Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N 67-Д13-3
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисова В.П.,
судей Лаврова Н.Г. и Ламинцевой С.А.,
секретаря Белякова А.А.
рассмотрела в судебном заседании надзорную жалобу осужденного Бугакова С.В. на приговор Новосибирского областного суда от 29 марта 2007 года, которым
Бугаков С.В., ..., ранее не судимый,
осужден по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы, по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 14 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 16 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20 сентября 2011 года приговор в отношении Бугакова С.В. приведен в соответствие с действующим законодательством: постановлено считать его осужденным по приговору от 29 марта 2007 года по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 13 годам 4 месяцам лишения свободы, по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено 15 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 30 ноября 2011 года постановление от 20 сентября 2011 года оставлено без изменения.
Постановлением президиума Новосибирского областного суда от 19 октября 2012 года постановление от 20 сентября 2011 года и кассационное определение от 30 ноября 2011 года в отношении Бугакова С.В. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе Бугаков С.В. указывает, что постановление президиума вынесено незаконным составом суда. Также просит смягчить назначенное ему наказание.
Заслушав доклад судьи Борисова В.П., выслушав мнение прокурора Телешевой-Курицкой Н.А., полагавшей приговор изменить в части назначенного осужденному наказания по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ снизить наказание, судебная коллегия установила:
Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ новый уголовный закон имеет обратную силу при условии, что он устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20 апреля 2006 года N 4-П, ст. 10 УК РФ конкретизирует применительно к сфере уголовно-правового регулирования вытекающие из Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 54) и Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 15) принципы применения новых законов, устраняющих или смягчающих уголовную ответственность. Эти принципы сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ст. 45 (ч. 1) Конституции Российской Федерации гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и от которых зависит решение вопроса, какая именно ответственность может наступать за те или иные правонарушения.
Тем самым предполагается, что в случае принятия закона, устраняющего или смягчающего уголовную ответственность и, следовательно, являющегося актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших, правоприменительные органы, в том числе суды, управомоченные на принятие во исполнение этого закона юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от уголовной ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса данных лиц, не вправе уклоняться от его применения.
Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ в ч. 1 ст. 62 УК РФ внесены изменения, предусматривающие возможность назначения лицу при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. "и" и (или) "к" ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств максимального наказания, не превышающего двух третей максимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения ст. 62 УК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ улучшают положение осужденного, в связи с чем сохранение после введения в действие указанного закона назначенного осужденному наказания на прежнем уровне, следует расценивать как невыполнение предписаний ч. 1 ст. 10 УК РФ.
Из приговора усматривается, что суд при назначении Бугакову С.В. наказания в качестве смягчающих наказание обстоятельств учел его явку с повинной, а также частичное возмещение материального ущерба.
Отягчающих наказание Бугакова С.В. обстоятельств судом не установлено.
Тогучинский районный суд Новосибирской области, сославшись на то, что назначенное Бугакову С.В. по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ наказание не превышает 2/3 максимального размера наказания, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 162 УК РФ, отказал в удовлетворении ходатайства осужденного о смягчении наказания на основании ст. 10 УК РФ.
Суды кассационной и надзорной инстанции также признали, что требования ст. 10 УК РФ в отношении Бугакова С.В. выполнены в полной мере и назначенное осужденному за каждое преступление наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Между тем, несмотря на то, что наказание, назначенное Бугакову С.В. по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ в виде 10 лет лишения свободы и не превышает установленных ст. 62 УК РФ пределов, оно назначено на уровне максимального предела, предусмотренном законом за содеянное осужденным.
С учетом же наличия у Бугакова С.В., кроме предусмотренных п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчающих наказание обстоятельств, в качестве которых Новосибирский областной суд при постановлении приговора признал частичное возмещение Бугаковым С.В. материального ущерба и состояние его здоровья, назначенное осужденному по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ, нельзя признать справедливым и соразмерным содеянному им, а также личности осужденного.
Принимая во внимание изложенное, наказание по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ и совокупности преступлений подлежит смягчению.
Утверждение Бугакова С.В. о том, что постановление президиума Новосибирского областного суда от 19 октября 2012 года вынесено незаконным составом суда, материалами дела не подтверждается.
Руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
1. Надзорную жалобу осужденного Бугакова С.В. удовлетворить частично;
2. Приговор Новосибирского областного суда от 29 марта 2007 года, постановление Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20 сентября 2011 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 30 ноября 2011 года и постановление президиума Новосибирского областного суда от 19 октября 2012 года в отношении Бугакова С.В. изменить, снизить назначенное ему по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ наказание до 9 лет 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ и п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначить Бугакову С.В. наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
Борисов В.П. |
Судьи |
Лавров Н.Г. |
|
Ламинцева С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N 67-Д13-3
Текст определения официально опубликован не был