Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Извлечение из Единых правил к Договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (CIV)
Дополнение A к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF) от 9 мая 1980 г., с изменениями согласно Протоколу об изменениях к Конвенции о международных железнодорожных перевозках от 3 июня 1999 г.
Титул II
Заключение и исполнение договора перевозки
Статья 6
Договор перевозки
1. Согласно договору перевозки перевозчик берет на себя обязательства перевезти пассажира, а также, в соответствующих случаях, багаж и транспортные средства к месту назначения, а также доставить багаж и транспортные средства к месту назначения.
2. Договор перевозки должен подтверждаться выдачей пассажиру одного или нескольких билетов. Однако согласно Статье 9 отсутствие, неправильность или потеря билета не должны влиять на наличие или действительность договора, который сохраняет свое действие в соответствии с Едиными правилами.
3. Билет является подлинным доказательством заключения и содержания договора перевозки.
Статья 7
Билет
1. Форма и содержание билетов, а также язык и символы, которыми билеты должны печататься и оформляться, устанавливаются Общими условиями перевозки.
2. Билет должен включать как минимум следующую информацию:
(a) перевозчик или перевозчики;
(b) подтверждение того, что перевозка осуществляется согласно настоящим Единым правилам, несмотря на какие-либо положения об обратном; данное подтверждение может быть указано акронимом CIV;
(c) любое другое подтверждение, необходимое для доказательства заключения и содержания договора перевозки и уполномочивающее пассажира защищать права, возникающие в результате заключения договора.
3. Пассажир должен удостовериться при получении билета, что билет оформлен согласно правилам.
4. Билет должен быть трансферабельным, если он не был оформлен на имя пассажира и если поездка не началась.
5. Билет может быть оформлен в форме регистрации компьютерных данных, которые могут быть преобразованы в письменные читаемые символы. Процедура, используемая для регистрации и обработки данных, должна быть эквивалентной с функциональной точки зрения, в частности, в том, что касается доказательственной ценности билета.
Статья 8
Уплата и возвращение платы за перевозку
1. Если иное не предусмотрено соглашением между пассажиром и перевозчиком, оплата за перевозку осуществляется на условиях предоплаты.
2. Условия возвращения платы за перевозку определяются Общими условиями перевозки.
Статья 9
Право на перевозку. Лишение права на перевозку
1. Пассажир обязан с самого начала поездки иметь в наличии действительный билет и предъявить его при проверке билетов. Общие условия перевозки могут предусматривать:
(a) обязанность пассажира, не предъявившего действительный билет, произвести дополнительную оплату сверх платы за перевозку;
(b) обязанность пассажира прекратить поездку при его отказе уплатить плату за перевозку или по требованию произвести дополнительную оплату;
(c) условия возвращения дополнительной платы, если это предусмотрено.
2. Общие условия перевозки могут предусматривать, что пассажиры, которые:
(a) представляют угрозу для безопасности и нормального функционирования обслуживания или для безопасности других пассажиров,
(b) своим поведением причиняют невыносимое неудобство другим пассажирам,
должны быть лишены права на перевозку или обязаны прекратить поездку, и данные лица не имеют права на возвращение оплаты за их перевозку или любой другой оплаты за перевозку зарегистрированного багажа, которую они могли уплатить.
Статья 10
Выполнение административных формальностей
Пассажир обязан выполнить формальности, требуемые таможенными или другими административными органами власти.
Статья 11
Отмена и опоздание движения поездов. Несостоявшиеся стыковки
Перевозчик обязан в необходимых случаях удостоверить на билете, что поезд был отменен или стыковка не состоялась.
Титул III
Перевозка ручной клади, животных, зарегистрированного багажа и транспортных средств
Глава I
Общие положения
Статья 12
Разрешенные предметы и животные
1. Пассажир может брать с собой предметы, которые можно легко переносить (ручную кладь), а также живых животных в соответствии с Общими условиями перевозки. Кроме того, пассажир может брать с собой громоздкие предметы в соответствии с особыми положениями, содержащимися в Общих условиях перевозки. Не разрешается перевозить в качестве ручной клади предметы или животных, которые могут причинить беспокойство или неудобство пассажирам либо причинить ущерб.
2. Пассажир может отправлять предметы или животных в качестве зарегистрированного багажа в соответствии с Общими условиями перевозки.
3. Перевозчик может разрешить перевозку транспортных средств в связи с перевозкой пассажиров в соответствии с особыми положениями, содержащимися в Общих условиях перевозки.
4. Перевозка опасных грузов в качестве ручной клади, зарегистрированного багажа, а также внутри или на транспортных средствах, которые в соответствии с настоящим Титулом перевозятся железнодорожным транспортом, должна выполняться по Правилам перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом (RID).
Статья 13
Проверка
1. В том случае, когда имеются достаточные основания подозревать несоблюдение условий перевозки, перевозчику предоставляется право проверить, выполняется ли перевозка предметов (ручной клади, зарегистрированного багажа, транспортных средств, включая их содержимое) и животных в соответствии с условиями перевозки, если право и предписания Государства, на территории которого будет проводиться проверка, не запрещают такую проверку. Пассажир должен быть приглашен присутствовать при проверке. В случае неявки пассажира или невозможности установить с ним контакт, перевозчик должен предусмотреть присутствие двух независимых свидетелей.
2. Если установлено, что условия перевозки не соблюдены, перевозчик может потребовать от пассажира оплаты расходов, связанных с проведением проверки.
Статья 14
Выполнение административных формальностей
Пассажир обязан выполнить формальности, предписанные таможенными или другими административными органами власти в тех случаях, когда во время перевозки он имеет предметы (ручную кладь, зарегистрированный багаж, транспортные средства, включая их содержимое) и животных. Пассажир обязан присутствовать во время проверки этих предметов, если иное не предусмотрено правом и предписаниями каждого Государства.
