06.03.2011 в районе посадочной площадки "Кузнецово" (г. Красноярск) произошла авария единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета Р2002 "Sierra" RA-1332G, эксплуатируемого физическим лицом.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии ЕЭВС самолета Р2002 "Sierra" RA-1332G (далее - комиссия по расследованию аварии ЕЭВС самолета Р2002 "Sierra" RA-1332G) было установлено, что на самолете была произведена доработка по установке лыж на колеса шасси.
Руководством по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) ЕЭВС самолета Р2002 "Sierra" эксплуатация самолета в лыжном варианте не была предусмотрена. В нарушение требований пункта 19 Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения", утвержденных приказом Минтранса России от 17.04.2003 N 118, о проведении данной доработки орган, сертифицировавший самолет, извещён не был, самолет не был представлен для повторной оценки его соответствия требованиям к ЕЭВС.
Взлет производился с грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), покрытой слоем мокрого снега. По объяснению командира воздушного судна (далее - КВС), разбег самолета проходил без особенностей. На скорости 60 км/час был произведен подъем передней опоры шасси, отрыв самолета произошел на скорости 80 км/час.
По расчетам комиссии по расследованию, скорость 85 км/час была достигнута после 500 метров от места страгивания самолета для взлета, отрыв от земли произошел за пределами ВПП. При этом высота полета увеличилась не более чем на 1-2 метра, после чего произошло приземление на удалении 50-70 метров до проволочного ограждения аэродрома. Дальнейшее движение самолета по земле происходило на правой опоре шасси. На скорости 92 км/час самолет столкнулся с ограждением аэродрома, разрушился и загорелся. Пилот самолета получил серьезные телесные повреждения.
По заключению комиссии по расследованию аварии ЕЭВС самолета Р2002 "Sierra" RA-1332G:
"Авиационное происшествие с ЕЭВС Р2002 "Sierra" RA-1332G произошло, наиболее вероятно, из-за сваливания самолета непосредственно после его отрыва от земли, приведшего к приземлению самолета, сопровождавшемуся столкновением с наземными препятствиями, разрушением самолета и наземным пожаром.
Причиной сваливания самолета, вероятно, явилось чрезмерное увеличение угла атаки самолета, предпринятое КВС для его отрыва от земли в ситуации, угрожающей столкновением с наземными препятствиями, сложившейся вследствие непринятия КВС мер по своевременному прекращению взлета при неудовлетворительной динамике разбега самолета.
Неудовлетворительная динамика разбега самолета была обусловлена его выполнением с использованием лыж, непредусмотренных РЛЭ самолета и создающих, при околонулевых и положительных температурах наружного воздуха, повышенное сопротивление движению самолета по заснеженной ВПП, существенно увеличивающее длину его разбега.
Непринятие мер по своевременному прекращению взлета при неудовлетворительной динамике разбега самолета связано, наиболее вероятно, с недостаточным опытом КВС по выполнению взлетов с использованием лыж компании "Datum inc" (серии 1500) в условиях околонулевых и положительных температур наружного воздуха".
Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета Р2002 "Sierra" RA-1332G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011 /report_ra-1332g.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации в срок до 18.03.2013 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации и эксплуатантов - физических лиц, эксплуатирующих самолеты с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 10 тонн, и центров по сертификации ЕЭВС.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам - физическим лицам, эксплуатирующим самолеты с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 10 тонн:
2.1. изучить настоящий приказ и окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета Р2002 "Sierra" RA-1332G с летным составом и инженерно-техническим персоналом;
2.2. с летным составом ЕЭВС провести занятия по изучению ошибок в технике пилотирования и расчете взлетных дистанций, приводивших к авиационным происшествиям при выполнении взлета вследствие потери управляемости и сваливания (приказы Росавиации от 22.11.2010 N 492 "Об авиационных происшествиях с самолетами C-24R RA-1098G и "Авиатика-890СХ" RA-0831G", от 25.09.2012 N 626 "Об авиационных происшествиях с самолетами СП-30ВТ RA-0547G и СН-701 RA-0061G");
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 14 марта 2013 г. N 131 "Об авиационном происшествии с самолетом Р2002 "Sierra" RA-1332G"
Текст приказа официально опубликован не был