО определяется как совокупность расчетов, анализа и выводов:
об экономической целесообразности и технической возможности разработки и реализации конкретных мероприятий программы;
об обоснованности круга и уровня предъявляемых технических требований;
о прогрессивности и рациональности принимаемых инженерно-технических и организационно-экономических решений.
На первом этапе работ в процессе разработки системных проектов по направлениям космической деятельности на основе ТЭО осуществляется выбор наиболее рационального варианта новой космической техники на основе сравнительного анализа возможных вариантов, предлагаемых для решения той или иной целевой задачи технического или социально-экономического характера, и с учетом показателей экономической эффективности.
В дальнейшем для включенных в состав программы мероприятий производится обоснование стоимостных показателей с детализацией по годам, работам и формируется соответствующий раздел книги ТЭО.
Структура технико-экономического обоснования по каждому мероприятию включает:
Раздел 1. "Характеристика мероприятия. Уровень новизны мероприятия".
Раздел 2. "Техническая характеристика мероприятия. Обоснование выбора рационального решения".
Раздел 3. "Организация создания, производства и эксплуатации объекта космической техники".
Раздел 4. "Технико-экономическое обоснование стоимостных показателей мероприятия программы".
Раздел 5. "Выводы и рекомендации".
Приложение "Иллюстрационные материалы".
3. Требования к содержанию разделов ТЭО:
а) требования к содержанию первого раздела "Характеристика мероприятия. Уровень новизны мероприятия":
в разделе дается общая характеристика мероприятию (группы мероприятий) с привязкой к задаче (задачам), решаемых в программе, к которой относится рассматриваемое мероприятие. Приводится определение актуальности мероприятия - в какой мере разрабатываемое мероприятие способствует решению задачи (группе задач) и достижению целей программы, а также соответствие общего направления рассматриваемого мероприятия и избранных путей решения проблемы программы основным требованиям развития космической деятельности.
Указывается степень новизны мероприятия с привязкой к другим мероприятиям программы и к выполненным мероприятиям предыдущей программы ФКП-2015;
б) требования к содержанию второго раздела "Техническая характеристика мероприятия. Обоснование выбора рационального решения":
в разделе дается краткая обобщающая характеристика и оценка современного состояния вопроса, которому посвящено рассматриваемое мероприятие, классификация имеющейся технической базы, существующих конструкций аналогичного назначения в Российской Федерации и за рубежом, их недостатки, выявление вопросов (проблем), требующих решения. Дается оценка потребностей страны в результатах реализации мероприятия. Приводится место разработки мероприятия с учетом уже имеющейся техники и решенных вопросов, перечень и обоснование уровня технических требований, предъявляемых к разработке мероприятия, выделение основных параметров мероприятия. Производится выбор и обоснование аналога для проведения сравнительного анализа (выбор базового объекта). Приводится сравнительный анализ возможных вариантов решения технических вопросов (системных решений, выбор элементной базы, материалов, комплектующих изделий, определение условий изготовления и эксплуатации и др.). Проводится обоснование выбора рационального решения применительно к принятым критериям на основе сравнительного рассмотрения возможных вариантов решений. Дается сравнительная оценка рационального решения с выбранным аналогом. Приводится анализ и оценка принятых решений с учетом: повышения научно-технического уровня; повышения производительности; повышения уровня конструкторской и технологической преемственности; унификации и стандартизации; возможности автоматизации обслуживания и производства; улучшения технико-экономических параметров; улучшения потребительских качеств.
в) требования к содержанию третьего раздела "Организация создания, производства и эксплуатации объекта космической техники":
в разделе дается краткая обобщающая характеристика и оценка рациональных условий для реализации разработки (модификации) объекта космической техники с учетом его особенностей, технической и конструктивно-технологической характеристик, предлагаемых масштабов внедрения. Представляются рекомендации или основные положения по использованию результатов разработки в космической деятельности. Дается характеристика "жизненного цикла" разрабатываемого (модифицируемого) объекта от начала разработки до снятия с эксплуатации, включая ожидаемый эффект по этапам "жизненного цикла";
г) требования к содержанию четвёртого раздела "Технико-экономическое обоснование стоимостных показателей мероприятия программы":
Стоимостные показатели мероприятия, предлагаемого для включения в программу, рассчитываются по методикам определения затрат, приведенным в "Методических рекомендациях по определению начальной цены контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, учитывающие особенности создания отдельных видов ракетно-космической техники", согласованных с Минэкономразвития России и ФСТ России.