Глава II
Ручная кладь и животные
Статья 15
Контроль
Обязанностью пассажира является осуществление контроля за ручной кладью и животными, перевозимыми им.
Глава III
Зарегистрированный багаж
Статья 16
Отправка зарегистрированного багажа
1. Договорные обязательства в отношении отправки зарегистрированного багажа должны подтверждаться выдачей пассажиру ваучера регистрации багажа.
2. Согласно Статье 22 отсутствие, неправильность или потеря ваучера регистрации багажа не должны влиять на наличие или действительность договоров в отношении отправки зарегистрированного багажа, которые сохраняют свое действие в соответствии с Едиными правилами.
3. Ваучер регистрации багажа является подлинным доказательством регистрации багажа и условий его перевозки.
4. При отсутствии доказательств обратного предполагается, что зарегистрированный багаж находился в хорошем состоянии, если он был принят перевозчиком.
Статья 17
Ваучер регистрации багажа
1. Форма и содержание ваучера регистрации багажа, а также язык и символы, которыми ваучеры должны печататься и оформляться, устанавливаются Общими условиями перевозки. Статья 7(5) применяется mutatis mutandis.
2. Ваучер регистрации багажа должен включать как минимум следующую информацию:
(a) перевозчик или перевозчики;
(b) подтверждение того, что перевозка осуществляется согласно настоящим Единым правилам, невзирая на какие-либо положения об обратном; данное подтверждение может быть указано акронимом CIV;
(c) любое другое подтверждение, необходимое для доказательства наличия договорных обязательств в отношении отправки зарегистрированного багажа и уполномочивающее пассажира защищать права, возникающие в результате заключения договора перевозки.
3. Пассажир должен удостовериться при получении ваучера регистрации багажа, что ваучер оформлен согласно правилам.
Статья 18
Регистрация и перевозка
1. Если иное не предусмотрено Общими условиями перевозки, багаж подлежит регистрации только при предъявлении билета, действительного как минимум до пункта назначения багажа. В других случаях регистрация багажа осуществляется в соответствии с предписаниями, действующими по месту отправки.
2. В тех случаях, когда Общие условия перевозки предусматривают, что багаж может быть принят к перевозке без предъявления билета, положения настоящих Единых правил, устанавливающие права и обязанности пассажира по отношению к его зарегистрированному багажу, применяются mutatis mutandis к отправителю зарегистрированного багажа.
3. Полученный от пассажира зарегистрированный багаж перевозчик может отправить другим поездом или другим видом транспорта, а также другим маршрутом.
Статья 19
Оплата стоимости перевозки зарегистрированного багажа
Если иное не предусмотрено соглашением между пассажиром и перевозчиком, оплата за перевозку зарегистрированного багажа осуществляется при регистрации.
Статья 20
Маркировка зарегистрированного багажа
Пассажир обязан указать на каждом зарегистрированном багаже в ясно видимом месте достаточно надежным и понятным способом:
(a) свое имя и адрес;
(b) место назначения.
Статья 21
Право распоряжения зарегистрированным багажом
1. Если позволяют обстоятельства и если это не противоречит таможенным требованиям или требованиям других административных органов власти, пассажир может потребовать возвращения багажа к месту отправки после предоставления ваучера регистрации багажа и, если это требуется согласно Общим условиям перевозки, после предъявления билета.
2. Общие условия перевозки могут содержать другие положения относительно права распоряжения зарегистрированным багажом, в частности, изменение места назначения и возможные финансовые последствия, возлагаемые на пассажира.
Статья 22
Доставка
1. Зарегистрированный багаж должен быть доставлен после предоставления ваучера регистрации багажа и, в соответствующих случаях, после уплаты подлежащих оплате сумм за отправку.
Перевозчик вправе, но не обязан, проверить, имеет ли право держатель ваучера получить доставку.
2. Багаж считается доставленным держателю ваучера регистрации багажа, если в соответствии с предписаниями, действующими в месте назначения:
(a) багаж передан таможенным или городским органам власти в их помещения или склады в тех случаях, когда они не входят в сферу контроля перевозчика;
(b) живые животные переданы третьим лицам.
3. Держатель ваучера регистрации багажа может требовать доставку багажа к месту назначения, как только прошел согласованный срок и, в соответствующих случаях, истекло время, необходимое для выполнения операций таможенными или другими административными органами власти.
4. При непредставлении ваучера регистрации багажа перевозчик является обязанным лишь доставить багаж лицу, подтвердившему свое право на это; если заявленное подтверждение оказывается недостаточным, перевозчик имеет право требовать предоставления гарантии.
5. Багаж должен быть доставлен к месту назначения, для которого он был зарегистрирован.
6. Держатель ваучера регистрации багажа, багаж которого не был доставлен, может требовать, чтобы на ваучере были поставлены отметки о дне и времени, когда он потребовал доставку в соответствии с параграфом 3.
7. Уполномоченное лицо может отказаться принять багаж, если перевозчик не выполняет его требования произвести осмотр зарегистрированного багажа с целью установления заявленного ущерба.
8. Во всех других случаях доставка багажа должна быть выполнена в соответствии с предписаниями, действующими в месте назначения.
Глава IV
Транспортные средства
Статья 23
Условия перевозки
Особые положения, регулирующие перевозку транспортных средств, содержащиеся в Общих условиях перевозки, устанавливают, в частности, условия, регулирующие принятие к перевозке, регистрацию, погрузку и перевозку, разгрузку и доставку, а также обязанности пассажиров.
