Письмо Минфина РФ от 22 ноября 2012 г. N 02-01-06/4863
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу регламентации бюджетным законодательством процедуры принятия местного бюджета, направленное письмом Совета депутатов муниципального образования.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 329, Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем по поставленному в обращении вопросу сообщаем следующее.
В обращении сообщается о возможности неоднозначной трактовки используемого в бюджетном законодательстве термина "решение" (о бюджете) и предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части замены указанного термина термином "муниципальный нормативный правовой акт".
Статьей 11 Бюджетного кодекса, определяющей правовую форму бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установлено, что местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальный правовой акт является решением, принятым непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решением, принятым органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленными, обязательными для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающими либо изменяющими общеобязательные правила или имеющими индивидуальный характер.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов в числе прочего входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Таким образом, нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования является документально оформленным обязательным для исполнения на территории муниципального образования решением представительного органа муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
В отношении нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования, частью 13 статьи 35 и пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ установлено требование об их подписании и обнародовании главой муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В то же время в соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ решения представительного органа муниципального образования подписывает председатель представительного органа муниципального образования.
Из указанных положений следует, что председатель представительного органа муниципального образования подписывает все решения представительного органа муниципального образования (как нормативные, так и иные (ненормативные) правовые акты), а глава муниципального образования - только нормативные правовые акты.
Таким образом, решения представительного органа муниципального образования, содержащие нормы права, для приобретения ими юридической силы должны быть подписаны как председателем представительного органа муниципального образования, так и главой муниципального образования.
Учитывая, что решение о бюджете в силу своего содержания имеет нормативный характер (содержит нормы права), требование о подписании главой муниципального образования решения о бюджете муниципального образования и муниципальных правовых актов представительного органа муниципального о внесении изменений в него является обоснованным.
В случае если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования, подписываются им единолично.
Учитывая изложенное, внесение предлагаемых изменений в Бюджетный кодекс не требуется.
Заместитель |
С.В. Тюнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.