В зависимости от объема располагаемой информации для определения стоимостных показателей используются методы укрупненной оценки, индексирования и калькулирования.
Состав затрат при калькулировании научно-технической продукции принимается в соответствии с Порядком определения состава затрат на создание научно-технической продукции, доведенным информационным письмом от 14 мая 2009 г. N ИП-5.
При калькулировании затрат на изготовление продукции состав затрат принимается в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. N 200.
Применение индексов цен осуществляется в соответствии с Порядком применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 апреля 2008 г. N 104.
При отсутствии необходимой информации в достаточном объеме применяется метод укрупненной оценки (на этапах до эскизного проектирования).
В данном разделе приводится
краткая формулировка цели проведения технико-экономических расчетов и применяемых методов расчета;
указывается (при наличии) аналог;
приводятся технико-экономические показатели аналога (базового объекта);
приводятся результаты расчетов необходимых затрат (по этапам работ, по годам) на разработку (модификацию) объекта космической техники с использованием указанных выше методик по задаваемым исходным техническим данным (рекомендуемый состав исходных данных приведен ниже).
Рекомендуемый состав исходных технических данных, необходимых для проведения технико-экономических расчетов
1. Общие требования к составу исходных данных при обосновании космических систем
1.1. Состав решаемых с помощью служебной и целевой аппаратуры задач.
1.2. Сроки и этапы разработки.
1.3. Предполагаемый головной разработчик.
1.4. Использование конкретного научно-технического задела, полученного на предыдущих этапах ОКР или других ОКР.
1.5. Состав системы, количество КА в системе.
1.6. Массовая сводка КА и его элементов.
1.7. Срок активного существования КА.
1.8. Степень новизны (аналог, прототип), показатели преемственности.
1.9. Средства выведения.
1.10. Тип орбиты.
1.11. Количество образцов, необходимое для наземной экспериментальной отработки (в т.ч. макеты, технологические образцы).
1.12. Основные виды испытаний.
2. Дополнительные исходные данные, учитывающие специфику подразделов
2.1. Подраздел "Космические средства связи, вещания и ретрансляции, поиска и спасания"
2.1.1. Основные ТТХ.
2.1.2. Наличие в кооперации зарубежных предприятий.
2.1.3. Производительность КА (количество стволов, спектральная полоса, количество диапазонов и их назначение).
2.2. Подраздел "Дистанционное зондирование Земли"
2.2.1. Состав и тип аппаратуры.
2.2.2. Производительность КА и системы в целом (км2).
2.2.3. Основные ТТХ (разрешение, полоса захвата, точность привязки, периодичность наблюдения, скорость передачи информации и т.д.).
2.2.4. Мощность энергопотребления.
2.2.5. Использование зарубежной элементной базы.
2.3. Подраздел "Космические средства для фундаментальных космических исследований и технологических исследований"
2.3.1. Количество функциональных отсеков.
2.3.2. Мощность энергопотребления.
2.3.3. Состав служебной и целевой аппаратуры.
2.3.4. Основные ТТХ.
2.4. Подраздел "Средства управления КА, приема, обработки и распространения космической информации"
2.4.1. состав аппаратуры и технических средств и планируемое содержание работ по их изготовлению.
В составе технико-экономического обоснования программного мероприятия при необходимости должна быть приведена:
оценка ожидаемой трудоемкости изготовления опытного изделия, оценка затрат на подготовку производства, подготавливаемая ФГУП "Техномаш";
оценка капитальных затрат для создания необходимых производственных мощностей;
распределение по годам общих затрат на выполнение мероприятия (в ценах текущих лет) с привязкой к этапам разработки;
для переходящих в новую программу работ дается сравнительная оценка запланированных ранее стоимостных показателей с показателями, предлагаемыми для включения в программу, с указанием при необходимости изменений в содержании работ и финансировании.
б) требования к содержанию пятого раздела "Выводы и рекомендации":
в разделе приводятся расчет и анализ влияния технико-экономических показателей разрабатываемого (модифицируемого) объекта космической техники на показатели (индикаторы) решаемой задачи (группы задач) программы, а также на уровень достижения целей программы;
краткие выводы по технико-экономическому рассмотрению с указанием степени выполнения поставленной задачи и уровню достижения заданных параметров. Приводятся интегральная оценка мероприятия (группы мероприятий), а также итоговая оценка социальной и экономической эффективности реализации мероприятия;
г) требования к приложению "Иллюстрационные материалы":
в приложении приводятся в табличной форме основные технико-экономические показатели разработанного объекта и аналога, данные изменения суммарных затрат по годам планируемого периода с разбивкой по бюджетному и внебюджетному финансированию мероприятия (группы мероприятий). Сетевые графики процесса реализации этапов проведения разработок, изготовления и эксплуатации космической техники.