Статья 24
Ваучер на перевозку
1. Договорные обязательства в отношении перевозки транспортных средств устанавливаются ваучером на перевозку, выданным пассажиру. Ваучер на перевозку может быть объединен в билет.
2. Особые положения, регулирующие перевозку транспортных средств, содержащиеся в Общих условиях перевозки, устанавливают форму и содержание ваучера на перевозку, а также язык и символы, которыми ваучер должен печататься и оформляться. Статья 7(5) применяется mutatis mutandis.
3. Ваучер на перевозку должен включать, как минимум, следующую информацию:
(a) перевозчик или перевозчики;
(b) подтверждение того, что перевозка осуществляется согласно настоящим Единым правилам, невзирая на какие-либо положения об обратном; данное подтверждение может быть указано акронимом CIV;
(c) любое другое подтверждение, необходимое для доказательства наличия договорных обязательств в отношении перевозки транспортных средств и уполномочивающее пассажира защищать права, возникающие в результате заключения договора перевозки.
4. Пассажир должен удостовериться при получении ваучера на перевозку, что ваучер оформлен согласно правилам.
Статья 25
Применяемое право
Согласно положениям настоящей Главы положения Главы III, относящиеся к перевозке багажа, применяются к транспортным средствам.
Титул IV
Ответственность перевозчика
Глава I
Ответственность в случае смерти или телесного повреждения пассажиров
Статья 26
Основание возникновения ответственности
1. Перевозчик несет ответственность за ущерб или убытки, возникшие в результате смерти, телесных повреждений или любого другого физического или умственного расстройства пассажира вследствие несчастного случая, произошедшего в процессе функционирования железных дорог и случившегося во время нахождения пассажира внутри, посадки, высадки из каких бы то ни было железнодорожных транспортных средств, используемых железнодорожной инфраструктурой.
2. Перевозчик освобождается от своей ответственности:
(a) если несчастный случай возник в результате обстоятельств, не связанных с функционированием железных дорог, которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, необходимых в конкретных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить;
(b) если несчастный случай является следствием вины пассажира;
(c) если несчастный случай является следствием действий третьего лица, которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, необходимых в конкретных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить; другое предприятие, использующее ту же самую железнодорожную инфраструктуру, не должно рассматриваться в качестве третьего лица; право регресса должно оставаться в силе.
3. Если несчастный случай является следствием действий третьего лица и если, несмотря на это, перевозчик не освобожден полностью от своей ответственности в соответствии с пунктом (c) параграфа 2, он несет ответственность в полном объеме в пределах лимитов, установленных настоящими Едиными правилами, но без ущерба для любого права регрессного требования, которое перевозчик может предъявить к третьей стороне.
4. Настоящие Единые правила не должны влиять на ответственность, которую перевозчик может нести в случаях, не предусмотренных параграфом 1.
5. Если перевозка, регулируемая одним договором перевозки, осуществляется несколькими поочередными перевозчиками, перевозчик, на которого согласно договору возложена обязанность предоставления услуги перевозки, во время которой произошел несчастный случай, несет ответственность в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам. В случаях, когда данная услуга предоставлялась не перевозчиком, а заменяющим перевозчиком, оба перевозчика несут солидарную ответственность в соответствии с настоящими Едиными правилами.
Статья 27
Компенсация ущерба в случае смерти
1. В случае смерти пассажира компенсация ущерба должна включать:
(a) любые необходимые затраты, возникшие вследствие смерти, в частности, затраты на транспортировку тела и похоронные расходы;
(b) компенсацию ущерба, предусмотренную Статьей 28, если смерть наступила не сразу.
2. Если вследствие смерти пассажира лишены обеспечения лица, которых он по законодательству содержал либо должен был содержать, данным лицам также компенсируется ущерб. Право лиц, которых содержал пассажир, не будучи по законодательству обязанным делать это, на предъявление иска о компенсации ущерба регулируется национальным правом.
Статья 28
Компенсация ущерба в случае телесного повреждения
В случае телесного повреждения или любого другого физического или умственного расстройства пассажира компенсация ущерба должна включать:
(a) любые необходимые затраты, в частности, затраты на лечение и транспортировку;
(b) компенсацию материального ущерба в связи с полной или частичной потерей трудоспособности или возросшими потребностями.
Статья 29
Компенсация за другие телесные повреждения
Национальным правом устанавливается, должен ли перевозчик компенсировать ущерб за телесное повреждение, иное чем то, компенсация за которое предусмотрена Статьями 27 и 28, и в какой степени.
Статья 30
Форма и размер компенсации ущерба в случае смерти и телесного повреждения
1. Компенсация ущерба согласно Статье 27(2) и Статье 28(b) должна быть назначена в форме единовременной выплаты. В тех случаях, когда национальное право разрешает ежегодные выплаты, компенсация ущерба назначается в такой форме по требованию пострадавшего пассажира или лиц, уполномоченных согласно Статье 27(2).
2. Размер компенсации ущерба, которая назначается согласно параграфу 1, определяется в соответствии с национальным правом. Однако для целей настоящих Единых правил верхний лимит компенсации на одного пассажира устанавливается в размере 175000 расчетных единиц как единовременная выплата или в качестве ежегодных выплат в соответствии с указанным лимитом, если национальное право предусматривает верхний лимит в размере меньшем, чем указанный в настоящем параграфе.
Статья 31
Другие виды транспорта
1. При условии соблюдения положений параграфа 2 положения относительно ответственности перевозчика в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам не применяются к убыткам или ущербу, возникшим во время перевозки, которая согласно договору перевозки не являлась железнодорожной перевозкой.
