Приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 7 марта 2014 г. N 12/01-05 в настоящий Стандарт внесены изменения
Стандарт N 3.3
"Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета и экспертиза проекта закона об исполнении бюджета города Москвы"
(утв. приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы от 16 июля 2012 г. N 39/01-05)
(в редакции приказа от 7 марта 2014 г. N 12/01-05)
7 марта 2014 г.
Действует с 16 июля 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Стандарт 3.3 "Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета и экспертиза проекта закона об исполнении бюджета города Москвы" (далее - Стандарт 3.3) разработан в соответствии с:
- Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ);
- Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон о КСО);
- Законом города Москвы от 10.09.2008 N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" (далее - Закон о бюджетном устройстве);
- Законом города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (далее - Закон о КСП Москвы);
- Регламентом Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - Регламент).
При разработке Стандарта 3.3 учитывались положения международных стандартов государственного аудита ИНТОСАИ.
1.2. Стандарт 3.3 устанавливает основные подходы к организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета (далее - внешняя проверка) и экспертизы проекта закона об исполнении бюджета города Москвы (далее - законопроект) и обязателен к применению должностными лицами Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы).
1.3. Цель Стандарта 3.3 - обеспечить своевременное и качественное выполнение требований законодательства Российской Федерации и города Москвы о проведении КСП Москвы внешней проверки/экспертизы законопроекта.
1.4. Сфера применения Стандарта 3.3 - деятельность КСП Москвы, связанная с внешней проверкой/экспертизой законопроекта.
2. Основания внешней проверки и экспертизы законопроекта
Основания проведения внешней проверки - ст. 264.4, п. 1 ст. 268.1 БК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона о КСО, ст. 43 Закона о бюджетном устройстве, п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона о КСП Москвы.
Основания проведения экспертизы законопроекта - п. 2 ст. 157 БК РФ, п. 12 ч. 1. ст. 9 Федерального закона о КСО, п. 4 ст. 42 Закона о бюджетном устройстве, п. 6 ч. 1. ст. 17 Закона о КСП Москвы.
3. Цели внешней проверки и экспертизы законопроекта
3.1. Цели внешней проверки:
- определение полноты*(1) годового отчета об исполнении бюджета города Москвы (далее - годовой отчет) и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС), соответствия иным требованиям нормативных правовых актов по их составлению и представлению;
- определение достоверности*(2) показателей бюджетной отчетности ГАБС и годового отчета с учетом имеющихся ограничений*(3).
3.2. Цели экспертизы законопроекта:
- определение полноты показателей законопроекта и представленных одновременно с ним документов;
- определение достоверности показателей законопроекта с учетом имеющихся ограничений;
- оценка соблюдения требований законодательства в процессе исполнения бюджета города Москвы в отчетном финансовом году с учетом имеющихся ограничений.
4. Основные задачи внешней проверки и экспертизы законопроекта
4.1. Основные задачи внешней проверки:
а) проверка соответствия годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и представлению;
б) проверка соответствия плановых показателей, указанных в годовом отчете/бюджетной отчетности ГАБС, показателям закона города Москвы о бюджете города Москвы (далее - Закон о бюджете) с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета;
в) проверка соответствия показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС данным бюджетного учета (обязательно - в случае выхода в проверяемую организацию);
г) проверка соответствия данных бюджетного учета данным документов, являющихся основанием для осуществления операций (обязательно - в случае выхода в проверяемую организацию);
д) проверка полноты отчетности, представленной субъектами бюджетных правоотношений, отчетность которых является основой для формирования соответствующих показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС; соответствия отчетности указанных субъектов и соответствующих показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС;
е) проверка соответствия фактических показателей исполнения бюджета, указанных в годовом отчете/бюджетной отчетности ГАБС, данным финансового органа города Москвы об исполнении бюджета, в том числе отраженным в автоматизированных информационных системах финансового органа города Москвы;
ж) проверка внутренней согласованности годового отчета и иных форм бюджетной отчетности/соответствующих форм бюджетной отчетности ГАБС;
з) анализ соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС (в том числе в части проведения инвентаризации);
и) анализ системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГАБС, в том числе их результатов;
к) анализ степени автоматизации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности (в части наличия используемого программного продукта по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности);
л) формирование выводов о:
- наличии/отсутствии фактов неполноты годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС (по результатам проверки по подп. "а");
- наличии/отсутствии фактов недостоверности показателей бюджетной отчетности/годового отчета (по результатам проверки по подп. "б"-"г");
- наличии/отсутствии фактов, способных негативно повлиять на достоверность годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС (по результатам проверки по подп. "д"-"к").
4.2. Основные задачи экспертизы законопроекта:
а) оценка соответствия законопроекта и представляемых одновременно с ним документов и материалов требованиям нормативных правовых актов по составу и содержанию, представлению;
б) оценка соответствия показателей законопроекта данным, полученным в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
в) оценка исполнения бюджета города Москвы за отчетный финансовый год, анализ причин и последствий выявленных отклонений от показателей Закона о бюджете, нарушений и недостатков;
г) формирование выводов о:
- наличии/отсутствии фактов неполноты показателей законопроекта и представленных одновременно с ним документов (по результатам экспертизы по подп. "а");
- наличии/отсутствии фактов недостоверности показателей законопроекта (по результатам экспертизы по подп. "б"*(4));
- наличии/отсутствии фактов несоблюдения требований законодательства в процессе исполнения бюджета города Москвы в отчетном финансовом году;
- иных вопросах, изложенных в Плане-задании на проведение экспертизы законопроекта.
