Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
при участии представителей ООО "ГеоСтрой" Евдокимовой Е.С., представители ФКУ "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства", ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ГеоСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении 000 "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-54 "Енисей" - от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией, участок км 625+000 - км 635+000 Красноярский край (номер извещения 0312100005613000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о запрете привлечения субподрядчиков к выполнению работ по контракту.
2. Документация об Аукционе содержит противоречивые сведения в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Заказчик на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разместил разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Представитель Заказчика в письменном возражении на жалобу, представленном на заседание Комиссии (вх. от 06.03.2013 N 986), не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 07.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 357 210 234 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников размещения заказа;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе 07.03.2013.
1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 5.4 документации об Аукционе, пунктом 2.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что работы выполняются собственными силами, без привлечения субподрядных организаций.
Указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 357 210 234 рубля.
Согласно приложению N 2 к документации об Аукционе "Сводная ведомость объемов работ" общая стоимость капитального ремонта составляет 357 210 234, 2 рубля.
Однако, приложение N 3 к документации об Аукционе содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта к сметным расчетам на капитальный ремонт автомобильной дороги, согласно которому общая стоимость капитального ремонта составляет 350 297 230 рублей.
Таким образом, учитывая, что стоимость работ, указанная в приложении N 3 к документации об Аукционе, в котором содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, не соответствует стоимости работ, указанной в приложении N 2 к документации об Аукционе "Сводная ведомость объемов работ", документация об Аукционе не содержит надлежащего обосновании начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов установлено, что в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что размещенные Заказчиком 22.02.2013 на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе не содержат предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Пунктом 1.1 Документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (сведения могут быть представлены согласно рекомендуемой форме в Приложении N 6), в соответствии с требованиями к качеству тех характеристикам материалов, товаров (Приложение N 7) и с ведомостью объемов работ Приложение N 2 к аукционной документации)".
Вместе с тем, разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 22.02.2013 на Официальном сайте, установлено, что "необходимо указывать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 2 "Ведомость объемов и стоимости работ", Приложение N 5 "Техническое задание". Приложение N 7 "Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ"), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
Таким образом, согласно указанному разъяснению положений документации об Аукционе, заявку на участие в Аукционе необходимо заполнять не только в соответствии с приложением N 2, приложением N 7 к документации об Аукционе, указанным в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также приложением N 5 к документации об Аукционе, что изменяет суть инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, установленной в документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе. Указанное нарушение Закона о размещении заказов, а также нарушение, указанное в пункте 3 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с документацией об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе в соответствии с требованиями к качеству, техническим характеристикам товаров, установленных, в том числе, приложением N 7 к документации об Аукционе.
В указанном приложении установлены в том числе следующие требования к качеству, техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ по строительству автомобильной дороги:
Наименование вида работ, материала (товара) используемого при выполнении работ |
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (заполняется участником размещения заказа) |
Требования к материалам (товарам), используемым при выполнении работ в заданный потребностям Заказчика |
Нарезка уступов бульдозером в откосах насыпи |
Грунт IV группы |
ГОСТ 25100-2011 Грунты Классификация |
Разработка грунта |
Грунт I группы ( Грунт I группы ( Грунт II группы ( Грунт IV группы ( Грунт IV группы ( Грунт V группы ( Грунт VI группы ( Грунт VI группы ( |
ГОСТ 25100-2011 Грунты Классификация |
Разрыхление скальных пород в выемках шпуровыми зарядами |
Грунт VI группы Грунт VII группы |
ГОСТ 25100-2011 Грунты Классификация |
Вместе с тем, разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 22.02.2013 на Официальном сайте, установлено следующее: "указывать все перечисленные группы грунтов с указанием характеристик грунтов по их разновидностям по ГОСТ 25100-2011 (Классификация грунтов), соответствующих каждой группе грунтов определенных для использования при устройстве слоев земляного полотна". Однако, в том числе, в ГОСТ 25100-2011 "Грунты. Классификация" отсутствует такое понятие, как "группа грунта". Кроме того, не указано, какие именно характеристики предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, установленные в ГОСТах, необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Следовательно, документация об Аукционе не содержит указания на конкретные показатели, которые следует указать участникам размещения заказа в составе первой части заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, в приложении N 7 к документации об Аукционе не указаны используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанное нарушение Закона о размещении заказов, а также нарушения, указанные в пунктах 1, 2 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ГеоСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 2 статьи 19.1, пункта 1 части 4 статьи 41.6, частей 4, 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 06.03.2013 N К-277/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
Д.М. Баширова |
|
А.Н. Буйлова |
|
Е.В. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2013 г. N К-277/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2013 г. N ГЗ/00584)
Текст решения официально опубликован не был