2. В тех случаях, когда железнодорожные транспортные средства перевозятся паромом, положения, относящиеся к ответственности в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам применяются к убыткам или ущербу, указанным в Статье 26(1) и Статье 33(1), возникшим в результате несчастного случая, произошедшего в процессе функционирования железных дорог и случившегося во время нахождения пассажира внутри, посадки, высадки из указанных транспортных средств.
3. В тех случаях, когда ввиду исключительных обстоятельств железнодорожное движение временно приостановлено и пассажиры перевозятся другим видом транспорта, перевозчик несет ответственность в соответствии с настоящими Едиными правилами.
Глава II
Ответственность в случае несоблюдения расписания
Статья 32
Ответственность в случае отмены, опоздания поездов или несостоявшихся стыковок
1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром за убытки или ущерб, обусловленные тем фактом, что по причине отмены, опоздания поезда или несостоявшейся стыковки его поездка не может быть продолжена в тот же день либо продолжение поездки в тот же день не может быть обоснованно потребовано по причине данных обстоятельств. Компенсация ущерба должна включать разумные затраты на ночлег, а также разумные затраты, вызванные необходимостью известить лиц, ожидающих пассажира.
2. Перевозчик освобождается от своей ответственности в случаях, если отмена, опоздание поезда или несостоявшаяся стыковка вызваны одной из нижеследующих причин:
(a) обстоятельствами, не связанными с функционированием железных дорог, которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, необходимых в конкретных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить;
(b) виной пассажира; или
(c) действиями третьего лица, которые перевозчик, несмотря на принятие мер предосторожности, необходимых в конкретных обстоятельствах дела, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить; другое предприятие, использующее ту же самую железнодорожную инфраструктуру, не должно рассматриваться в качестве третьего лица; право регресса должно оставаться в силе.
3. Национальным правом устанавливается, должен ли перевозчик компенсировать ущерб, иной чем предусмотренный параграфом 1, и в какой степени. Настоящее положение применяется без ущерба действию Статьи 44.
Глава III
Ответственность за ручную кладь, животных, зарегистрированный багаж и транспортные средства
Раздел 1
Ручная кладь и животные
Статья 33
Ответственность
1. В случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам перевозчик также несет ответственность за убытки или ущерб, возникшие в результате полной или частичной утраты или повреждения вещей, в которые пассажир был одет, или предметов, которые он имел при себе в качестве ручной клади; вышеуказанные положения применяются также к животным, которых пассажир вез с собой. Статья 26 применяется mutatis mutandis.
2. В других случаях перевозчик не несет ответственности за полную или частичную утрату или повреждение предметов, ручной клади или животных, осуществление контроля за которыми является ответственностью пассажира в соответствии со Статьей 15, за исключением случаев, когда эти убытки или ущерб возникли по вине перевозчика. Другие Статьи Титула IV, за исключением Статьи 51, и Титула VI не применяются в данном случае.
Статья 34
Лимит компенсации ущерба в случае утраты или повреждения предметов
В случаях, когда перевозчик несет ответственность согласно Статье 33(1), он обязан выплатить компенсацию в пределах лимита, составляющего 1400 расчетных единиц на одного пассажира.
Статья 35
Освобождение от ответственности
Перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за утрату или повреждения, возникшие вследствие невыполнения пассажиром формальностей, требуемых таможенными или другими административными органами власти.
Раздел 2
Зарегистрированный багаж
Статья 36
Основание ответственности
1. Перевозчик несет ответственность за убытки или ущерб, возникшие в результате полной или частичной утраты или повреждения зарегистрированного багажа в течение промежутка времени между принятием перевозчиком и доставкой, а также за убытки или ущерб, возникшие в результате задержки в доставке.
2. Перевозчик освобождается от своей ответственности, если убытки или ущерб, либо задержка в доставке возникли по вине пассажира, в результате распоряжения, данного пассажиром, но не по вине перевозчика, а также по причине внутреннего дефекта зарегистрированного багажа или вследствие обстоятельств, которых перевозчик не мог избежать, и последствий, которых он не мог предотвратить.
3. Перевозчик освобождается от своей ответственности, если убытки или ущерб обусловлены особыми рисками, характерными для одного или нескольких из следующих обстоятельств:
(a) отсутствия или несоответствия упаковки;
(b) особых свойств багажа;
(c) отправки в качестве багажа предметов, не разрешенных к перевозке.
Статья 37
Бремя доказывания
1. На перевозчика возлагается бремя доказывания того, что убытки, ущерб или задержка в доставке являются следствием одной из причин, указанных в Статье 36(2).
2. Если перевозчик устанавливает, принимая во внимание обстоятельства конкретного случая, что убытки или ущерб могли возникнуть в результате одного или более особых рисков, указанных в Статье 36(3), предполагается, что так оно и есть. Уполномоченное лицо при этом имеет право доказать, что убытки или ущерб ни полностью, ни частично не были вызваны ни одним из указанных обстоятельств.
Статья 38
Поочередные перевозчики
Если перевозка, регулируемая одним договором, осуществляется несколькими поочередными перевозчиками, каждый перевозчик по факту принятия багажа с ваучером регистрации багажа или транспортного средства с ваучером на перевозку становится стороной договора перевозки в отношении отправки багажа или перевозки транспортных средств в соответствии с условиями ваучера регистрации багажа или ваучера на перевозку и берет на себя возникшие на основании этого обязательства. В этом случае каждый перевозчик является ответственным в течение всего маршрута вплоть до доставки.
Статья 39
Заменяющий перевозчик
1. В тех случаях, когда перевозчик поручил выполнение перевозки в целом или частично заменяющему перевозчику, независимо от того, предусмотрено ли такое право договором перевозки, перевозчик все равно остается ответственным за всю перевозку.