д) формирование предложений:
- о необходимости корректировки показателей законопроекта;
- по устранению причин выявленных нарушений и недостатков, в том числе при формировании и рассмотрении проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы;
- по направлениям оптимизации расходов бюджета и другим входящим в компетенцию КСП Москвы вопросам.
4.3. При организации внешней проверки/экспертизы законопроекта могут быть предусмотрены дополнительные задачи.
5. Порядок подготовки к проведению, проведения и оформления результатов внешней проверки и экспертизы законопроекта
5.1. Порядок подготовки к проведению, проведения и оформления результатов внешней проверки и экспертизы законопроекта, контроля за ее результатами устанавливается Регламентом, ежегодными распоряжениями о подготовке к проведению, проведении внешней проверки и экспертизы законопроекта, иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы с учетом положений настоящего Стандарта 3.3.
5.2. Внешняя проверка/экспертиза законопроекта проводится на выборочной основе с применением принципа существенности.
Принцип существенности предполагает оценку, основанную на самостоятельной выборке членом Коллегии КСП Москвы качественных и количественных показателей, характеризующих в условной степени курируемые отрасли, организации и показатели бюджета, с учетом существующих рисков, с определением направления проверок и сферы распределения ресурсов, с тем чтобы гарантировать учет конкретных обстоятельств функционирования курируемых отраслей и организаций.
При определении выборки приоритетный характер имеют показатели (направления, организации, отрасли и т.п.), являющиеся (явившиеся) предметом (объектом) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы.
При организации внешней проверки/экспертизы законопроекта Председателем КСП Москвы могут быть поставлены задачи по обеспечению сплошной проверки по отдельным вопросам (показателям, направлениям), а также установлены конкретные вопросы (показатели, направления), подлежащие внешней проверке/экспертизе.
5.3. При проведении внешней проверки принимаются во внимание положения п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23*(5).
С целью соблюдения требований вышеуказанного постановления требования по предоставлению первичной документации могут предъявляться только в рамках тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
5.4. С учетом ограничений, изложенных в п. 5.3, применяется правило - внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проводится с выходом в проверяемую (обследуемую) организацию по не менее чем одному закрепленному за членом Коллегии главному администратору бюджетных средств в рамках тематических контрольных мероприятий.
5.5. В случае отсутствия требований по формированию и представлению годового отчета об исполнении бюджета города Москвы под годовым отчетом в целях внешней проверки понимаются показатели отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в части, относящейся к исполнению бюджета города Москвы.
5.6. Задачи внешней проверки/экспертизы законопроекта подлежат решению в том числе в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
5.7. Перечень организаций, проверяемых в ходе внешней проверки годового отчета, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности ГАБС, перечень проверяемых показателей бюджетной отчетности устанавливаются КСП Москвы самостоятельно.
5.8. При проведении внешней проверки годового отчета учитывается подтверждение Федеральным казначейством соблюдения финансовым органом города Москвы установленных сроков и полноты предоставления годовой бюджетной отчетности, а также соблюдение установленных контрольных соотношений.
При проведении внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС учитывается подтверждение финансовым органом города Москвы соблюдения установленных сроков и полноты предоставления годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также соблюдение установленных контрольных соотношений.
5.9. Под основными ограничениями, при наличии которых осуществляется внешняя проверка/экспертиза законопроекта, понимаются:
- выборочный характер внешней проверки/экспертизы законопроекта;
- ограничения доступа к информации, в том числе связанные с положением п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23;
- продолжение проведения ряда контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом которых являются соответствующие средства бюджета города Москвы, после формирования и направления итоговых материалов по внешней проверке/экспертизе законопроекта.
5.10. Все ограничения, в условиях которых формируются итоговые выводы по результатам внешней проверки/экспертизы законопроекта, указываются в итоговых материалах.
------------------------------
*(1) Здесь и далее - под полнотой годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС/законопроекта понимается их соответствие требованиям нормативных правовых актов по составу и содержанию.
*(2) Здесь и далее - под достоверностью годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС/законопроекта понимается их соответствие данным, полученным в ходе внешней проверки и иных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
*(3) Здесь и далее - в части имеющихся ограничений (см. раздел 5 настоящего Стандарта).
*(4) С учетом установленного порядка их отражения в законопроекте.
*(5) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в ред. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 17).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден стандарт организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета и экспертизы проекта закона об исполнении городского бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета осуществляется с целью определения полноты годового отчета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, определения достоверности показателей бюджетной отчетности главных администраторов и годового отчета. Экспертиза проекта закона проводится с целью определения полноты показателей законопроекта, определения достоверности показателей, оценки соблюдения законодательства в процессе исполнения бюджет.
Внешняя проверка и экспертиза проводятся на выборочной основе с применением принципа существенности. При определении выборки приоритетный характер имеют показатели, являющиеся предметом контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты.
Стандарт N 3.3 "Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета и экспертиза проекта закона об исполнении бюджета города Москвы" (утв. приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы от 16 июля 2012 г. N 39/01-05)
Текст стандарта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Контрольно-счетной палаты Москвы от 7 марта 2014 г. N 12/01-05