Приложение 3
Требования
к формированию Раздела III "Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий"
Капитальные вложения на реализацию инвестиционных проектов представляются:
- по переходящим мероприятиям по форме N 1;
- по новым мероприятиям по форме N 2.
По переходящим мероприятиям исходные данные представляются на основании Паспортов инвестиционных проектов, утвержденных руководителем Федерального космического агентства.
По новым мероприятиям:
1. На этапе разработки концепции ФКП-2025 оценка потребных капитальных вложений на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение промышленных предприятий определяется на основании исходных данных (справка-обоснование по инвестиционному проекту), представляемых головными организациями РКП.
2. На этапе формирования проекта ФКП-2025 проводится технико-экономическая оценка обоснованности инвестиционных проектов организаций РКП.
Головные организации РКП разрабатывают и представляют Обоснования экономической целесообразности объёма и сроков осуществления капитальных вложений, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, в соответствии с приказом Роскосмоса от 17 июля 2012 N 151 "О порядке реализации федеральной адресной инвестиционной программы при проведении мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) предприятий, государственным заказчиком которых является Федеральное космическое агентство".
Капитальные вложения на период 2021-2025 годы представляются без расшифровки по годам.
Переходящие инвестиционные проекты, реализуемые в соответствии с
Федеральной космической программой на период 2006-2015 годы
Форма 1
Наименование инвестиционного проектов |
Мощность |
Срок выполнения |
Капитальные вложения, всего/бюджетные в ценах соответствующих лет, млн руб. |
||||||
Общая стоимость |
Подлежит освоению на начало 2013 г. |
в том числе по годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вновь начинаемые инвестиционные проекты, намечаемые к реализации в рамках
Федеральную космическую программу на период 2016-2025 годы
Форма 2
Наименование инвестиционного проекта |
Мощность |
Срок |
Капитальные вложения, всего/бюджетные |
||||||
Всего |
в том числе по годам |
||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021-2025 годы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Справка-обоснование
по инвестиционному проекту
_________________________________________________________________________
(наименование мероприятия)
на промплощадке _________________________________________________________
(наименование организации)
1. Цель реализации инвестиционного проекта с "привязкой" к соответствующей номенклатуре продукции (изделий, работ) по ФКПР-2025 (аналогично целям по п. 2.2 "Рекомендаций_", утверждённых приказом Роскосмоса от 17.07.2012 N 151).
2. Состав объектов (корпусов, сооружений), входящих в состав инвестиционного проекта (наименование и номера корпусов).
3. Мощность, создаваемая в рамках реализации инвестиционного проекта (реконструируемая площадь, максимальный годовой выпуск изделий и др.)
4. Ориентировочная стоимость реализации инвестиционного проекта с распределением по технологической структуре капитальных вложений и источникам их финансирования.
|
Капитальные вложения (включая НДС) с распределением по годам, млн руб., в ценах 20_ года |
|||
Всего |
20_ |
20_ |
20_ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Стоимость инвестиционного проекта, всего |
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
- строительно-монтажные работы; |
|
|
|
|
- приобретение оборудования (рабочих мест); |
|
|
|
|
2. Источники финансирования: |
|
|
|
|
- средства федерального бюджета; |
|
|
|
|
- собственные средства организации. |
|
|
|
|
5. Ожидаемые результаты (эффект) реализации инвестиционного проекта.
Приложение: справки-обоснования по отдельным объектам (корпусам, сооружениям), входящих в состав инвестиционного проекта:
(1) по объектам реконструкции и технического перевооружения;
(2) по объектам нового строительства.
Приложение (1)
к справке-обоснованию
по инвестиционному проекту
Справка-обоснование
по ______________________________________________, входящему в состав
(наименование объекта (корпуса, сооружения))
инвестиционного проекта реконструкция и техническое перевооружение
_________________________________________________________________________
(наименование мероприятия)
2.1. Краткая характеристика объекта реконструкции:
2.1. Год постройки и последней реконструкции (с краткой характеристикой).
