Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.С. Филиппова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Постановлениями судов общей юрисдикции были частично удовлетворены требования гражданина А.С. Филиппова к государственному унитарному предприятию (правопреемнику причинителя вреда) о возмещении вреда, причиненного здоровью, взыскании ежемесячных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, и ежемесячных сумм в возмещение дополнительных расходов на посторонний бытовой уход, а также задолженности по утраченному заработку.
При этом в силу части второй статьи 12 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" суды не нашли оснований для применения к отношениям по возмещению вреда, причиненного здоровью истца до 1 января 1993 года, положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности пункта 4 статьи 1087 "Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия"; индексация выплачиваемых сумм судами производилась с 1 июля 2000 года - применительно к базовой сумме минимального размера оплаты труда, предусмотренной частью второй статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а с 8 декабря 2002 года - на основании статей 318 и 1091 ГК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ) с учетом уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.С. Филиппов просит признать противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 2), статью 1091 "Увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни" ГК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть вторую статьи 12 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и часть вторую статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, ими ограничивается возможность получения справедливого возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина, и возмещения расходов на посторонний уход.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Представленными материалами не подтверждается применение в конкретном деле с участием заявителя статьи 1091 ГК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ, согласно которой суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, в связи с чем в этой части его жалоба не может рассматриваться как отвечающая критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Оспаривая конституционность части второй статьи 12 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", которая сама по себе направлена на защиту прав граждан, заявитель, по существу, просит распространить ее действие на более ранние периоды, что является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
В отношении положений части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", согласно которым исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб., Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2002 года N 191-О, отметив, с одной стороны, что само по себе изменение критерия индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П), указал также, что отсутствие в Федеральном законе "О минимальном размере оплаты труда" какого-либо нового критерия индексации сумм возмещения вреда для граждан, которым оно исчисляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает обязанности причинителя вреда и суда рассматривать требования граждан об увеличении размеров указанных сумм на основании норм и принципов гражданского законодательства, прежде всего пункта 1 статьи 1091 ГК Российской Федерации. В Определении от 16 мая 2007 года N 375-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из данных правовых позиций, сохраняющих свою силу, следует, что они в полной мере распространяются на гражданско-правовые отношения, связанные с определением размера сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (т.е. на деликтные правоотношения).
Проверка же законности и обоснованности состоявшихся решений, соблюдения правильности истолкования правовых норм, выбора критерия индексации с учетом фактических обстоятельств конкретного дела и т.д. составляет прерогативу вышестоящих судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филиппова Андрея Станиславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся индексации размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
По мнению заявителя, положения неконституционны.
Нормы являются таковыми в той мере, в какой на практике позволяют ограничивать возможность получить справедливое возмещение вреда, причиненного здоровью, и компенсировать расходы на посторонний уход.
Речь идет о гражданах, вред здоровью которым был причинен еще до марта 1993 г. (специальная дата, определенная этими нормами для их применения).
Также заявитель просил проверить конституционность положений об исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ.
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Нормы сами по себе направлены на защиту прав граждан.
Вопрос о распространении действия данных норм на более ранние периоды - прерогатива законодателя.
Относительно применения МРОТ к платежам по гражданско-правовым обязательствам КС РФ подчеркнул, что ранее он уже сформулировал позицию.
В частности, было отмечено, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав изменение критерия индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.
Условие - при этом изменении соблюдаются конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
В Законе о МРОТ нет какого-либо нового критерия для индексации сумм возмещения вреда для граждан, которым оно исчисляется в соответствии с нормами ГК РФ.
Однако это не исключает обязанности причинителя вреда и суда рассматривать требования граждан об увеличении размеров подобных сумм на основании норм и принципов гражданского законодательства.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2013 г. N 280-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филиппова Андрея Станиславовича на нарушение его конституционных прав статьей 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 12 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и частью второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)