Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Киселевой О.В.,
при участии представителей Федеральной службы по финансовому мониторингу Богдановой Л.А., Гребенщикова Ю.Я., Калугина А.В., Наумова А.А., ООО "Научно-производственное объединение "Новация" Шипкова А.Г., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Научно-производственное объединение "Новация" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению информационно-технологической инфраструктуры в 2013 году (номер извещения 0173100011213000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требования к трудовым ресурсам и квалификации участника размещения заказа, требования о наличии у участника размещения заказа технологического оборудования.
2. Заказчик неправомерно включил в документацию об Аукционе требования к резервной ИТ инфраструктуре, ограничивающей количество участников размещения заказа.
3. Заказчик включил в документацию об Аукционе противоречивые сведения, не позволяющие определить места оказания услуг.
4. Заказчик не ответил надлежащим образом на запрос участника размещения заказа, что не позволило Заявителю оценить объем необходимых к исполнению услуг.
5. Заказчиком в один предмет торгов объединено обслуживание нескольких видов специализированного оборудования, обслуживание, приобретение обновлений специфического программного обеспечения, оказание услуг по созданию резервной инфраструктуры, что ограничивает количество участников размещения заказа.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 16.01.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 54 780 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона 11.02.2013.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В техническом задании документации об Аукционе установлен ряд следующих требований о наличии у участника размещения заказа ресурсов, необходимых для оказания услуг:
1) "к работе с ПО допускаются специалисты, ознакомленные с инструкциями на оборудование и методиками, принципами, правилами производителя оборудования (подтверждается сертификатами производителя или авторизационного центра)";
2) в техническом задании документации об Аукционе по каждому виду подсистем установлен перечень запасного оборудования, которое исполнитель должен хранить на складе Заказчика для замены неисправного оборудования в течение 10 минут.
Представители Заказчика пояснили, что описанные выше потребности Заказчика предусматриваются не требованиями к участникам размещения заказа, а требованиями к самим услугам, которые устанавливаются в документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит ограничений в части привлечения исполнителем третьих лиц для исполнения государственного контракта. Также, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что перечень комплектующих для оборудования, установленный в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе для хранения на складе Заказчика, является минимальным набором запасных частей, необходимых для проведения оперативного (в течение 10 минут) восстановления работоспособности, указанных в техническом задании документации об Аукционе, критических для функционирования Заказчика элементов подсистем в случае выхода из строя компонентов этих подсистем.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требования к трудовым ресурсам и квалификации участника размещения заказа, требования о наличии у участника размещения заказа технологического оборудования, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать, в том числе, требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 3.1.4 "Резервирование" технического задания документации об Аукционе установлены требования к резервной ИТ инфраструктуре, в том числе, расстояние от объектов Заказчика до центра обработки данных резервной ИТ инфраструктуры (далее - ЦОД РИТ) - не менее 1 км и не более 15 км.
Представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование не повлияло на результаты размещения заказа в связи с тем, что на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что требование, установленное Заказчиком в части определенного расположения помещения ЦОД РИТ, ограничивает количество участников размещения заказа. При этом документация об Аукционе не содержит требования об обязательном присутствии представителя Заказчика в помещении ЦОД РИТ, также, Заказчиком не представлено доказательств, обуславливающих обязательное расположение указанного помещения в границах, установленных документацией об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе требование о расположении помещения ЦОД РИТ не менее 1 км и не более 15 км от объектов Заказчика, не соответствуют части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, место оказания услуг.
Пунктом 2 технического задания документации об Аукционе установлено место оказания услуг: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 39, стр. 1; г. Москва, ул. Мясницкая, дом 45, стр. 1; г. Москва, ул. Старомонетный пер., д. 31, стр. 1.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.1.2 технического задания документации об Аукционе установлено, что "исполнитель обеспечивает работу системы видеоконференцсвязи, в том числе и в части обеспечения качественной работы сеансов видеоконференцсвязи с узлами территориально распределенной сети (далее - ТРС) в зоне ответственности Федеральной службы по финансовому мониторингу. Узлы территориально-распределенной сети: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 2/1, стр. 1; г. Санкт-Петербург, наб. Робеспьера, дом 10, лит. А; г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, дом 154; г. Екатеринбург, ул. Восточная, дом 52; г. Нижний Новгород, пл. Горького, дом 6; г. Новосибирск, Красный проспект, дом 67; г. Хабаровск, ул. Ленина, дом 37".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в подпункте 8 пункта 3.1.2 технического задания документации об Аукционе перечислены местонахождения узлов территориально-распределенной сети, с которыми исполнитель должен обеспечить работу сеансов видеоконференцсвязи, а не места оказания услуг. Наличия в указанных в подпункте 8 пункта 3.1.2 технического задания документации об Аукционе местах представителей исполнителя контракта, оборудования исполнителя контракта не требуется.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик включил в документацию об Аукционе противоречивые сведения, не позволяющие определить места оказания услуг, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении Аукциона указывается, в том числе, предмет контракта с указанием объема оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчику поступил запрос о разъяснении положений документации об Аукционе следующего содержания: "Просим сообщить точную спецификацию, состав, серийные номера оборудования и лицензий ПО, входящих в указанную в требованиях Подсистему управления печатью и мониторинга по каждому наименованию, а именно:
1. Центральный Сервер АСУПИМ
2. Сервер АСУПИМ ЦА
3. Модуль контроля печати Citrix
4. "Ядро" автоматического категорирования и маркирования распечатываемых документов.