2.2. Общая площадь объекта () и его строительный объём (
),
в том числе:
2.2.1. производственная часть;
2.2.2. административно-бытовая часть.
2.3. Полная учётная (восстановительная) и остаточная стоимости объекта (млн. руб.) с указанием даты последней переоценки.
2.3. Основные мероприятия по необходимой реконструкции объекта (обновление строительно-конструктивных элементов, замена инженерного и энергетического оборудования для обеспечения производственной, противопожарной и экологической работы оборудования и персонала).
2.2. Краткая характеристика подразделений (цехов, служб), размещённых на площадях к производственной части объекта, по состоянию на _________ (указать дату) и планируемые мероприятия по техническому перевооружению.
NN |
Наименование |
Технологическое назначение |
Площадь (производственная часть), |
Количество производственно-технологического оборудования (рабочих мест) |
||||
Всего |
в т.ч. по возрастным группам |
|||||||
до |
св. |
до |
до |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
2.3. Ориентировочная стоимость реконструкции и технического перевооружения в ценах 20_ года:
Всего - __________ млн руб., в том числе:
- строительно-монтажные работы - __________ млн руб.,
- приобретение оборудования - __________ млн руб.,
- прочие затраты - __________ млн руб.
2.4. Годы реконструкции и технического перевооружения.
Приложение (2)
к справке-обоснованию
по инвестиционному проекту
Справка-обоснование
по целесообразному строительству нового
________________________,
(наименование объекта)
входящему в состав инвестиционного проекта
_____________________________________________________________________
(наименование мероприятия)
1. Обоснование невозможности или экономической нецелесообразности размещения соответствующего производства (работ) на площадях существующих объектов организации по каким-либо конкретным производственно-технологическим причинам:
- рост габаритно-массовых характеристик новых специзделий по сравнению с выпускаемыми на существующих площадях (привести сравнительные данные);
- особые условия отработки и производства новых изделий спецтехники, которые не могут быть созданы на существующих площадях (указать, какие именно).
2. Краткая характеристика объекта нового строительства:
2.1. Указывается месторасположение объекта (свободная от застройки существующая территория организации, на месте сносимых существующих объектов (указать каких именно и привести их краткую характеристику: площадь застройки, общая площадь, год ввода в эксплуатацию, оценить состояние конструктивно-строительных элементов), на новой площадке (указать, какой именно).
2.2. Указывается общая площадь объекта () и его строительный объём (
) с распределением на производственную и административно-бытовую части, этажность, ширина, длина и высота пролётов производственной части.
2.3. Состав подразделений (цехов, служб), размещаемых на площадях производственной части объекта.
3. Ориентировочная стоимость реконструкции и технического перевооружения в ценах 20_ года:
Всего - __________ млн руб., в том числе:
- строительно-монтажные работы - __________ млн руб.,
- приобретение оборудования - __________ млн руб.,
- прочие затраты - __________ млн руб.
4. Годы строительства.
3. Справка с требованиями для представления предложений в проекты Концепции ФКП-2025 и ФКП-2025
Предложения, оформленные в соответствии с указанными Методическими рекомендациями, необходимо направить до 15 марта 2013 г. в полном объеме в адреса Роскосмоса, ФГУП ЦНИИмаш и ФГУП "Организация "Агат".
Кроме того, предложения представляются в головные организации ракетно-космической промышленности по направлениям:
ФГУП "НПО "Техномаш" - в части предложений по развитию технологий РКП;
ГНЦ ФГУП "Центр Келдыша" - в части развития ракетных двигателей и энергодвигательных установок;
ФГУП ЦНИИмаш и ФКП "НИЦ РКП" - в части развития экспериментальной базы;
ОАО "Композит" - в части создания и использования материалов при изготовлении РКТ;
ОАО "РКС" - в части бортовой аппаратуры КА и НАКУ;
ОАО "РКК "Энергия" - в части развития РС МКС;
ОАО "НПО ИТ" - в части телеметрии средств выведения.
Контактные лица в Федеральном космическом агентстве:
Сигов Андрей Геннадьевич - 8 (495) 631-9070;
Довгалюк Евгений Игоревич - 8 (495) 631-9271.
Контактное лицо в ФГУП ЦНИИмаш:
Тригубов Сергей Гаврилович - 8 (495) 513-4040.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке предложений в проекты Концепции Федеральной космической программы России и Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был