Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 марта 2013 г. N 03-03-06/1/7287
Вопрос: Организация является крупнейшим производителем оборудования в области промышленной автоматизации на рынке РФ и СНГ и, кроме того, выполняет НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика) по двум договорам подряда с крупными заказчиками. Общий срок выполнения работ по договорам: с декабря 2011 г. до июля 2013 г.
При этом также проводятся внутренние (без привлечения сторонних подрядчиков) НИОКР, входящие в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988, по которым возможен учет расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 в соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ.
В частности, по разделу VI "Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика" Перечня проводятся внутренние НИОКР по следующим направлениям:
- разработка технологии создания системы приемки, мониторинга, контроля, учета и регулирования в электроэнергетике;
- разработка технологий и средств управления функционированием и развитием систем централизованного теплоснабжения и электроэнергетических систем;
- разработка интеллектуальной энергетической системы на основе активно-адаптивной сети и ее элементов;
- разработка технологий интеллектуального учета электроэнергии.
Данные внутренние НИОКР направлены на разработку и внедрение новых видов продукции, их тематика никоим образом не связана с предметом действующих договоров на НИОКР с заказчиками.
С учетом ограничений, установленных п. 10 ст. 262 НК РФ, возможен ли в данном случае для нашей организации учет расходов на внутренние НИОКР с применением коэффициента 1,5 в 2012-2013 г.г.?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) для целей налогообложения прибыли организаций установлен статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 1 статьи 262 НК РФ предусмотрено, что в целях главы 25 НК РФ расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 262 НК РФ положения указанной статьи не распространяются на признание для целей налогообложения расходов налогоплательщиков, выполняющих НИОКР по договору в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).
Пунктом 1 статьи 332.1 НК РФ предусмотрено, что в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов.
В случае, если налогоплательщик одновременно выполняет несколько отдельных НИОКР, часть из которых выполняется для собственных нужд, а часть - в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), положения статьи 262 НК РФ не применяются только в отношении расходов на НИОКР, выполняемых в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).
В соответствии с пунктом 7 статьи 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
К фактическим затратам налогоплательщика на НИОКР относятся затраты, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 262 НК РФ.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации в отношении расходов на НИОКР, выполняемых для собственных нужд, налогоплательщик вправе использовать право, предусмотренное пунктом 7 статьи 262 НК РФ в части признания расходов на НИОКР, предусмотренных перечнем, установленным постановлением Правительством Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рассматриваемой ситуации в отношении расходов на НИОКР, выполняемых для собственных нужд, налогоплательщик вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Следует учитывать, что данные работы должны быть предусмотрены перечнем, установленным соответствующим постановлением Правительства РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 марта 2013 г. N 03-03-06/1/7287
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", апрель 2013 г. N 8