2. Все положения настоящих Единых правил, регулирующие ответственность перевозчика, применяются также к ответственности заменяющего перевозчика за выполняемую им перевозку. Статьи 48 и 52 применяются в случае, если деятельность осуществляется обслуживающим персоналом или любыми третьими лицами, услугами которых пользуется заменяющий перевозчик для выполнения перевозки.
3. Любое особое соглашение, согласно которому перевозчик принимает на себя обязательства, не установленные настоящими Едиными правилами, или отказывается от предоставленных настоящими Едиными правилами прав, является недействительным для заменяющего перевозчика, который не принял его определенно и в письменной форме. Однако независимо от того, принял ли вышеуказанное соглашение заменяющий перевозчик, перевозчик остается связанным обязательствами или отказами, возникшими в результате заключения такого особого соглашения.
4. Во всех случаях, когда перевозчик и заменяющий перевозчик вместе несут ответственность, их ответственность является солидарной.
5. Общая сумма компенсации, выплачиваемой перевозчиком, заменяющим перевозчиком и обслуживающим персоналом, а также любыми третьими лицами, услугами которых они пользуются для выполнения перевозки, не должна превышать лимиты, предусмотренные настоящими Едиными правилами.
6. Настоящая Статья применяется без ущерба для права регрессного требования, которое может иметь место в отношениях между перевозчиком и заменяющим перевозчиком.
Статья 40
Презумпция утраты
1. Без требования о предоставлении дополнительного доказательства уполномоченное лицо вправе считать багаж утраченным, если он не был доставлен или предоставлен в его распоряжение в течение 14 дней после предъявления требования о доставке в соответствии со Статьей 22(3).
2. Если багаж, считающийся утраченным, обнаружен в течение одного года после предъявления требования о доставке, перевозчик обязан известить об этом уполномоченное лицо, если его адрес известен или может быть установлен.
3. В течение тридцати дней после получения извещения, указанного в параграфе 2, уполномоченное лицо может потребовать доставку багажа. В этом случае оно должно оплатить стоимость доставки багажа от места отправки до места доставки, а также в соответствующих случаях компенсировать недостающую сумму любых включенных в доставку расходов. При этом за уполномоченным лицом сохраняется право требования компенсации за задержку в доставке, предусмотренное Статьей 43.
4. Если обнаруженный багаж не был востребован в течение периода, установленного параграфом 3, либо если он обнаружен по прошествии одного года после предъявления требования о доставке, перевозчик должен распорядиться им в соответствии с правом и предписаниями, действующими по месту нахождения багажа.
Статья 41
Компенсация за утрату
1. В случае полной или частичной утраты зарегистрированного багажа перевозчик, помимо всех прочих компенсаций за убытки, обязан выплатить:
(a) если размер понесенных убытков или ущерба установлен, компенсацию, равную данному размеру, но не превышающую 80 расчетных единиц за каждый килограмм общей массы недостающего веса, либо 1200 расчетных единиц за один багаж;
(b) если размер понесенных убытков или ущерба не установлен, заранее определенную компенсацию убытков в размере 20 расчетных единиц за каждый килограмм общей массы недостающего веса, либо 300 расчетных единиц за один багаж.
Способ компенсации из расчета за недостающие килограммы или за один багаж устанавливается Общими условиями перевозки.
2. Кроме того, перевозчик обязан возместить стоимость перевозки багажа и прочие суммы, уплаченные за перевозку утраченного багажа, а также ранее уплаченные таможенные пошлины и акцизные сборы.
Статья 42
Компенсация за повреждение
1. В случае повреждения зарегистрированного багажа перевозчик обязан выплатить компенсацию, эквивалентную уменьшению стоимости багажа, помимо всех прочих компенсаций за ущерб.
2. Компенсация не должна превышать:
(a) сумму, подлежащую выплате в случае полной утраты, если весь багаж потерял стоимость в результате повреждения;
(b) сумму, подлежащую выплате в случае частичной утраты, если только часть багажа потеряла стоимость в результате повреждения.
Статья 43
Компенсация за задержку в доставке
1. В случае задержки в доставке зарегистрированного багажа перевозчик обязан выплатить за каждые полные 24 часа после предъявления требования о доставке, но не более чем за 14 дней:
(a) если уполномоченное лицо доказало, что в результате задержки причинены убытки или ущерб, компенсацию, равную размеру убытков или ущерба, но не более 0,80 расчетных единиц за каждый килограмм общей массы багажа или 14 расчетных единиц за один багаж;
(b) если уполномоченное лицо не доказало, что в результате задержки причинены убытки или ущерб, заранее определенную компенсацию убытков в размере 0,14 расчетных единиц за каждый килограмм общей массы багажа, либо 2,80 расчетных единиц за один багаж, доставленный с опозданием.
Способ компенсации из расчета за недостающие килограммы или за один багаж устанавливается Общими условиями перевозки.
2. В случае полной утраты багажа компенсация, предусмотренная параграфом 1, не выплачивается дополнительно к компенсации, предусмотренной Статьей 41.
3. В случае частичной утраты багажа, компенсация, предусмотренная параграфом 1, выплачивается по отношению к сохранившейся части багажа.
4. В том случае, когда повреждение багажа не возникло в результате задержки в доставке, компенсация, предусмотренная параграфом 1, в соответствующих случаях выплачивается дополнительно к компенсации, предусмотренной Статьей 42.
5. Ни при каких обстоятельствах общая сумма компенсации, предусмотренной параграфом 1, вместе с компенсацией, выплачиваемой согласно Статьям 41 и 42, не должна превышать компенсацию, подлежащую выплате в случае полной утраты багажа.
