Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г. А.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Киселевой О.В.,
при участии представителя агентства государственного заказа Красноярского края Дитерле Л.С., ООО "УСК "Сибиряк" Абрамидзе А.С.,
представители МКУ города Красноярска "Управление капитального строительства" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "УСК "Сибиряк" (далее - Заявитель) на действия МКУ города Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение рабочей документации и строительных работ по объекту "Реконструкция ул. 2-я Брянская до ул. Калинина в г. Красноярске (2-я очередь)" (номер извещения 0119200000113000695) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в предмет одного лота объединены строительные работы и разработка рабочей документации.
2. В Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, не соответствующий Закону о размещении заказов, в связи с тем, что Конкурсная документация не содержит требований к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе, а также Конкурсная документация не содержит смет по предмету Конкурса.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 25.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 345 299 754,84 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.03.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с извещением о проведении Конкурса, пунктами 1.1, 1.2 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, предметом Конкурса является, в том числе разработка рабочей документации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно разделу II Перечня, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом, согласно подпункту "п" пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Согласно Перечню работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем наличие у исполнителя свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, не требуется.
Следовательно, Заказчик, Уполномоченный орган вправе объединить в один лот работы по разработке рабочей документации и строительству при условии выполнения данных работ на основании ранее разработанной проектной документации.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что проектная документация в полном объеме представлена в составе Конкурсной документации, Заказчик, Уполномоченный орган правомерно объединили в предмет одного лота выполнение строительных работ и разработку рабочей документации.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 12.3.7 раздела 12 "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации установлено, что оценка заявок осуществляется с использованием, в том числе критерия "качество работ и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ" с использованием, в том числе такого показателя как "соответствие описания участником размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям конкурсной документации, в том числе смет, проекта".
По мнению Заявителя, в связи с тем, что Конкурсная документация не содержит требований к описанию участником размещения заказа выполняемых работ, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе, а также Конкурсная документация не содержит смет, установленный показатель критерия "качество работ и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ" не позволяет осуществить оценку заявок на участие в Конкурсе в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. Следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 9 раздела 7 "Содержание заявки на участие в Конкурсе" Конкурсной документации предложение о качестве работ в соответствии с требованиями к описанию участниками количественных и качественных характеристик выполняемых работ подготавливается в соответствии с приложением N 3 к информационной карте Конкурсной документации согласно которому участник размещения заказа в пояснительной записке описывает выполняемые работы, их количественные и качественные характеристики, в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью Конкурсной документации.
Также на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит локальные сметы на работы, являющиеся предметом Конкурса, в рамках приложения к проекту муниципального контракта.
Таким образом, пояснительная записка в составе заявки на участие в Конкурсе, заполненная участниками размещения заказа в соответствии с приложением N 3 к информационной карте Конкурсной документации, позволяет конкурсной комиссии Заказчика оценивать показатели критерия "качество работ и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ" в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно пункту 11 инструкции по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работ, в том числе:
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;
2. Подготовительные работы;
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений;
2.3. Устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов;
2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов;
17. Устройство наружных сетей канализации;
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов;
29.1. Устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов;
29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов;
29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов;
29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных;
В случае отсутствия какого - либо из вышеперечисленных видов работ, обязательно наличие функций генерального подрядчика, перечисленных ниже:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство;
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.2.6. Мосты (большие и средние);
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;
33.5. Объекты теплоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Кроме того, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует частям 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Однако, в форме N 1 "Заявка на участие в конкурсе" Конкурсной документации установлено требование подписи указанной формы главным бухгалтером участника размещения заказа, что нарушает часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 3,4 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "УСК "Сибиряк" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 11, части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 11.03.2013 N К-282/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
Члены Комиссии: |
Н.В. Маркова |
|
П.П. Игнатущенко |
|
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2013 г. N К-282/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2013 г. N ГЗ/00594)
Текст решения официально опубликован не был