5. Сервер АСУПИМ ТРС".
27.01.2012 Заказчиком было размещено разъяснение положений документации об Аукционе следующего содержания: "состав Подсистемы приведен в Документации об аукционе. Более подробная информация о подсистеме является сведениями ограниченного распространения, в соответствии с пп. 16, 17 приказа Росфинмониторинга от 05.03.2009 N 45 "Об утверждении перечня сведений ограниченного распространения в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу" и предоставляется Исполнителю только после заключения Государственного контракта, включающего разделы об обеспечении конфиденциальности полученной информации".
Согласно пунктам 16, 17 приказа Росфинмониторинга от 05.03.2009 N 45 "Об утверждении перечня сведений ограниченного распространения в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу" к сведениям ограниченного распространения в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу относятся сведения, раскрывающие методы защиты информации от утечек по техническим каналам, разрушения, искажения и нарушения целостности в процессе ее приема, передачи, обработки и хранения в единой информационной системе (далее - ЕИС) Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Служба); сведения, детально раскрывающие функциональные и технические данные инфраструктуры ЕИС Службы или ее частей (подсистем/компонентов).
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заявитель не направлял на адрес электронной площадки запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Кроме того, пунктом 3.1.2 технического задания документации об Аукционе установлен перечень услуг по сервисной поддержке Автоматизированной системы управления печатью и мониторинга (далее - АСУПИМ), также услуг предоставляемых для обеспечения бесперебойной работы АСУПИМ, которые необходимо оказать в ходе исполнения контракта. Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств того, что в документации об Аукционе не установлен объем оказываемых услуг.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик не ответил надлежащим образом на запрос участника размещения заказа, что не позволило Заявителю оценить объем необходимых к исполнению услуг, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе исполнителю контракта необходимо обеспечивать функционирование подсистем, составляющих комплекс ИТ инфраструктуры Заказчика, обслуживать и приобретать обновление программного обеспечения, запасное оборудование, предоставить Заказчику помещение ЦОД РИТ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что предметом торгов является сопровождение всей ИТ инфраструктуры Заказчика, в том числе, обеспечение коэффициента доступности ИТ инфраструктуры, которая представляет собой технологически и функционально взаимосвязанный комплекс, который должен сопровождаться в соответствии с правилами производителей оборудования, программного обеспечения и требованиями Заказчика. Таким образом, для обеспечения работоспособности ИТ инфраструктуры необходимо комплексное обслуживание, обновление входящего в ее состав оборудования и программного обеспечения, а также ее резервирование.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что включение в один предмет торгов обеспечения функционирования подсистем, составляющих комплекс ИТ инфраструктуры Заказчика, обслуживание и приобретение обновлений программного обеспечения, запасного оборудования, предоставление Заказчику помещения ЦОД РИТ ограничивает количество участников размещения заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в один предмет торгов объединено обслуживание нескольких видов специализированного оборудования, обслуживание и приобретение обновлений специфического программного обеспечения, оказание услуг по созданию резервной инфраструктуры, что ограничивает количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
При этом Комиссия усматривает, что документация об Аукционе содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части включения в один предмет торгов оказания услуг, которые технологически и функционально не связаны между собой.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Научно-производственное объединение "Новация" обоснованной в части неправомерного включения в документацию об Аукционе требования к месту расположения резервной ИТ инфраструктуры, ограничивающего количество участников размещения заказа.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на основании решения по делу от 11.02.2013 N К-186/13 не выдавать.
4. Передать материалы дела от 11.02.2013 N К-186/13 в соответствующее структурное подразделение ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела от 11.02.2013 N К-186/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Н.В. Маркова |
Члены Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
П.П. Игнатущенко |
|
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 февраля 2013 г. N К-186/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 14 февраля 2013 г. N Г3/00428)
Текст решения официально опубликован не был