Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
членов комиссии:
ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Почекутова К.В.,
главного государственного инспектора отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Федирко А.И.,
при участии представителей Центрального информационно-технического таможенного управления Федюкина О.И., Леонтьевой Д.В., Кондрашина С.С., ЗАО "Сбербанк-АСТ" Асламазовой Я.А., ООО "ДорСтрой" Гетоевой И.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ДорСтрой" (далее - Заявитель) на действия ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Центрального информационно-технического таможенного управления (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на "Выполнение работ, оказание услуг по комплексному облуживанию средств вычислительной техники, периферийного и офисного оборудования и выполнение работ по сопровождению и администрированию Доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС таможенных органов и компонентов, входящих в состав Доменной структуры" (номер извещения 0173100015212000082) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки, Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Оператора электронной площадки, Заказчика.
1. Оператор электронной площадки не направил в личный кабинет Заявителя уведомление о даче Заказчиком разъяснений положений документации об Аукционе по запросу Заявителя.
2. Требование Заказчика о наличии лицензий Федеральной службы безопасности на осуществление технического обслуживания шифровальных (крипографических) средств и Федеральной службы по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК России) на право оказывать услуги по технической защите конфиденциальной информации) у исполнителя контракта в документации об Аукционе является избыточным.
3. На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе.
4. Положения документации об Аукционе противоречат Закону о размещении заказов.
Представители Заказчика, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе: извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 29.12.2012; начальная (максимальная) цена контракта - 50000000 рублей; дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 01.03.2013; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе 07.03.2013; дата проведения Аукциона 11.03.2013.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган. При этом в соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
Заявителем 01.02.2013 направлен Оператору электронной площадки запрос о разъяснении положений документации об Аукционе. Оператор электронной площадки в срок, предусмотренный Законом о размещении заказов, направил указанный запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчику. Заказчик в соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разместил разъяснение положений документации об Аукционе на Официальном сайте. При этом Законом о размещении заказов не предусмотрено направление в личный кабинет Заявителя Оператором электронной площадки уведомления о даче Заказчиком разъяснений положений документации об Аукционе по запросу Заявителя.
Таким образом, Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пунктом 9.1 части 9 "Требования к исполнителю" документации об Аукционе "Исполнитель обязан в течение исполнения Контракта иметь и по первому требованию предоставить копии следующих действующих документов:
- лицензию Федеральной службы по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК России) на право оказывать услуги по технической защите конфиденциальной информации;
- иметь лицензию Федеральной службы безопасности на осуществление технического обслуживания шифровальных (крипографических) средств" и необходимости предоставления таких лицензий в составе заявки на участие в Аукционе".
Частью 4 "Состав и объем работ" документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "в рамках выполнения работ, оказания услуг по комплексному обслуживанию средств вычислительной техники, периферийного и офисного оборудования Заказчика и выполнение работ по сопровождению и администрированию ДС ЕСК ЕАИС ТО, предполагается следующий состав работ: пункт 4.5. Сопровождение и администрирование Доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС таможенных органов и компонентов, входящих в состав Доменной структуры; пункт 4.5.11. Управления средствами защиты от НСД: Управление средствами защиты от НСД состоит из: инициализации идентификаторов; настройки идентификаторов; Сброса параметров идентификаторов".
Приложением N 5 к техническому заданию документации об Аукционе в пункте 1.8 Заказчиком установлено: "Средствами защиты от несанкционированного доступа (НСД) являются идентификаторы Touch Memory - "Аккорд", "Соболь".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что работы по оказанию услуг по комплексному обслуживанию средств вычислительной техники, периферийного и офисного оборудования Заказчика и выполнение работ по сопровождению и администрированию ДС ЕСК ЕАИС ТО, представляют собой систему защиты информации для генерации ключей шифрования и ЭЦП посредством идентификации и аутентификации администратора криптографического шлюза, формирования ключей шифрования и контроля целостности ПО, и направленную на обеспечение хранения сертификатов пользователя на электронных идентификаторах в качестве средства формирования ключей ЭЦП. В процессе выполнения работ могут возникнуть условия, при которых Исполнитель будет обязан работать со средствами криптографической защиты информации.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств и деятельность по технической защите конфиденциальной информации относятся к лицензируемым видам деятельности. Следовательно, для осуществления обслуживания шифровальных средств Заказчика, Исполнитель должен иметь Лицензию Федеральной службы безопасности на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и лицензию Федеральной службы по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК России) на право оказывать услуги по технической защите конфиденциальной информации.