Раздел 3
Транспортные средства
Статья 44
Компенсация за задержку
1. В случае задержки в погрузке или задержки в доставке транспортного средства по вине перевозчика, если уполномоченное лицо докажет, что этим причинены убытки или ущерб, перевозчик обязан выплатить компенсацию, не превышающую размера платы за перевозку.
2. Если в случае задержки в погрузке по вине перевозчика уполномоченное лицо отказывается от договора перевозки, ему возвращается плата за перевозку. Кроме того, уполномоченное лицо имеет право требовать компенсацию, не превышающую размера платы за перевозку, если оно докажет, что убытки или ущерб причинены в результате задержки.
Статья 45
Компенсация за утрату
В случае полной или частичной утраты транспортного средства, подлежащая выплате уполномоченному лицу компенсация подтвержденных убытков или ущерба рассчитывается на основании обычной стоимости транспортного средства и не должна превышать 8000 расчетных единиц. Нагруженный или ненагруженный прицеп рассматривается как отдельное транспортное средство.
Статья 46
Ответственность за другие предметы
1. В отношении предметов, размещенных внутри транспортного средства или находящихся в боксах (например, багаж или лыжные боксы), прикрепленных к транспортному средству, перевозчик несет ответственность только за убытки или ущерб, причиненные по его вине. Общая сумма подлежащей выплате компенсации не должна превышать 1400 расчетных единиц.
2. Что касается предметов, размещенных за пределами транспортного средства, включая боксы, указанные в параграфе 1, перевозчик несет ответственность за предметы, находящиеся за пределами транспортного средства, только в том случае, если будет доказано, что убытки или ущерб возникли в результате действия или бездействия, совершенного перевозчиком, либо с умышленным намерением причинить таковые убытки или ущерб, либо по неосторожности, но заведомо зная о возможности возникновения таковых убытков или ущерба.
Статья 47
Применяемое право
С учетом положений настоящего Раздела положения Раздела 2, относящиеся к ответственности за багаж, применяются к транспортным средствам.
Глава IV
Общие положения
Статья 48
Потеря права требовать применения лимитов ответственности
Лимиты ответственности, предусмотренные настоящими Едиными правилами, а также положения национального права, которые устанавливают лимит компенсации в фиксированной сумме, не применяются, если будет доказано, что убытки или ущерб возникли в результате действия или бездействия, совершенного перевозчиком, либо с умышленным намерением причинить таковые убытки или ущерб, либо по неосторожности, но заведомо зная о возможности возникновения таковых убытков или ущерба.
Статья 49
Перерасчет и проценты
1. В тех случаях, когда расчет компенсации требует перерасчета сумм, выраженных в иностранной валюте, перерасчет производится по курсу, действующему на дату и по месту выплаты компенсации.
2. Уполномоченное лицо может заявить требование о выплате процентов по компенсации, начисленных из расчета пяти процентов годовых со дня предъявления требования, предусмотренного Статьей 55, либо, если такое требование не было предъявлено, со дня начала судебной процедуры.
3. При этом в случае выплаты компенсации в соответствии со Статьями 27 и 28 проценты начисляются только со дня установления размера компенсации, если этот день наступает позже дня предъявления претензии или дня начала судебной процедуры.
4. Выплата процентов за багаж производится только в случае, когда размер компенсации превышает 16 расчетных единиц за один ваучер регистрации багажа.
5. Если уполномоченное лицо не предоставит перевозчику в установленные разумные сроки подтверждающие документы в отношении багажа, необходимые для окончательного урегулирования суммы заявленных в претензии требований, то в течение промежутка времени между окончанием установленного времени и фактическим предоставлением таких документов проценты за багаж не начисляются.
Статья 50
Ответственность в случае ядерных инцидентов
Перевозчик освобождается от ответственности в соответствии с настоящими Едиными правилами за убытки или ущерб, вызванные ядерным инцидентом, в тех случаях, когда оператор ядерной установки или другое лицо, которое его заменяет, являются ответственными за убытки или ущерб в соответствии с правом и предписаниями Государства, устанавливающего ответственность в области ядерной энергии.
Статья 51
Лица, за которых перевозчик несет ответственность
Перевозчик несет ответственность за обслуживающий персонал, а также за любых третьих лиц, услугами которых он пользуется для выполнения перевозки в тех случаях, когда данный обслуживающий персонал и третьи лица действуют в пределах своих функциональных обязанностей. Управляющие железнодорожной инфраструктурой, используемой для выполнения перевозки, также являются лицами, услугами которых пользуется перевозчик для выполнения перевозки
Статья 52
Другие исковые требования
1. Во всех случаях применения настоящих Единых правил любые исковые требования, касающиеся ответственности перевозчика, на каких бы то ни было основаниях, могут быть предъявлены к перевозчику только при соблюдении условий и ограничений, установленных настоящими Едиными правилами.
2. Положения, изложенные в параграфе 1, применяются также к любым исковым требованиям, предъявляемым к обслуживающему персоналу и третьим лицам, за деятельность которых перевозчик несет ответственность в соответствии со Статьей 51.
Титул V
Ответственность пассажира
Статья 53
Особые принципы ответственности
Пассажир несет ответственность перед перевозчиком за любые убытки или ущерб:
(a) возникшие в результате неисполнения им своих обязанностей согласно:
1. Статьям 10, 14 и 20,
2. особым положениям перевозки транспортных средств, содержащимся в Общих условиях перевозки, или
3. Правилам международных перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом (RID), или
(b) причиненные предметами или животными, перевозимыми пассажиром, если он не докажет, что убытки или ущерб были вызваны обстоятельствами, которых он не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить, несмотря на то, что он предпринял требуемые от добросовестного пассажира меры предосторожности. Данное положение не влияет на ответственность перевозчика в соответствии со Статьями 26 и 33(1).
