1. В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах, номера записей исполненных контрактов из реестра контрактов, копии исполненных контрактов, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким контрактам при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Согласно подпункту "е" пункта 3 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах, номера записей исполненных контрактов из реестра контрактов, копии исполненных контрактов, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким контрактам при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, признание заявки участника открытого аукциона не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов на основании того, что в составе заявки отсутствуют приложения к копиям контрактов подтверждающих наличие опыта является не правомерным.
2. По вопросу подачи жалобы в электронной форме ФАС России сообщает, в соответствии с положениями Закона о размещении заказов участник электронного аукциона вправе подать жалобу в контролирующий орган посредством функционала электронной площадки. Данная возможность предоставляется только тем участникам размещения заказа, которые аккредитованы на электронной площадке и подали заявки на участие в аукционе в электронной форме. Указанные участники размещения заказа могут подать жалобу в электронной форме только на те действия заказчика, оператора электронной площадки, уполномоченного органа, специализированной организации и аукционной комиссии, которые совершены при проведении аукциона в электронной форме, на который таким участником размещения заказа подана заявка.
Таким образом, подача жалобы в форме электронного документа предусмотрена только в случае если участник размещения заказа, подал заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Поскольку частью 4 статьи 57 Закона о размещении заказов не предусмотрена подача жалобы в электронном виде, жалобы, поданные в ФАС России в электронном виде, не через функционал электронной площадки, не рассматриваются.
При этом обращаем внимание, что любой участник размещения заказа вправе направить жалобу в соответствии с положениями статей 57, 58 Закона о размещении заказов в письменной форме или посредством использования факсимильной связи.
Таким образом, ФАС России и территориальные органы ФАС России действуют в соответствии с Законом о размещении заказов при принятии решения о возврате жалобы, поступившей посредством электронной почты.
3. В рамках рассмотрения Обращения Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России дополнительно запросило позицию Федерального казначейства и Министерства экономического развития России (далее - Минэкономразвития России) по вопросу порядка внесения в реестр контрактов сведений о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно письму Минэкономразвития России от 12.12.2012 N 27474-ВС/Д28И о реализации требований Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в целях приведения в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации функционала Официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), Минэкономразвития считает целесообразным Федеральному Казначейству в кратчайшие сроки выполнить доработки Официального сайта в соответствии с прилагаемыми функциональными требованиями, а также разместить информационное сообщение о порядке реализаций положений Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до выполнения соответствующих доработок Официального сайта.
На основании изложенного, заказчик по вопросу порядка внесения в реестр контрактов сведений о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом вправе обратиться в Федеральное Казначейство.
4. В соответствии с частью 2.2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно положениям совместного письма Минэкономразвития России N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития России N 8035-ВС и ФАС России N ИА/20555 от 31.10.2007 "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Совместное письмо), размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Вместе с тем, письмо предусматривает изъятие в отношении закупок лекарственных препаратов Циклоспорина и Инсулина, поскольку различные торговые наименования таких лекарственных средств несовместимы между собой, исходя из этого, размещение заказа на поставку указанных препаратов для нужд заказчиков может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения словами "или эквивалент".
Данная позиция основана на письме Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 15.10.2007 N 1003/0487431П, в котором указано, что конверсия пациентов с одного торгового наименования циклоспорина на терапию препаратом под другим торговым наименованием нецелесообразна.
Вместе с тем, Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были внесены следующие изменения, касающиеся порядка размещения заказа на поставку лекарственных средств:
- статья 34 Закона о размещении заказом дополнена частью 3.3, устанавливающей, что в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 и частью 3.4, устанавливающей, что в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Дополнительно ФАС России рекомендует до утверждения перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями с целью недопущения нарушений норм законодательства Российской Федерации о размещении заказов и антимонопольного законодательства Российской Федерации государственным и муниципальным заказчикам при размещении заказа на поставку лекарственных средств руководствоваться положениями Совместного письма.
5. Закон о размещении заказов применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений на основании части 2 статьи 1 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 3 Закона о размещении заказов установлено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Частью 4.3 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа на поставку пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций заказчиком осуществляется в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, администрация города Рязани вправе применить норму, установленную частью 4.3 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
В соответствии со статьей 10 Закона о размещении заказов определено, что заказчик способ размещения заказа выбирает самостоятельно.
ФАС России сообщает, что заказчик вправе заключить гражданско-правовой договор на поставку пищевых продуктов с единственным поставщиком на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, а также провести размещение заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает 500 000 рублей на основании части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов в соответствии с требованиями положений Закона о размещении заказов и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок применения Закона о размещении заказов с учетом внесенных в него поправок.
Так, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах. Признание заявки не соответствующей требованиям закона только на основании того, что в ее составе отсутствуют приложения к копиям контрактов, подтверждающих наличие опыта, неправомерно.
Торговые наименования некоторых лекарственных средств несовместимы между собой, поэтому заказ на их поставку для нужд заказчиков размещается без использования слов "или эквивалент". Список таких лекарств устанавливается в специальном перечне. До его утверждения только торговые наименования без указания на эквивалент приводятся в отношении лекарственных препаратов "Циклоспорин" и "Инсулин".
При поставке пищевых продуктов в детские образовательные учреждения, медорганизации, учреждения соцобслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления заказчик вправе заключить гражданско-правовой договор с единственным поставщиком на сумму не более 100 тыс. руб. Он также может разместить заказ путем запроса котировок, если цена контракта не превысит 500 тыс. руб.
Направить жалобу на действия заказчика, оператора электронной площадки, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии в виде электронного документа может только участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Это возможно исключительно через функционал электронной площадки. В то же время направить жалобу в письменной форме или посредством факса вправе любой участник размещения заказа.
По вопросу о том, как в реестр контрактов вносятся сведения о взыскании с поставщика неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, заказчик может обратиться в Федеральное казначейство.
Обзор разъяснений о реализации требований Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России