Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Почекутова К.В.,
при участии представителей ООО "РСУ-3" Смирновой Е.Н., Песня Ю.Л., ГБУ "Гормост" Труновой И.А., Анохиной Е.С., Холиной Г.А., представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Сидорова А.Е., представители ЗАО "Сбербанк - ACT" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу 000 "РСУ-3" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Гормост" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - ACT" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту транспортного тоннеля Октябрьский (номер извещения 0173200001412001687) (далее - Аукцион) и проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Пункт 28 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержит указание на производителя товара без сопровождения словами "или эквивалент": доски хвойных пород, обрезные производителя ДК "Западно-Сибирский".
2. В документации об Аукционе не установлены сведения о товарах (материалах), применяемых при выполнении работ, конкретные показатели которых необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены значения показателей, используемых при выполнении работ товаров "Смеси", "Щебень из естественного камня (щебень для приготовления асфальтобетонных смесей), "Смеси асфальтобетонные дорожные", "Битумы для приготовления асфальтобетонной смеси", которые не имеют однозначного толкования. Кроме того, указанные значения показателей не соответствуют требованиям ГОСТов и, следовательно, участникам размещения заказа не представляется возможным сформировать заявки на участие в Аукционе.
4. В пунктах 1 и 2 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе указаны товары "Щебень из естественного камня щебень для приготовления асфальтобетонных смесей, тип А, тип Б, ШМА-15, бетонных смесей из естественного камня интрузивных пород и осадочных пород" и "Песок для приготовления асфальтобетонной смеси тип Д и Г для каждой используемой марки", которые уже включены в состав товара "Смеси асфальтобетонные дорожный тип Д и Г". Таким образом, по мнению Заявителя, вышеуказанные товары не должны выделяться в отдельный вид товара, так как они входят в состав асфальтобетонной смеси.
5. Пункт 5 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержит сведения о марках битума БНД 60/90-200/300. Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 22245-90, с учетом дорожно-климатической зоны расположения объекта производства работ (Московский регион), возможно применение только битума марки БНД 90/130.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 08.02.2013 (в ред. N 14);
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 124 857 630 рублей;
3) Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.02.2013 11:00;
4) Дата проведения Аукциона - 11.03.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которые размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 28 приложения N 1 к Техническому заданию "Рекомендованная Форма 2" "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе (далее - Форма 2) содержится указание на товарный знак товара "Доски хвойных пород, обрезные" производителя ДК "Западно-Сибирский".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Форма 2 содержит примечания, согласно пункту 7 которых: "Если в вышеприведенных сведениях, Техническом задании, проектно-сметной документации, документации об аукционе, встречаются указания на торговые марки (товарные знаки) и наименования производителей, считать их сопровождающимися словами "или эквивалент".
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном указании Заказчиком в документации об Аукционе наименования производителя товара без сопровождения словами "или эквивалент" не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам Заявителя в документации об Аукционе не установлен перечень товаров, применяемых при выполнении работ, конкретные показатели которых необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что по всем пунктам материалов в графе "Наименование товара" Формы 2 Заказчиком указано, что "Конкретные показатели, характеристики товара (материала) представляются в отношении каждого вида из применяемых материалов. Требуется указать показатели и характеристики каждого вида материалов, применяемых для производства работ в соответствии с требованиями проектной документации раздел 9, сметной, нормативной и технической документации".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил объяснения, согласно которым перечень товаров, применяемых при выполнении работ, конкретные показатели которых участникам размещения заказа следует указать в составе первой части заявки на участие в аукционе установлен в Приложении N 1 к Техническому заданию - Форме 2, ссылка на которую содержится в пункте 8.20 информационной карты "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе в электронной форме".
Таким образом, довод Заявителя о неустановлении в документации об Аукционе сведений о товарах (материалах), применяемых при выполнении работ, конкретные показатели которых необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 6 Формы 2 содержит указание на товар "Смеси", требуемое значение параметра по степени готовности которого - бетонные смеси готовые к употреблению (БСГ) или бетонные смеси сухие (БСС). Одновременно с этим следующий подпункт пункта 6 Формы 2 содержит требуемое значение параметра степени готовности только (БСГ).
Согласно представленным на заседании Комиссии возражениям Заказчика в пункте 6 Формы 2 Заказчиком для удобства участников размещения заказа указаны оба типа смесей. Вместе с тем, при проведении работ в рамках исполнения контракта применяется только смесь БСГ.