Титул VI
Защита прав
Статья 54
Установление частичной утраты или повреждения
1. В том случае, когда частичная утрата или повреждение предмета, ответственность за перевозку которого возложена на перевозчика (багаж, транспортные средства), обнаружены или предполагаются перевозчиком либо заявлены уполномоченным лицом, перевозчик обязан незамедлительно и, если это возможно, в присутствии уполномоченного лица составить отчет, в котором установить состояние предмета в соответствии с характером утраты или повреждения и, насколько это возможно, степень утраты или повреждения, его причины и время его возникновения.
2. Копия отчета предоставляется бесплатно уполномоченному лицу.
3. В случае если уполномоченное лицо не соглашается с результатами отчета, оно может заявить требование о том, чтобы состояние багажа или транспортного средства, а также причины и степень утраты или повреждения были установлены экспертом, назначенным либо сторонами договора перевозки, либо судом, либо трибуналом. Процедура рассмотрения дела регулируется правом и предписаниями Государства, на территории которого осуществляется такое установление.
Статья 55
Требования
1. Требования, касающиеся ответственности перевозчика в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам, должны быть направлены в письменной форме перевозчику, к которому может быть предъявлен иск. В случае если перевозка регулируется одним договором перевозки и осуществляется несколькими поочередными перевозчиками, требования могут также быть направлены первому или последнему перевозчику, а также перевозчику, имеющему основное место хозяйственной деятельности или филиал, или агентство, заключившее договор перевозки на территории Государства, в котором пассажир имеет постоянное место жительства или обычно проживает.
2. Другие требования, касающиеся договора перевозки, должны быть направлены в письменной форме перевозчику, указанному в Статье 56(2).
3. Документы, которые уполномоченное лицо считает необходимым приложить к заявленному требованию, должны быть предъявлены в оригинале, либо, в соответствующих случаях, должны быть предоставлены надлежащим образом заверенные копии, если того требует перевозчик. Для урегулирования заявленного требования перевозчик может потребовать предоставления билета, ваучера регистрации багажа и ваучера на перевозку.
Статья 56
Перевозчики, к которым может быть предъявлен иск
1. Иск, основанный на ответственности перевозчика в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам, может быть предъявлен только к перевозчику, который несет ответственность в соответствии со Статьей 26(5).
2. При условии соблюдения положений параграфа 4 другие иски пассажиров, основанные на договоре перевозки, могут быть предъявлены только к первому перевозчику, последнему перевозчику или перевозчику, выполнявшему часть перевозки, во время которой произошло событие, послужившее основанием для судебной процедуры.
3. Если в тех случаях, когда перевозка выполняется поочередными перевозчиками, перевозчик, который должен доставить багаж или транспортное средство, внесен с его согласия в ваучер регистрации багажа или в ваучер на перевозку, иск может быть предъявлен к нему в соответствии с параграфом 2, даже если он не получил багаж или транспортное средство.
4. Иск о взыскании суммы, уплаченной в соответствии с договором перевозки, может быть предъявлен к перевозчику, получившему данную сумму, или к перевозчику, от имени которого оплата была взята.
5. Кроме перевозчиков, указанных в параграфах 2 и 4, иск может быть предъявлен к иному перевозчику в тех случаях, когда данный иск подан в порядке встречного требования или в порядке исключения во время судебной процедуры, относящейся к основному исковому требованию, основанному на том же договоре перевозки.
6. В той части, в какой настоящие Единые правила применяются к заменяющему перевозчику, иск также может быть предъявлен к нему.
7. Если у истца есть выбор между несколькими перевозчиками, его право выбора считается погашенным с момента предъявления им иска к одному из них; данное правило применяется также в случаях, когда истец имеет выбор между одним или несколькими перевозчиками и заменяющим перевозчиком.
Статья 58
Утрата права на предъявление иска в случае смерти или телесного повреждения
1. Любое право на предъявление иска уполномоченным лицом, основанное на ответственности перевозчика в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам, считается утраченным, если в течение 12 месяцев после того, как уполномоченному лицу стало известно об убытках или ущербе, оно не известило о несчастном случае с пассажиром одному из перевозчиков, к которым исковое требование может быть предъявлено в соответствии со Статьей 55(1). В тех случаях, когда уполномоченное лицо в устной форме извещает перевозчика о несчастном случае, перевозчик должен предоставить ему подтверждение получения такого устного извещения.
2. Несмотря на вышеизложенное, право на подачу иска в любом случае сохраняется, если:
(a) в течение срока, предусмотренного параграфом 1, уполномоченное лицо направило исковое требование одному из перевозчиков, указанных в Статье 55(1);
(b) в течение срока, предусмотренного параграфом 1, перевозчик, который несет ответственность, другим способом узнал о несчастном случае с пассажиром;
(c) извещение о несчастном случае не было дано или было дано поздно не по вине уполномоченного лица;
(d) уполномоченное лицо докажет, что несчастный случай произошел по вине перевозчика.
Статья 59
Утрата права на предъявление иска, возникающего из договора перевозки багажа
1. Принятием багажа уполномоченное лицо утрачивает все права на предъявление к перевозчику иска, возникающего из договора перевозки, в случае частичной утраты, повреждения или задержки в доставке.
