Письмо Минфина РФ от 21 ноября 2012 г. N 02-04-11/4849
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу администрирования доходов федерального бюджета, источником формирования которых являются суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение водного законодательства Российской Федерации, установленного на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, налагаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления ими регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-Ф3 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ), положениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", администрирование доходов федерального бюджета осуществляется:
территориальными органами федеральных органов государственной власти (государственных органов), подведомственными федеральным органам государственной власти (государственным органам) - главным администраторам доходов федерального бюджета, утвержденным Федеральным законом N 371-ФЗ (далее - главные администраторы доходов федерального бюджета);
казенными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти (государственных органов) - главных администраторов доходов федерального бюджета;
федеральными органами государственной власти (государственными органами) - главными администраторами доходов федерального бюджета (в случае необходимости);
Центральным банком Российской Федерации (подразделениями Центрального банка Российской Федерации);
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации (в случае закрепления за ними правовым актом главного администратора доходов федерального бюджета соответствующих источников доходов федерального бюджета). В указанном случае, согласно положениям главы 2 раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания), администрирование доходов федерального бюджета осуществляется по соответствующим кодам классификации доходов федерального бюджета с применением кода главного администратора доходов федерального бюджета - федерального органа государственной власти, уполномоченного на передачу полномочий Российской Федерации.
В связи с изложенным, администрирование доходов федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации возможно исключительно в случае передачи указанным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации и закрепления за ними правовым актом главного администратора доходов федерального бюджета соответствующих источников доходов федерального бюджета.
В силу статей 2, 4 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водные отношения в Российской Федерации регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 25 Водного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.
В соответствии с положениями пункта 7 части 5 статьи 36 Водного кодекса должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, в том числе находящихся в федеральной собственности, составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением установленных требований, и рассматривают дела об указанных административных правонарушениях.
В соответствии с положениями части 2 статьи 36 Водного кодекса государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 801 "Об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (далее - Постановление N 801) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Постановления N 801 государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется Федеральной службой в сфере природопользования и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, осуществляющими региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 (далее - Постановление N 640).
При этом форма собственности на водные объекты в соответствии с положениями Постановления N 640 и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 N 288, утверждающего Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, не является критерием разграничения видов государственного контроля и надзора (федерального и регионального), осуществляемого в отношении водных объектов.
В силу статьи 23.23.1 КоАП должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях КоАП, указанных в части 1 статьи 23.23.1 КоАП.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 46 Кодекса денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства Российской Федерации, установленного на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе налагаемые в рамках осуществления регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Приложением 1 к Указаниям для учета в доходах федерального бюджета сумм указанных денежных взысканий (штрафов) утвержден код классификации доходов бюджетов (далее - код КДБ) "1 16 25081 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства на водных объектах, находящихся в федеральной собственности", входящий в код КДБ агрегации "1 16 25000 00 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства"
Приложением 4 к Федеральному закону N 371-ФЗ источники доходов федерального бюджета, учитываемые по кодам КДБ, входящим в код КДБ "1 16 25000 00 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства" закреплены, в том числе за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (код главы 048).
При этом необходимо отметить следующее.
Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 116795-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), положения которого предусматривают зачисление сумм денежных взысканий (штрафов), налагаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение водного законодательства Российской Федерации, установленного на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, - в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
В связи с изложенным, до вступления в силу указанных положений Законопроекта, в целях зачисления в федеральный бюджет сумм денежных взысканий (штрафов), налагаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за нарушение водного законодательства, установленного на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, указанные поступления подлежат зачислению в федеральный бюджет с указанием в 1 - 3 разрядах кода КДБ "1 16 25081 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства на водных объектах, находящихся в федеральной собственности" кода главы "048" - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, по реквизитам, предоставленным соответствующим администратором доходов федерального бюджета.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 21 ноября 2012 г. N 02-04-11/4849
Текст письма официально опубликован не был