В пункте 1 Формы 2 содержится указание на товар "Щебень из естественного камня (Щебень для приготовления асфальтобетонных смесей, тип А, тип Б, ШМА-15, бетонных смесей из естественного камня интрузивных пород и осадочных пород) с требуемым значением параметра "группа щебня" - "1-3", параметра "содержание зерен слабых пород" - "5-10".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с ГОСТом 8267-93 содержание зерен по массе по 1-ой группе - до 10 включительно, по 2-ой - свыше 10 до 15 и по 3-ей группе - свыше 15 до 25. Таким образом, содержание зерен по 3-ей группе не соответствует показателю "содержание зерен слабых пород", установленному в Форме 2.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установленные Заказчиком параметры содержания зерен не ограничивают участников размещения заказа в части выбора группы щебня и установленным показателям соответствуют две группы щебня - 1-ая и 2-ая.
В пункте 4 Формы 2 содержится указание на товар "Смеси асфальтобетонные дорожные" с требуемым значением по параметру "тип смеси" - "тип должен быть Д и Г на песках из отсевов дробления" и параметру "марка" - I и II и III в соответствии со сметным расчетом и проектными решениями для каждого типа асфальтобетонной смеси".
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заявителя в соответствии с п. 4.6 ГОСТа 9198-2009 смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки. При этом согласно Таблице 1 ГОСТа 9198-2009 смесь типа "Д" не подразделяют на марку "I", что противоречит вышеуказанным положениям пункта 4 Формы 2.
Согласно письменным возражениям Заказчика, Заказчиком установлена необходимость поставки смесей песчаных "тип Д и Г, марка I и II и III в соответствии со сметным расчетом и проектными решениями для каждого типа асфальтобетонной смеси". Вместе с тем, в соответствии с проектом используются смеси типа Д марок II и III.
В пункте 5 Формы 2 содержится указание на товар "Битумы для приготовления асфальтобетонной смеси" с требуемым значением по параметру "марка применяемого битума" - "БНД 60/90-200/300".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что участнику размещения заказа необходимо выбрать марку битума из установленного Заказчиком диапазона - от БНД 60/90 до БНД 200/300 с используемыми значениями показателей: температура вспышки - не ниже 230, глубина проникновения иглы 0.1 мм не менее при 25°С - не менее (60-130), глубина проникновения иглы 0.1 мм при 0°С - не менее (20-28).
Вместе с тем, согласно ГОСТу 22245-90 для битума марки БНД 200/300 температура вспышки 220, глубина проникновения иглы 0.1 мм при 25°С - не менее "201-300", глубина проникновения иглы 0.1 мм при 0°С - не менее "45", что не соответствует значениям показателей, установленным в Форме 2.
Согласно письменным возражениям Заказчика битум марки БНД 200/300 более дорогой для использования, и если участник собирается его использовать, а показатели не соответствуют установленным в Форме 2 значениям, согласно пункту 4 примечаний Формы 2, в случае наличия расхождений в значениях характеристик товара, указанных в данной форме (сметной документации) и нормативной документации, приоритетными являются данные нормативной документации.
Следовательно, вышеуказанные показатели и значения показателей, установленные Заказчиком в Форме 2 документации об Аукционе и используемые Заказчиком для определения соответствия своим потребностям в своей совокупности противоречат вышеуказанным требованиям и положениям нормативно-технической документации и не позволяют заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе в соответствии с требованиями, установленными в документации об Аукционе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкция, в соответствии с которой участникам размещения заказа необходимо представить в заявке на участие в Аукционе сведения о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ. Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В пунктах 1 и 2 Формы 2 содержится указание на товары "Щебень из естественного камня щебень для приготовления асфальтобетонных смесей, тип А, тип Б, ЩМА-15, бетонных смесей из естественного камня интрузивных пород и осадочных пород" и "Песок для приготовления асфальтобетонной смеси тип Д и Г для каждой используемой марки".
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены объяснения, в соответствии с которыми показатели применяемого песка и щебня являются существенно важными для заказчика. При этом Заказчик установил требования к указанным товарам в соответствии с положениями пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам песка и щебня, не нашел своего подтверждения.
5. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТами 11955-82 и 22245-90 для дорожно-климатической зоны расположения объекта производства работ (Московский регион) могут применяться все требуемые типы битума, указанные в пункте 5 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе - БНД 60/90 до БНД 200/300.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства того, что с учетом дорожно-климатической зоны расположения объекта производства работ (Московский регион) возможно применение только битума марки БНД 90/130.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам битума, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РСУ-3" обоснованной в части действий Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцию, в соответствии с которой участникам размещения заказа необходимо представить в заявке на участие в Аукционе сведения о конкретных показателях товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы от 27.02.2013 по делу N К-251/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
Д.М. Баширова |
|
Е.В. Никитина |
|
К.В. Почекутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 февраля 2013 г. N К-251/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 4 марта 2013 г. N Г3/00542)
Текст решения официально опубликован не был