Согласно положению "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333, деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, подлежит лицензированию Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Кроме этого представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о наличии лицензий установлено к исполнителю контракта для осуществления обслуживания шифровальных средств Заказчика, являясь при этом условием исполнения государственного контракта, однако не представляют собой требований к участникам размещения заказа о наличии у участников размещения заказа вышеуказанных лицензий, что также подтверждается разъяснением положений документации об Аукционе размещенным Заказчиком 04.02.2013 на Официальном сайте.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования о наличии лицензий Федеральной службы безопасности на осуществление технического обслуживания шифровальных (крипографических) средств и Федеральной службы по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК России) на право оказывать услуги по технической защите конфиденциальной информации) (далее - Лицензии) у исполнителя контракта, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
3. Согласно части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Заказчиком 04.02.2013 на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, в части требований к исполнителю контракта о наличии Лицензий.
На заседании Комиссии установлено, что данное Заказчиком разъяснение положений документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о размещение заказов и не изменяет суть пункта 1 части 9 "Требования к исполнителю" документации об Аукционе, в части установления требования о наличии Лицензий к исполнителю контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, подтверждающие, что данное Заказчиком разъяснение положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что данные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, требования установленные Заказчиком о представлении участниками размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе согласно части 9 документации об Аукционе сведений, предусмотренных в приложениях N 4, 6, 8 документации об Аукционе противоречат требованиям Закона о размещении заказов.
31.01.2013 Заказчик разместил на Официальном сайте извещение о внесении изменений в документацию об Аукционе. Согласно указанному извещению утверждена новая редакция приложения N 6 и N 4 к техническим требованиям "Состав оборудования, для которого требуется предоставление сервисных контрактов от производителя оборудования" документации об Аукционе.
Пунктами 9.2, 9.3, 9.4 части 9 "Требования к Исполнителю" документации об Аукционе Заказчиком установлено:
"Участник размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе должен представить товарный знак (при его наличии) и оригинальный товарный код предлагаемого для использования товара запасных частей к оборудованию (приложение N 4) как конкретный показатель, позволяющий однозначно идентифицировать предлагаемый для использования товар (запасные части к оборудованию) и установить соответствие показателей его качественных и технических характеристик значениям, указанным в настоящих технических требованиях.
Участник размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе должен представить спецификацию, т.е. товарный знак (при его наличии) и оригинальный товарный код, для предлагаемого к использованию товара в оперативном фонде подменного оборудования (приложение N 6), как конкретный показатель, позволяющий однозначно идентифицировать предлагаемый для использования товар (оборудование в оперативном подменном фонде) и установить соответствие показателей его качественных и технических характеристик значениям, указанным в настоящих технических требованиях.
Участник размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе должен представить спецификацию, т.е. товарный знак (при его наличии) и оригинальный товарный код, для предлагаемого к использованию товара или услуг на предоставление сервисных контрактов от производителя оборудования (приложение N 8), как конкретный показатель, позволяющий однозначно идентифицировать предлагаемый для использования товар (услугу) и установить соответствие показателей их качественных и технических характеристик значениям, указанным в настоящих технических требованиях".
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В свою очередь, Заказчик при размещении заказов на поставку товаров или на выполнение работ, оказание услуг для выполнения, оказания которых используется товар, устанавливает требования к товарам, подлежащим поставке в соответствии с требованиями части 2 статьи 34, части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Перечень к составу и содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, установленный Законом о размещении заказов является исчерпывающим и не может изменяться Заказчиком.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом Аукциона является - "Выполнение работ, оказание услуг по комплексному облуживанию средств вычислительной техники, периферийного и офисного оборудования и выполнение работ по сопровождению и администрированию Доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС таможенных органов и компонентов, входящих в состав Доменной структуры".
Таким образом, требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе товарного знака, уже имеющегося у Заказчика оборудования, а также сведений о сервисных контрактах с производителями (Артикул (парт-номер) или модель предлагаемого оборудования) нарушает пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ДорСтрой" обоснованной в части установления в документации об Аукционе требований к составу первой части заявки на участие в Аукционе, не предусмотренных Законом о размещении заказов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 13.02.2012 N К-200/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Д.М. Баширова |
Члены Комиссии: |
Е.В. Никитина |
|
К.В. Почекутов |
|
А.И. Федирко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2013 г. N К-200/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2013 г. N Г3/00440)
Текст решения официально опубликован не был