В Минэкономразвития России поступают многочисленные обращения органов прокуратуры, правоохранительных и судебных органов по вопросу обязательности соблюдения установленных форм запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), и сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН), указанным категориями заявителей.
Органы прокуратуры, правоохранительные и судебные органы (далее - отдельные категории заявителей) в соответствии с нормами законодательства, регламентирующего их деятельность (в том числе, Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и т.п.), указывают на то, что распространение требований об обязательности соблюдения установленных законодательством форм запросов о предоставлении сведений ЕГРП и ГКН на запросы отдельных категорий заявителей в рамках дело- и судопроизводства не допустимо.
Вместе с тем Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что сведения ЕГРП и ГКН предоставляются по запросам, формы которых устанавливаются Минэкономразвития России.
Формы запросов установлены соответственно приказами Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Приказ N 180) и от 27 февраля 2010 г. N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" (далее - Приказ N 75).
Законом о кадастре и Законом о регистрации, а также соответственно Приказом N 180 и Приказом N 75 не предусмотрено исключений относительно соблюдения форм запросов отдельными категориями заявителей.
Документ, не соответствующий требованиям, установленным Приказом N 180 и Приказом N 75, запросом считаться не может.
При этом отраслевым (процессуальным) законодательством, регламентирующим деятельность органов прокуратуры, правоохранительных и судебных органов, не установлено специальной формы для запросов, направляемых должностными лицами указанных органов в рамках судо- и делопроизводства.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 1 Кодекса судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), т.е. в том числе в соответствии с Законом о кадастре и Законом о регистрации.
Аналогичные положения также содержатся в ряде иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о регистрации и Законом о кадастре Приказ N 180 и Приказ N 75 устанавливают не только бумажную форму запроса, но и электронную, которая используется в том числе при представлении запросов органами власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
При этом электронная форма запроса должна соответствовать бумажной в целях унификации документооборота и облегчения процедуры получения, в том числе в электронной форме, сведений из ЕГРП и ГКН гражданами, юридическими лицами и органами власти, а также сокращения сроков предоставления запрашиваемой информации и, как следствие, повышения качества предоставления государственных услуг в указанной сфере.
Кроме того, исключение обязательности представления унифицированных форм запросов затруднит предоставление сведений ЕГРП и ГКН (снизит их качество) в рамках межведомственного взаимодействия с отдельными категориями заявителей, а также сделает невозможным осуществление такого взаимодействия в электронной форме.
Дополнительно обращаем внимание на то, что в случаях получения судами отказов в предоставлении сведений ЕГРП и ГКН в связи с несоблюдением установленных форм запросов к должностным лицам органов кадастрового учета и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, применяются штрафные санкции.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России считает целесообразным внесение изменений в отраслевое (процессуальное) законодательство, регламентирующее деятельность отдельных категорий заявителей в части установления обязательности соблюдения установленных форм запросов о предоставлении сведений ГКН и ЕГРП.
В связи с изложенным, а также в целях обеспечения межведомственного взаимодействия с отдельными категориями заявителей просим Вас рассмотреть на заседании Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг вопрос обязательности соблюдения установленных форм запросов о предоставлении сведений ЕГРП и ГКН судами, правоохранительными органами, органами прокуратуры, а также поддержать инициативу Минэкономразвития России о внесении указанных изменений в законодательство, регулирующее деятельность судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры.
|
И.Е. Манылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2012 г. N 6305-ИМ/Д23и "О рассмотрении вопроса об обязательности применения установленных форм запросов"
Текст письма официально опубликован не был