2. Несмотря на вышеизложенное, право на подачу иска в любом случае сохраняется:
(a) в случае частичной утраты или повреждения, если:
1. утрата или повреждение были установлены перед принятием багажа уполномоченным лицом в соответствии со Статьей 54,
2. установление частичной утраты или повреждения в соответствии со Статьей 54 не проводилось исключительно по вине перевозчика;
(b) в том случае, когда утрата или повреждения имеют скрытый характер и их наличие установлено после принятия багажа уполномоченным лицом, если оно:
1. сразу же после обнаружения утраты или повреждения, но не позднее трех дней после принятия багажа, заявило требование об их установлении в соответствии со Статьей 54, а также
2. докажет при этом, что утрата или повреждение возникли в течение промежутка времени между принятием багажа перевозчиком и его доставкой;
(c) в случае задержки в доставке, если уполномоченное лицо в течение двадцати одного дня предъявило свои требования к одному из перевозчиков, указанных в Статье 56(3);
(d) если уполномоченное лицо докажет, что утрата или повреждение были причинены по вине перевозчика.
Статья 60
Исковая давность
1. Срок исковой давности для предъявления исков о компенсации ущерба, основанных на ответственности перевозчика в случае смерти или причинения телесных повреждений пассажирам, составляет:
(a) для пассажиров - три года со дня, следующего после несчастного случая;
(b) для уполномоченных лиц - три года со дня, следующего после смерти пассажира, но не более пяти лет со дня, следующего после несчастного случая.
2. Срок исковой давности для других исков, возникающих из договора перевозки, составляет один год. Однако для исковых требований о возмещении убытков или ущерба, возникших в результате действия или бездействия, совершенного либо с умышленным намерением причинить таковые убытки или ущерб, либо по неосторожности с заведомым знанием о возможности возникновения таковых убытков или ущерба, срок исковой давности составляет два года.
3. Течение срока исковой давности, предусмотренного параграфом 2, начинается для исков:
(a) о выплате компенсации за полную утрату - с четырнадцатого дня после истечения периода времени, предусмотренного Статьей 22(3);
(b) о выплате компенсации за частичную утрату, повреждение или задержку в доставке - со дня, когда осуществилась доставка товара;
(c) во всех остальных случаях, касающихся перевозки пассажиров, - со дня истечения срока действия билета.
Течение срока исковой давности начинается на следующий день после даты, которой определено его начало.
4. [_]*(13)
5. [_]*(13)
6. В иных случаях приостановление и перерыв сроков исковой давности регулируются национальным правом.
Титул VII
Отношения между перевозчиками
Статья 61
Пропорциональное распределение платы за перевозку
1. Любой перевозчик, который получил или должен был получить плату за перевозку, обязан выплатить соответствующим задействованным перевозчикам причитающиеся им доли платы за перевозку. Способы выплаты устанавливаются соглашением между перевозчиками.
2. Статья 6(3), Статья 16(3) и Статья 25 применяются также к отношениям между поочередными перевозчиками.
Статья 62
Право регресса
1. Перевозчик, выплативший компенсацию в соответствии с настоящими Едиными правилами, имеет право предъявить регрессные требования к перевозчикам, принимавшим участие в перевозке, в соответствии с нижеследующими положениями:
(a) перевозчик, причинивший убытки или ущерб, несет единоличную ответственность за них;
(b) в тех случаях, когда убытки или ущерб были причинены несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за убытки или ущерб, которые он причинил; если такое разграничение невозможно, то компенсация распределяется между ними в соответствии с пунктом (c);
(c) если невозможно доказать, кто из перевозчиков причинил убытки или ущерб, обязанность выплаты компенсации распределяется между всеми перевозчиками, принимавшими участие в перевозке, за исключением тех из них, кто докажет, что убытки или ущерб были причинены не по их вине; такое распределение производится пропорционально их соответствующим долям платы за перевозку.
2. В случае неплатежеспособности любого из указанных перевозчиков невыплаченная доля, причитающаяся с него, распределяется между всеми остальными перевозчиками, принимавшими участие в перевозке, пропорционально их соответствующим долям платы за перевозку.
Статья 63
Процедура регресса
1. Законность выплаты, произведенной перевозчиком, воспользовавшимся правом регресса в соответствии со Статьей 62, не может оспариваться перевозчиком, к которому предъявлен регрессный иск, если компенсация была определена судом или трибуналом и если последнему перевозчику, надлежащим образом извещенному о судебной процедуре, была предоставлена возможность вступить в процесс в качестве третьего лица. Суд или трибунал, рассматривающие основной иск, устанавливают, в какое время следует дать такое извещение и когда допускается вступление в судебный процесс.
2. Перевозчик, воспользовавшийся правом регресса, обязан в рамках одной и той же судебной процедуры предъявить свои исковые требования ко всем перевозчикам, с которыми он не достиг соглашения по спорным вопросам, в противном случае он теряет свое право регресса к тем перевозчикам, которые не привлекались к участию в судебной процедуре.
3. Суд или трибунал должны вынести свое решение в рамках в одного и того же постановления по всем заявленным регрессным исковым требованиям.
4. Перевозчик, желающий принудительно в судебном порядке реализовать свое право регресса, может предъявить свой иск в суды или трибуналы Государства, на территории которого один из перевозчиков, принимавших участие в перевозке, имеет свое основное место хозяйственной деятельности или филиал, или агентство, заключившее договор перевозки.
5. В тех случаях, когда иск должен быть предъявлен к нескольким перевозчикам, перевозчику-истцу предоставляется право выбора суда или трибунала из тех, которые в соответствии с параграфом 2 наделены компетенцией, в который он может обратиться с иском.
6. Судебная процедура по регрессному требованию не может быть объединена с судебной процедурой по выплате компенсации, начатой по иску лица, уполномоченного в соответствии с договором перевозки.
Статья 64
Соглашения в отношении регресса
Перевозчики могут заключать соглашения о частичном отступлении от положений, изложенных в Статьях 61 и 62.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.